2
8
9
Новости

04.03.20112 марта 2011 года в Совете Федерации состоялось обсуждение проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

 

2 марта 2011 года в Совете Федерации под председательством главы СФ Сергея Миронова состоялось заседание президиума Совета законодателей. Участники заседания обсудили проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Общественное обсуждение этого документа, подготовленного Минобразования, закончилось 1 февраля, и теперь идет обобщение поступивших откликов.
С докладами выступили председатель Комитета СФ по образованию и науке Юрий Солонин, заместитель Министра образования и науки РФ Игорь Реморенко. Свое мнение о законопроекте, замечания и предложения высказали члены президиума Совета законодателей - руководители региональных парламентов Московской области, Свердловской области, Краснодарского края, Омской и Самарской областей.
Председатель профильного Комитета СФ по образованию и науке Юрий Солонин сообщил об обеспокоенности и тревоге, вызванных в регионах представленным законопроектом об образовании. В Совет Федерации, отметил Юрий Солонин, поступают весьма встревоженные отклики из субъектов Федерации, которые говорят о спорности ряда концептуальных моментов в новом законопроекте.
"Действительно, действующий закон в значительной степени себя исчерпал, но в законодательстве об образовании должна быть определенная преемственность", - подчеркнул глава профильного Комитета СФ Ю.Солонин.
Новый закон, по его словам, должен консолидировать общество, а не разъединять его, "не провоцировать дальнейшее расслоение общества, теперь уже в сфере образования". Представленный на общественное обсуждение документ вызвал столь острые дискуссии, столь принципиальные споры, что речь при доработке этого законопроекта должна идти не об исправлении технических огрехов, а о том, чтобы "нащупать концепцию закона".
По мнению сенатора Солонина, закон, в первую очередь, должен отражать принцип социальной ответственности государства, так как образование – это и передача знаний, и воспитание, социализация личности. Воспитательный аспект никоим образом не укладывается в понятие "рыночная услуга", какой разработчики концепции хотят представить российскую систему образования.
Во-вторых, подчеркнул Ю.Солонин, разработчикам концепции надо четко осознавать, что образование уже сегодня не является по сути бесплатным, так как граждане его финансируют путем уплаты налогов.
Есть и еще ряд спорных и не проработанных вопросов, на которые обратил внимание Юрий Солонин. В их числе сомнительная целесообразность изменения типологии образовательных учреждений, вопросы начального и среднего профессионального образования, система финансирования образовательных учреждений, статус социальный и материальный педагогов, нюансы с современными методами обучения, такими как дистанционное и Интернет образование.
На общественное обсуждение была вынесена уже вторая версия законопроекта, доработанная в Минобрнауки России после осенних парламентских слушаний в Госдуме и Совете Федерации, сообщил в докладе заместитель Министра образования и науки РФ – статс-секретарь Игорь Реморенко. Основные новации в законопроекте, по словам И.Реморенко, не соответствуют тому кругу вопросов, который вызывает активную реакцию в обществе.
Во-первых, законопроект устраняет существующие противоречия в сегодняшней нормативно-правовой базе, регулирующей вопрос образования.
Прописывает статус дистанционных и электронных методик образования, которые чрезвычайно востребованы и необходимы для ребят, проживающих в отдаленных территориях.
Касаясь вопроса о финансово-экономических механизмах в сфере образования, Игорь Реморенко сказал о планах по углублению и расширению системы подушевого финансирования, "удачно себя зарекомендовавшей и приведшей к увеличению объема финансирования". По информации статс-секретаря, итог подушевого финансирования – увеличение расходов на образование с 700 млрд  до 3 трлн рублей.
Значительно увеличивается в соответствие с законопроектом число участников системы образования за счет педагогов специализированного и дополнительного образования (обучения одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и т.д.).
Законопроектом сохраняется предельная нагрузка на старшеклассников – 36 часов в неделю.

Закрепляются дополнительные меры социальных гарантий для студентов, в частности, два вида стипендий (академическая и социальная), а также серьезное повышение роли органов самоуправления образовательных учреждений.
В процессе доработки законопроекта авторам еще предстоит поработать над терминами, констатировал И.Реморенко. Образование в новой редакции, заметил он, рассматривается не как "услуга", а как "социальное благо".
Игорь Реморенко сообщил, что обобщение поступающих от общественности предложений планируется завершить к 1 мая. К августу текущего года, по плану Минобразования, законопроект будет доработан и представлен на августовских всероссийских педагогических чтениях.

Далее на заседании президиума выступили главы региональных парламентов.
Более двухсот замечаний и предложений поступило на законопроект из Краснодарского края, сообщил председатель Заксобрания Краснодарского края Владимир Бекетов. Замечания краснодарцев связаны с изменением статуса учебных заведений и соблюдением трудовых прав педагогов, порядком оказания платных услуг учителями и реализацией прав на индивидуальные формы образования. Вводимые образовательные стандарты, право учеников изучать предметы по собственному выбору, - все это грозит размыванием единого образовательного пространства, выразил опасение Владимир Бекетов. Особое внимание он обратил на полномочия местных органов власти при принятии решения о реорганизации дошкольных образовательных учреждений.
Система начального и среднего профессионального образования имеет серьезные недостатки и нужно искать новые формы, чтобы готовить необходимые кадры для отечественных промышленных предприятий, подчеркнула в своем выступлении председатель Палаты Представителей Заксобрания Свердловской области Людмила Бабушкина. Законопроект вызывает ряд системных вопросов, отметила она, в части аккредитации учебных заведений, доступности дошкольного образования, роли общества в управлении образованием, регулярности повышения квалификации учителей и т.д.
Озабоченность ситуацией с социальным статусом и поддержкой учителей, проживающих и работающих в сельской местности, выразил председатель Московской областной думы Валерий Аксаков.
Отдельный аспект, на который обратил внимание Валерий Аксаков, - необходимость подготовки менеджерских кадров для управления школами как автономными бюджетными учреждениями. Он предложил на фиксированный период освободить от налогов автономные образовательные учреждения.
Резкой критике подверг идеологию законопроекта председатель Заксобрания Омской области Владимир Варнавский. Он поставил под сомнение целесообразность предлагаемой реформы системы образования с введением “образовательных стандартов”. Он обратил внимание на необходимость проверить работоспособность положений законопроекта в экспериментальном порядке. Также Владимир Варнавский высказал мнение о несоответствии подушевого финансирования образовательных учреждений демографической ситуации на Востоке страны. Высказав ряд критических замечаний по законопроекту, Владимир Варнавский подчеркнул, что большое количество поступивших с мест замечаний свидетельствует о недостаточной проработанности идеологии новой реформы образования.
Председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов предложил после доработки вернуть законопроект на общественное обсуждение.

В итоговом решении, принятом на заседании президиума, констатируется:
Общественные дискуссии, в том числе Интернет-обсуждение, показали, что текст законопроекта вызывает много вопросов и нуждается в доработке. Участниками заседания отмечалась недостаточная разработанность положений законопроекта, регулирующих элементы учебного процесса, их стандартизацию и нормирование, устанавливающих механизм обеспечения доступности и качества образования, определяющих объем и порядок реализации академических прав и свобод, а также социально-трудовых прав и гарантий в сфере образования.

По итогам обсуждения президиум Совета законодателей принял рекомендации органам исполнительной и законодательной ветвей власти. Замечания и предложения по проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предлагается направлять в Комитет Совета Федерации по образованию и науке до 1 апреля 2011 года.

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph