Исследовательское образование – новая педагогическая
парадигма
Информационно-библиографический материал
Составитель: библиограф Е.В.Шадрина
Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова
Н.Новгород
2011
От составителя
Исследовательское образование является
сегодня активно развивающейся познавательной системой, обеспечивающей
функционирование инновационного социума [41]. В своей
статье «Исследовательское образование –
новая педагогическая парадигма» научный
руководитель НОЦ «Инновационная педагогика в техническом университете» А.О. Карпов
кратко излагает ряд ключевых концептов современного исследовательского
образования, которое находится в центре внимания европейской и американской
государственных систем: «социализация научно-исследовательского типа»,
«генеративное обучение», «трансформация знаний». Говоря о смене педагогической
парадигмы с формальной и универсальной на научную и когнитивно ориентированную,
ученый утверждает: «Новая дидактика, обретая исследовательский характер, должна
учитывать социокультурную сложность мира, вызванную действиями человека и искусственных
систем, динамику роста знаний и развития технологий, интенсификацию познавательных
усилий в условиях неопределенности перспектив»
[40].
Особенностью сегодняшнего дня стало понимание того, что система
образования не только определяет непосредственно возможности роста экономики,
но и решает вопрос опережающего культурного роста личности, которая будет
способна создать экономику, равно как и общество завтрашнего дня. О новизне
исследовательского образования рассуждает
и профессор Московского педагогического государственного университета
А.И. Савенков: «Оно предполагает движение по пути принципиального пересмотра
культурно-образовательных традиций, радикально меняющее цели образования, отношение
к самим знаниям и к путям их получения» [93-95].
Однако решающим фактором европейской конкурентоспособности, согласно
официальным документам Европейской комиссии, является обучение
исследовательской деятельности, поэтому предлагаемый библиографический материал
в основном содержит сведения о публикациях, посвященных развитию навыков
исследовательской деятельности на различных
ступенях и уровнях российского образования за 2009-2011гг.
- Абрамова, С.В. Проектная и учебно-исследовательская
работа школьников по русскому языку //
Русский язык в школе.-2011.- №5.-С.24-29.; №6.-С. 22-28; №7.-С.20-25.
- Абрамова, М.Н. Исследовательская деятельность как
технология становления личности обучающихся // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент.-2011.-№2.-С.23-25.
- Ананьина, Н.О. Организация научной и творческой
деятельности младших школьников // Завуч начальной школы.-2010.-№4.-С.21-42.
- Антонова, С.Ю. Методическое сопровождение
учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках предмета
"Иностранный язык"// Исследовательская работа
школьников.-2010.-№4.-С.78-83.
- Арефьева, О.В. Роль студенческого научного общества
колледжа в развитии исследовательских навыков учащихся //
Методист.-2009.-№3.-С.40-45.
- Балашова, А.И. Развитие исследовательских умений учащихся
в процессе преподавания литературы // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2009.-№2.-С.34-38.
- Бардилева, Ю. П. Основные этапы и структура работы над
историческим и краеведческим исследованием: рекомендации учителю и учащимся //
Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.92-95.
- Белоусова, Т.Н. Исследования и проекты: что снижает
мотивацию школьников к познанию // Народное образование (электронная версия).-2010.-№8.-С.169-175.
- Белоусова, Т.Н. Влияние педагогических мифов на
организацию исследовательской деятельности школьников // Стандарты и мониторинг
в образовании.-2010.-№6.-С.44-49.
- Белоусова, Т.Н. Сценарный подход к управлению
исследовательской деятельностью школьников // Профильная
школа.-2010.-№5.-С.44-48.
- Белых, С.Л. Исследовательские технологии в
образовательном пространстве вуза // Образовательные технологии.-2008.-№4.-С.86-93.
- Бобылева, О.Л. Организация исследовательской деятельности
учащихся в современной сельской школе // Методист.-2011.-№1.-С.59-63.
- Винокуов, А.К. Организация поисково-исследовательской
работы младших школьников // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2009.-№3.-С.56-60.
- Волкова, Л.А. Виды, алгоритмы и принципы школьных учебных исследований
// Исследовательская работа школьников.-2009.-№4.-С.17-22.
- Воробьев, В.К. Исследовательская деятельность в
содержании гимназического образования // Национальный проект
"Образование".-2011.-№1.-С.47-48.
- Воробьева, Л.К. Особенности научно-исследовательской
деятельности учащихся // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.121.
- Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития
учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт системного проектирования
// Исследовательская работа школьников.-2010.-№1.-С.78-89.
- Галагузов, А.Н. Культурологический подход как
методологическое основание образовательной деятельности // Педагогическое
образование и наука.-2011.-№4.-С.45-50.
- Галочко, Е.К. Сотворчество учителя и ученика в ходе проведения
учебного исследования по литературе // Национальный проект "Образование".-2009.-№3.-С.
54-55.
- Гвоздикова, Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках
русского языка // Инновационные проекты и программы в
образовании.-2010.-№5.-С.60-62.
- Герасименко, В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся
в процессе работы над проектом // Воспитание школьников.-2010.-№4.-С.46-55.
- Гилядов. C.Р. Организация проектно-исследовательской
деятельности в школе: знать ошибки, чтобы их исправить // Исследовательская
работа школьников.-2009.-№3.-С.89-95.
- Григорьева, К.П. Развитие гуманистического потенциала
старшеклассников посредством организации учебно-исследовательской деятельности
// Профильная школа.- 2009.-№4.-С.49-51.
- Груздева, Е.В. Программа по развитию исследовательской
деятельности детей младшего школьного возраста "Юный исследователь"//
Исследовательская работа школьников.-2010.-№4.-С.84-97.
- Гузеев,В.В. Исследовательская работа в профильном
обучении // Народное образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.192-196.
- Гурвич, Е.М. Индивидуальная исследовательская работа с
учащимися // Исследовательская работа
школьников.-2008.-№4.-С.26-42.
- Давыдова, Е.А. Использование проектно-исследовательской
формы обучения в образовательном процессе начальной школы (из опыта практической
работы) // Начальное образование.-2010.-№6.-С.26-28.
- Давыдова, Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся //
Начальная школа.-2010.-№12.-С.61-62.
- Донская, Л.Н. Структура исследовательской деятельности в
сельской школе // Директор сельской школы.-2009.-№4.-С.83-86.
- Дорохова, Т.А. Исследовательская деятельность как фактор
реализации компетентностного подхода в образовании // Экология в
школе.-2010.-№4.-С.4-6.
- Дровосекова, Н.И. Советы авторам и руководителям школьных исследовательских
работ по истории и краеведению // Практика административной работы в
школе.-2009.-№5.-С.56-59.
- Ерофеева, Т.И. Роль экспериментальной площадки в
научно-исследовательской работе // Исследовательская работа
школьников.-2009.-№4.-С.55-59.
- Захарова, Т.Б. Проектирование как основа
исследовательской деятельности // Информатика и образование.-2011.-№7.-С.19-24.
- Зильберберг, Н. Планирование участия школьников в
исследовательской деятельности // Школьное планирование.-2011.-№2.-С.86-95.
- Зильберберг, Н.И. Этапы включения школьников в
исследовательскую деятельность// Школьные технологии.-2008.-№5.-С.76-81.
- Иванов, А. Программы социальной, проектной и
учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях новых требований
стандартов образования // Вестник образования.-2011.-№6.-С.50-63.
- Изгибаева, Н.Н. Научно-образовательный комплекс
"Малая академия учащихся" // Эксперимент и инновации в
школе.-2010.-№2.-С.21-25.
- Ионина, Н.Г. Исследовательская деятельность обучающихся в
сельской школе // Директор сельской школы.-2009.-№3.-С.136-141.
- Канева, С.П. Формирование самостоятельной творческой
личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность //
Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.56-58.
- Карпов, А.О. Исследовательское образование как новая
педагогическая парадигма // Одаренный
ребенок.-2010.-№5.-С.6-32.
- Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые
концепты // Педагогика.-2011.-№3.-С.20-30.
- Карпов, А.О. Как организовать исследовательское
обучение школьников // Народное образование (электронная версия).-2011.-№2.-С.36-42.
- Карпунина, В.А. Взаимодействие дополнительного, основного
и высшего образования в организации научно-исследовательской деятельности
школьников // Методист.-2010.-№7.-С.49-53.
- Клементьев, А.В. Из опыта организации исследовательской
деятельности школьников по истории и обществознанию // Одаренный
ребенок.-2010.-№5.-С.122-140.
- Коваленко, О.А. Использование компьютерных технологий при
формировании исследовательских умений младших школьников // Начальная школа
плюс до и после.-2011.-№5.-С.25-30.
- Концепция
развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах
(Проект)// Вестник образования.-2010.-№21.-С.55-68.
- Корепанова, А.А. Организация проектной и
исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии
// Инновационные проекты и программы.-2010.-№5.-С.68-70.
- Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и
оформления исследовательской работы учащихся // Исследовательская работа
школьников.-2009.-№3.-С.49-61.
- Котельникова, Я.А. Организация научно-исследовательской
деятельности в процессе воспитания коллектива // Одаренный
ребенок.-2010.-№5.-С.104-110.
- Кошманова, Л.А. Об особенностях организации исследовательской
деятельности в школе-интернате // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.84-87.
- Кузнецова, А.Г. Проектно-исследовательская деятельность
учащихся // Дополнительное образование и воспитание.-2009.-№7.-С.9-15.
- Кузнецова, Т.В. Проектно-исследовательская деятельность
как образовательный ресурс для учащихся и педагогов // Начальное
образование.-2011.-№3.-С.46-51.
- Куприна, Л.Е. Метод проектов как способ организации
исследовательской деятельности учащихся начальной школы // Начальное образование.-2010.-№2.-С.16-19.
- Кушнарева, Н.Ю. От исследовательской деятельности на уроке - к
индивидуальной исследовательской работе ученика// Исследовательская работа
школьников.-2010.-№2.-С.30-36.
- Леонтович, А.В. Исследовательская школа и творческая
лаборатория в образовании // Дополнительное образование и воспитание.-2009.-
№11.-С.3-9.
- Леонтович, А.В. Принципы системного построения исследовательской
деятельности в образовательной системе // Исследовательская работа школьников.-2009.-№3.-С.13-22.
- Макарова, Е.Л. Вопросы формирования исследовательской
компетентности // Профессиональное образование.-2011.-№2.-С.30-31.
- Макарова, Л.Н. Формирование учебно-исследовательской культуры
старшеклассников сельской школы // Директор сельской школы.-2010.-№2.-С.38-54.
- Макарова, Ю.Н. Дистанционная форма обучения в
дополнительном образовании детей: развитие интеллектуальных и творческих
способностей в исследовательской деятельности // Одаренные
дети.-2010.-№5.-С.57-62.
- Маркина, Г.Н. Применение исследовательских методов в
преподавании русского языка и литературы // Образование в современной школе.-2010.-№6.-С.49-53.
- Маслова, Е.В. Некоторые аспекты организации
научно-исследовательской деятельности школьников // Одаренный
ребенок.-2009.-№1.-С.34-37.
- Медведев, Д. О реализации пилотного проекта по созданию
национальных исследовательских университетов // Вестник образования.-2009.-№16.-С.58-59.
- Никитина, Н. Реализация интегративной функции
педагогики в исследовании проблемы // Соискатель-педагог.-2009.-№2.-С.70-73.
- Новожилова, М.М. Азы управления проектно-исследовательской
деятельностью учащихся // Исследовательская работа
школьников.-2009.-№3.-С.75-88.
- Осечкина, Л. Исследовательская направленность личности
будущего учителя: психолого-педагогические условия формирования способности к
поиску // Соискатель-педагог.-2009.-№2.-С.74-75.
- Отарова, А.Ю. Работа с одаренными детьми, организация
исследовательской деятельности учащихся // Одаренный
ребенок.-2010.-№2.-С.20-39.
- Пазынин, В.В. Модель исследовательского урока //
Исследовательская работа школьников.-2008.-№4.-С.58-65.
- Панов, В.И. Становление субъекта и субъектности в
исследовательской деятельности // Школьные технологии.-2008.-№4.-С.45-46.
- Пильдес, М.Б. Инновационный проект "от
"портфолио выходного дня" к "абитур-классу": формирование
исследовательской компетентности за счет интеграции общего и дополнительного
образования в современной школе // Национальный проект
"Образование".-2009.-№3.-С.10-24.
- Пискунова, Е.В. Исследовательская деятельность
обучающихся: бакалавриат, магистратура,
аспирантура // Педагогика.-2010.-№7.-С.58-65.
- Подкопаева, И.Н. Организация и проведение урока-исследования //
Химия в школе.-2010.-№4.-С. 16-24.
- Полеонок, Г.И. Исследовательская деятельность учащихся //
Специалист.-2011.-№1.-С.19-20.
- Полищук, О.В. Организация индивидуальной исследовательской
деятельности учащихся по психологии // Исследовательская работа
школьников.-2010.-№1.-С.72-77.
- Полын, С.А. Методика
организации выполнения исследовательских работ // Одаренный
ребенок.-2010.-№5.-С.117-120.
- Полянка, Е.З. Проектная и исследовательская деятельность по
здоровьесбережению в начальной школе // Исследовательская работа
школьников.-2010.-№2.-С.74-78.
- Прокофьева, Л.Б. Технологии организации и сопровождения
поисковой деятельности - путь творческого развития ученика и учителя//
Школьные технологии.-2008.-№6.-С.115-119.
- Пшеничникова, Т.Д. Исследовательская практика школьников в
системе экологического образования // Исследовательская работа школьников.-2010.-№3.-С.28-33.
- Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова,
Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение,
2011.
- Рогова, И. Исследовательская деятельность учащихся в
условиях профильного обучения // Школьное планирование.-2009.-№1.-С.54-61.
- Рогова, И.А. Проектно-исследовательская деятельность
обучающихся в условиях профильного обучения
// Профильная школа.-2011.-№2.-С.17-20.
- Ротенберг, В.С. Потребность в поиске и ее смысл //
Исследовательская работа школьников.-2009.-№4.-С.19-25.
- Рубин, М. Отбор информации - школа мышления //
Школьные технологии.-2008.-№6.-С.109-114.
- Рыльщикова, Л.П. Методологические аспекты организации
учебно-познавательной, исследовательской и творческой деятельности студентов
// Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№1.-С.16-19.
- Савенков, А.И. Концепция исследовательского обучения //
Школьные технологии.-2008.-№4.-С.47-50.
- Савенков, А.И. Эффективная организация исследовательского
обучения школьников // Народное образование.-2011.-№6.-С.173-181.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников / А.И. Савенков.- М: Изд-во "Учебная литература"; Издат.
дом "Федоров" ,2010.
- Семенова, И.Е. Формирование исследовательской
компетентности школьников как средство повышения учебной мотивации//
Методист.-2010.-№10.-С.53-54.
- Сиденко, А.С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию
// Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.2-15.
- Сидорчук, Т.А. Проблемные ситуации и творческие задания
как средство формирования исследовательских навыков обучающихся // Исследовательская
работа школьников.-2009.-№3.-С.35-39.
- Смушкевич, Л.Н. Организация проектной и исследовательской
деятельности учащихся в условиях многопрофильного лицея // Одаренный
ребенок.-2010.-№3.-С.88-92.
- Сторжева, Н.В. Возможности использования
исследовательского подхода на уроках биологии при проведении практических
работ // Эксперимент и инновации в образовании.-2009.-№5.-С. 55-59.
- Сырицына, С.И. Научно-исследовательская деятельность НОУ
начальной школы "Эврика" // Завуч начальной школы.-2010.-№4.-С.12-29.
- Сырицына, С.И. Программа курса "Я -
исследователь" // Завуч начальной школы.-2010.-№4.-С.4-11.
- Тряскина, Л.Г. Использование инновационных технологий в
учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
// Исследовательская работа школьников.-2010.-№3.-С.19-23.
- Удрас, И.А. Формирование исследовательской
деятельности младших школьников // Начальная школа.-2010.№3.-С.14-18.-(Биб-ка
учителя).
- Усова, Р.И. Организация учебного исследования при изучении
межпредметного элективного курса "Край мой северный"// Исследовательская
работа школьников.-2009.-№4.-С.49-56.
- Ушаков, А.А. Реализация компетентностного подхода в
организации учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов
// Профильная школа.-2011.-№2.-С.8-12.
- Федулина, С.Б. Формирование экологической культуры
студентов гуманитарного вуза в процессе изучения курса "Экология"
средствами исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников.-2010.-№3.-С.24-27.
- Фоменко, А.И. Исследование как способ формирования
предметной одаренности // Одаренный ребенок.-2010.-№3.-С.130-134.
- Фоминская, И.В. Организация
научного ученического общества в школе // Одаренный
ребенок.-2010.-№5.-С.112-116.
- Фурсенко, А. О
перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации
программ развития университетов, в отношении которых установлена категория
«национальный исследовательский университет» //Вестник
образования.-2009.-№20.-С.77-80.
- Цыцаркина, Е.Л. Методическое
обеспечение процесса проектной и исследовательской деятельности в образовательном
учреждении // Методист.-2009.-№6.-С.50-51.
- Челнокова, Е.А. Тьюторское
сопровождение научно-исследовательской
деятельности школьников в профильной школе // Исследовательская работа
школьников.-2009.- №3.-С.42-46.
- Черенкова, И.В. Электронный
ресурс "Портфолио ученика-исследователя" как способ развития исследовательской
культуры школьников // Национальный проект
"Образование".-2011.-№1.-С.49-51.
- Черепанова, Т.Б. О системе
работы учреждения образования по формированию исследовательской и коммуникативной
компетенции школьников // Одаренный ребенок.-2009.-№3.-С.21-27.
- Чернова, О.В. Организация
исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика административной
работы в школе.-2009.-№5.-С.45-50.
- Черноперова, М. Г. Формирование
исследовательских умений у младших школьников // Инновационные проекты и
программы в образовании.-2009.-№6.-С.96-104.
- Чудинова, А.Р. Раскрытие
потенциала учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий
при изучении предметов гуманитарного цикла // Исследовательская работа школьников.-2010.-№4.-С.41-63.
- Шаньгина, Л.В. Интегрированный
подход в обучении как условие формирования исследовательских навыков
школьников // Исследовательская работа школьников.-2010.-№1.-С.97-99.
- Шмачилина, С.В. Исследовательская
культура старшеклассников: формирование и диагностика // Воспитание
школьников.-2010.-№1.-С.3-9.
- Шогенова, Ф.А. Развитие
системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях
// Педагогика.-2010.-№9.-С.84-88.
- Шпичко, В.Н. Организация
исследовательской деятельности учащихся // Мастер-класс: приложение к журналу
"Методист".- 2010.-№4.-С.48-56.
- Якушева, Н.М. Поисково-исследовательская
деятельность в школе // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2010.-№2.-С.34-38.
- Ямщикова, А.Г. Формирование
исследовательских умений студентов в процессе разработки и реализации
учебно-методических комплексов // Человек и образование.-2010.-№1.-С.88-91.
- Яшина, С.В. Организация
проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического
воспитания "Я исследую мир!" // Методист.-2010.-№9.-С.62-68.
|