научно-практический семинар «Реализация ФГОС ДО: актуальная управленческая практика»
Научно-практическая конференция «Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации образовательных стандартов»
областная научно-практическая конференция Роль киноискусства в развитии художественной культуры школьников
Вход для пользователей
Подразделения

Перспективы развития образовательной области ОБЖ в связи с принятием нового образовательного стандарта.

Перспективы развития образовательной области ОБЖ в связи с принятием нового образовательного стандарта.

 

Качество основного общего образования давно не удовлетворяет общество и, к сожалению, продолжает снижаться. Одной из попыток исправить положение является разработка качественно новых стандартов. Проект нового стандарта старшей школы (10–11 классы) предполагает для обязательного изучения четыре предмета: «Россия в мире», ОБЖ, физкультуру и индивидуальный проект. Остальные дисциплины ученики могут выбирать на своё усмотрение. Острую дискуссию вызывает разделение образовательных областей на обязательные и избираемые учениками. Особые нарекания вызывает повышенный статус ОБЖ – основ безопасности жизнедеятельности. На наш взгляд, причина этому – незнание концепции предмета и реального его содержания. Большинство родителей, администрации образовательных учреждений, а нередко и преподаватели ОБЖ предмет представляют либо смесью гражданской обороны, первой медицинской помощи и подготовки к службе в армии, либо набором поведенческих алгоритмов на случай чрезвычайных ситуаций. Однако уже при включении предмета в программы общего образования было заявлено: "Для решения задачи подготовки граждан к безопасному поведению в новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях был создан курс "Основы безопасности жизнедеятельности".

Главной целью образовательной области ОБЖ намечено формирование культуры безопасности. Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества - в области обеспечения своей безопасности. Провозглашен приоритет прав личности.

Задачи курса:

1) формирование "личности безопасного типа", представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применить эти знания на практике;

2) воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед собой, обществом и природой.

Курс ОБЖ ориентирует современного ребёнка на формирование тех ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Именно «состояние защищенности жизненно важных интересов личности» - жизни и здоровья в современном мире характеризуют безопасность жизнедеятельности (ФЗ «О безопасности»).

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», по словам В.В. Гафнера: «посвящается тем,

  • кто устал убегать от опасностей и "ликвидировать их последствия",
  • кто изучает или обучает других ОБЖ или БЖД,
  • кто готов ЖИТЬ, а не выживать,
  • кто сохраняет ЗДОРОВЬЕ, а не борется с болезнями,
  • кто готов взять ответственность за свою ЖИЗНЬ и
  • способен СОЗДАВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ своими РУКАМИ, думая своей ГОЛОВОЙ и ощущая мир своим СЕРДЦЕМ»

Включение в образовательный стандарт курса ОБЖ является необходимым звеном в подготовке учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Актуальность предмета, к сожалению, только возрастает с ростом в мире количества чрезвычайных ситуаций, угроз, ухудшением здоровья населения.

На наш взгляд,  в проекте недостаточно обосновано разделение предметов на обязательные и не обязательные. Само сочетание понятий «стандарт» и «индивидуальный проект» вызывает вопросы, так же, как и порядок финансирования «индивидуальных» запросов, строго ограниченных 36-часовой неделей.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph