Здание НИРО
Нижегородский региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства  «Педагог-психолог России – 2017»
Сотрудники кафедры теории и методики профессионального образования на предприятии «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз – Антей»
Вход для пользователей
Подразделения

Дополнения по организационно-содержательному обеспечению учебного предмета «Физическая культура» в связи с реализацией ФГОС.

Несколько замечаний по поводу организационно-содержательного обеспечения учебного предмета «Физическая культура» в связи с реализацией ФГОС.

 

 

  • Учебный предмет «физическая культура» в соответствии с ФГОС включен в обязательный список учебных предметов. Кроме того, в соответствии с приказом №889 от 30.08.2010 г. МО РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план… для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования» для учебного предмета «физическая культура» с 1 по 11 классы  вводится дополнительно третий час в неделю за счет регионального (регионально-национального) компонента. По этому поводу есть разное отношение субъектов образовательной деятельности к необходимости таких действий - как положительное, так  и отрицательное.
  • Кафедра теории и методики ФВ и ОБЖ  НИРО, естественно, относиться к  данным действиям положительно. Для этого есть объективные (как и субъективные) причины. Объективно то, что физическая культура, как деятельность, относится к т.н. «родовым», которые характеризуются своими, присущими только им социальными функциями. Реализовать функции физической культуры другими видами деятельности невозможно. Значит, обеспечить разностороннее базовое общее образование без формирования физической культуры личности невозможно.
  • Исторически сложилось так, что понимание такой необходимости в РФ (со стороны управленцев образовательной деятельности, педагогов других учебных предметов, родителей) не сформировано по разным причинам. В случае ориентации на «выбор» учебного предмета «физическая культура» и наличия непонимания необходимости включения его в содержание учебного процесса, можно прогнозировать отсутствие (в большинстве случаев) этого выбора.  Данное обстоятельство чревато негативными последствиями в достижении, например, социально задаваемого уровня здоровья и ЗОЖ. 
  • В подтверждение отмеченного факта можно сослаться на «опыт» организации физического воспитания во Франции. В течение нескольких лет учебный предмет «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях там был по выбору. Мониторинг состояния здоровья в это время показал снижение его показателей. Причем, весьма существенно. В последние годы учебный предмет «физическая культура» во Франции был введен как обязательный. Положение дел, судя по результатам мониторинга, выправляется.
  • Очень важным моментом понимания сущности учебного предмета «физическая культура» является выделение (из числа других) двух характеризующих его социально важных задач. Первая задача связана с обучающей деятельностью – формирование базовых физкультурных знаний, формирование базовых способов двигательной деятельности (культуры движений), формирование базовой методической грамотности в связи с использованием средств физической культуры. Вторая задача связана с обеспечением двигательной активности, развитием двигательных качеств. Решение этой задачи имеет принципиальное значение для формирования здоровья и ЗОЖ.
  • В условиях недопонимания этого значения, государство (в лице управляющих содержанием общего образования государственных учреждений) вынуждено применять «насильственные», но объективно необходимые меры в определении ресурса времени на учебный предмет  «физическая культура». Предложенный ресурс времени, выделяемый на учебный предмет «физическая культура» (три часа в неделю) является оптимально необходимым (с точки зрения создания объема двигательной активности  как необходимого условия формирования и поддержания здоровья учащихся) в современных условиях общеобразовательной деятельности.
  • Введение учебного предмета  «физическая культура» в состав обязательных и определение для него недельного ресурса учебного времени в объеме три часа, являются важными шагами в решении  задач физкультурной социализации и обеспечения здоровья молодого поколения. Однако немаловажное значение имеют следующие шаги – необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение; качество реализации системы физкультурного общего образования.

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph