1
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Новости

16.05.2011Российский совет олимпиад школьников подвел итоги учебного года

27 апреля 2011 г. в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников, на котором были подведены итоги интеллектуальных соревнований, проведенных в 2010-2011 уч. г. под эгидой РСОШ. По мнению Председателя комитета по образованию и науке Совета Федерации России Ю.Н. Солонина, олимпиады могут стать стимулом формирования нового поколения учителей, квалификация которых должна соответствовать самым высоким научно-образовательным стандартам.

Заседание возглавил Председатель РСОШ академик В.А. Садовничий, а участниками мероприятия стали члены Совета, в том числе Академик РАН Г.И. Марчук, Вице-президент РАН А.Д. Некипелов; Директор Научного центра сердечнососудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАН, Президент Лиги здоровья нации Л.А. Бокерия; Ректор МГИМО, академик А.В. Торкунов; Президент МГТУ имени Н.Э. Баумана академик И.Б. Федоров; Научный руководитель Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», академик Р.И. Илькаев; Первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Ю.С. Карабасов; Председатель комитета по образованию и науке Совета Федераций Федерального Собрания России Ю.Н. Солонин; Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебова; другие.

Представляя членам Совета итоги прошедшего олимпиадного года, В.А. Садовничий отметил, что этот год стал значительным шагом в развитии олимпиадного движения как эффективной системы поиска талантов: «В 2010 году мы поставили перед собой в качестве стратегических задач повышение качества и доступности олимпиад, и в этих направлениях достигнуты весомые результаты».

Отмечая, что новации 2010-2011 уч .г. позволили 700 тыс. ребят из разных уголков России включиться в соревнования, Председатель РСОШ отметил приток в олимпиадное движение детей из сельской местности и указал, что самыми открытыми для сельских ребят стали Межрегиональная олимпиада по научному краеведению «Мир через культуру»; Олимпиада школьников «Основы православной культуры»;  Олимпиада Северо-Кавказского государственного технического университета среди школьников; Открытый республиканский физико-технический конкурс школьников «Исследуем и проектируем»; Олимпиада школьников «Надежда энергетики».

В качестве серьезного достижения Председатель РСОШ отметил сформировавшуюся тенденцию расширения влияния олимпиад школьников на страны ближнего зарубежья. По мнению В.А. Садовничего, эта тенденция крайне важна для восстановления единого социокультурного пространства на территории бывшего СССР, и ее необходимо развивать как приоритетную: «Россия должна укрепиться как центр образовательного и научного притяжения».

Олимпиадами-лидерами, в которых число участников из стран СНГ превысило 500 человек в каждой, стали Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии; Интернет-олимпиада школьников по физике; Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета; Олимпиада школьников «Ломоносов», Межрегиональная олимпиада школьников ГУ-ВШЭ, БелГУ, ИрГУ, МарГТУ, ОмГУ, РУДН, СПбГУ ИТМО, ТПУ, УрФУ.

В.А. Садовничий указал, что итоги 2010-2011 олимпиадного года демонстрируют существенное расширение участия в интеллектуальных соревнованиях школьников невыпускных 2-11 классов. По мнению председателя РСОШ, «это означает, что ребят в олимпиадах все более привлекают процессы творчества и состязаний, а не какие-либо преференции». Лидерами в этом направлении являются олимпиады «Основы православной культуры» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Санкт-Петербургская олимпиада школьников по математике, Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада, Московская олимпиада школьников по географии, Городская открытая олимпиада по физике.

Важным итогом года стало участие в олимпиадах школьников с ограниченными возможностями здоровья. На заседании члены Совета олимпиад утвердили список лучших олимпиадников-инвалидов, представленных к званию Лауреата благотворительной программы РСР «Талант преодоления» (церемония награждения состоится в мае).

В своем выступлении В.А. Садовничий в качестве важного достижения года отметил высокий интеграционный потенциал олимпиадного движения, выраженный в формировании вузовских консорциумов, взаимодействующих в рамках единого оргкомитета олимпиады. По словам Председателя РСОШ, «такие консорциумы, объединяя вузы различных регионов, де-факто укрепляют территориальные центры образовательного развития и потенциал регионов, они мотивируют ребят оставаться учиться в своем крае, а не уезжать для этого в столичные города». В.А. Садовничий указал, что в рамках своей региональной активности с апреля 2011 года Совет олимпиад начинает проведение региональных семинаров-совещаний организаторов олимпиад, также призванную укреплять олимпиадные площадки в регионах России.

Наряду с конкретными итогами олимпиадного года, участники заседаний оценили деятельность Совета олимпиад по выполнению социальной миссии интеллектуальных соревнований и их вклада в развитие страны и общества.

Первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Ю.С. Карабасов в этой связи отметил высокую результативность деятельности олимпиадной системы и указал ее очевидный инновационный характер: «Олимпиады школьников это один из удивительных инновационных и результативных проектов по защите интересов талантливой молодежи разных слоев, который сегодня осуществляется в интересах развития нашей экономики, поиска молодых талантов и созданию элиты».

Действенность олимпиад в становлении нового поколения молодежи, способного составить инновационный кадровый потенциал экономики, отметил Р.И. Илькаев, который указал на примеры объединения для проведения олимпиад вузов и крупных компаний. По мнению ученого, наряду со стимулированием знаний в фундаментальных областях, в рамках таких соревнований происходит знакомство с отраслевыми задачами и спецификой производства - по сути, осуществляется ранняя профориентация школьников.

В числе олимпиад, учитывающих отраслевую компоненту, следует указать «Нанотехнологии – прорыв в будущее» (совместно в Роснано, Интел), «Будущие исследователи – будущее науки» (совместно с ФГУП РФЯЦ ВНИИЭФ), Всероссийскую олимпиаду по финансовому рынку для старшеклассников (совместно с Сбербанком России, Фондовой биржей ММВБ); Балтийский научно-инженерный конкурс (совместно с ООО «Наукоемкие информационные технологии, Интел), Отраслевую физико-математическая олимпиада школьников «Росатом».

Развивая тезис о наполнении олимпиад практической (отраслевой) компонентой, Президент Лиги здоровья нации Л.А. Бокерия выступил за «формирование вокруг олимпиадного движения системы долгосрочной поддержи талантов «школа – вуз – место работы», которая обеспечит не только образовательное, но и профессиональное становление молодежи с последующим трудоустройством, повысит ее социальный оптимизм и оградит от вредных привычек».

Наряду с высокой социальной миссией олимпиадного движения, участники заседания отметили его роль как инструмента интеллектуального попечительства над школой. По мнению Председателя комитета по образованию и науке Совета Федерации России Ю.Н. Солонина, олимпиады могут стать стимулом формирования нового поколения учителей, квалификация которых должна соответствовать самым высоким научно-образовательным стандартам, носителями которых во многом являются вузы.

Председатель РСОШ академик В.А. Садовничий отметил, что организаторы олимпиад-школьников, большую часть из которых составляют высшие учебные заведения, нацелены на партнерство со школой, деловым сообществом, с общественными организациями и СМИ: «Наши общие усилия умножат возможности развития наших детей, дерзание, талант и энтузиазм которых является основой будущего нашего Отечества».

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph