Идут занятия
Научно-практическая конференция «Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации образовательных стандартов»
Сотрудники ГБОУ ДПО НИРО на Первомайской демонстрации
Вход для пользователей
Подразделения

Исследовательское образование – новая педагогическая парадигма.

 

 

 Исследовательское образование – новая педагогическая парадигма

Информационно-библиографический материал

 

Составитель: библиограф Е.В.Шадрина

Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова

 

Н.Новгород

2011

 

От составителя

    Исследовательское образование     является сегодня активно развивающейся познавательной системой, обеспечивающей функционирование инновационного социума [41]. В своей статье  «Исследовательское образование – новая педагогическая парадигма»  научный руководитель НОЦ «Инновационная педагогика в техническом университете» А.О. Карпов кратко излагает ряд ключевых концептов современного исследовательского образования, которое находится в центре внимания европейской и американской государственных систем: «социализация научно-исследовательского типа», «генеративное обучение», «трансформация знаний». Говоря о смене педагогической парадигмы с формальной и универсальной на научную и когнитивно ориентированную, ученый утверждает: «Новая дидактика, обретая исследовательский характер, должна учитывать социокультурную сложность мира, вызванную действиями человека и искусственных систем, динамику роста знаний и развития технологий, интенсификацию познавательных усилий  в условиях неопределенности перспектив» [40].

      Особенностью сегодняшнего дня стало понимание того, что система образования не только определяет непосредственно возможности роста экономики, но и решает вопрос опережающего культурного роста личности, которая будет способна создать экономику, равно как и общество завтрашнего дня. О новизне исследовательского образования рассуждает  и профессор Московского педагогического государственного университета А.И. Савенков: «Оно предполагает движение по пути принципиального пересмотра культурно-образовательных традиций, радикально меняющее цели образования, отношение к самим знаниям и к путям их получения» [93-95]. 

   Однако решающим фактором европейской конкурентоспособности, согласно официальным документам Европейской комиссии, является обучение исследовательской деятельности, поэтому предлагаемый библиографический материал в основном содержит сведения о публикациях, посвященных развитию навыков исследовательской деятельности на различных  ступенях и уровнях российского образования за 2009-2011гг.

  • Абрамова, С.В.  Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку  // Русский язык в школе.-2011.- №5.-С.24-29.; №6.-С. 22-28; №7.-С.20-25.
  • Абрамова, М.Н.  Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся // Муниципаль­ное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№2.-С.23-25.
  • Ананьина, Н.О.  Организация научной и творческой деятельности младших школьников // Завуч начальной школы.-2010.-№4.-С.21-42.
  • Антонова, С.Ю.  Методическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках пред­мета "Иностранный язык"// Исследовательская работа школьников.-2010.-№4.-С.78-83.
  • Арефьева, О.В.  Роль студенческого научного общества колледжа в развитии исследовательских навыков уча­щихся // Методист.-2009.-№3.-С.40-45.
  • Балашова, А.И.  Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы // Муниципаль­ное образование: инновации и эксперимент.-2009.-№2.-С.34-38.
  • Бардилева, Ю. П.  Основные этапы и структура работы над историческим и краеведческим исследованием: рекомен­дации учителю и учащимся // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.92-95.
  • Белоусова, Т.Н.  Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию // Народное образова­ние (электронная версия).-2010.-№8.-С.169-175.
  • Белоусова, Т.Н.  Влияние педагогических мифов на организацию исследовательской деятельности школьников // Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.-№6.-С.44-49.
  • Белоусова, Т.Н.  Сценарный подход к управлению исследовательской деятельностью школьников // Профильная школа.-2010.-№5.-С.44-48.
  • Белых, С.Л.  Исследовательские технологии в образовательном пространстве вуза // Образовательные техноло­гии.-2008.-№4.-С.86-93.
  • Бобылева, О.Л.  Организация исследовательской деятельности учащихся в современной сельской школе // Мето­дист.-2011.-№1.-С.59-63.
  • Винокуов, А.К.  Организация поисково-исследовательской работы младших школьников // Муниципальное образова­ние: инновации и эксперимент.-2009.-№3.-С.56-60.
  • Волкова, Л.А. Виды, алгоритмы и принципы школьных учебных исследований // Исследовательская работа школьни­ков.-2009.-№4.-С.17-22.
  • Воробьев, В.К.  Исследовательская деятельность в содержании гимназического образования // Национальный про­ект "Образование".-2011.-№1.-С.47-48.
  • Воробьева, Л.К. Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.121.
  • Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт сис­темного проектирования // Исследовательская работа школьников.-2010.-№1.-С.78-89.
  • Галагузов, А.Н.  Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности // Педа­гогическое образование и наука.-2011.-№4.-С.45-50.
  • Галочко, Е.К. Сотворчество учителя и ученика в ходе проведения учебного исследования по литературе // Нацио­нальный проект "Образование".-2009.-№3.-С. 54-55.
  • Гвоздикова, Е.И.  Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Инновационные проекты и про­граммы в образовании.-2010.-№5.-С.60-62.
  • Герасименко, В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом // Воспита­ние школьников.-2010.-№4.-С.46-55.
  • Гилядов. C.Р. Организация проектно-исследовательской деятельности в школе: знать ошибки, чтобы их испра­вить // Исследовательская работа школьников.-2009.-№3.-С.89-95.
  • Григорьева, К.П.  Развитие гуманистического потенциала старшеклассников посредством организации учебно-иссле­довательской деятельности // Профильная школа.- 2009.-№4.-С.49-51.
  • Груздева, Е.В.  Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста "Юный исследователь"// Исследовательская работа школьников.-2010.-№4.-С.84-97.
  • Гузеев,В.В.  Исследовательская работа в профильном обучении // Народное образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.192-196.
  • Гурвич, Е.М. Индивидуальная исследовательская работа с учащимися  // Исследовательская работа школьников.-2008.-№4.-С.26-42.
  • Давыдова, Е.А.  Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе началь­ной школы (из опыта практической работы) // Начальное образование.-2010.-№6.-С.26-28.
  • Давыдова, Е.Р.  Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа.-2010.-№12.-С.61-62.
  • Донская, Л.Н. Структура исследовательской деятельности в сельской школе // Директор сельской школы.-2009.-№4.-С.83-86.
  • Дорохова, Т.А.  Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образова­нии // Экология в школе.-2010.-№4.-С.4-6.
  • Дровосекова, Н.И. Советы авторам и руководителям школьных исследовательских работ по истории и краеведе­нию // Практика административной работы в школе.-2009.-№5.-С.56-59.
  • Ерофеева, Т.И.  Роль экспериментальной площадки в научно-исследовательской работе // Исследовательская ра­бота школьников.-2009.-№4.-С.55-59.
  • Захарова, Т.Б.  Проектирование как основа исследовательской деятельности // Информатика и образование.-2011.-№7.-С.19-24.
  • Зильберберг, Н.  Планирование участия школьников в исследовательской деятельности // Школьное планирова­ние.-2011.-№2.-С.86-95.
  • Зильберберг, Н.И.  Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность// Школьные технологии.-2008.-№5.-С.76-81.
  • Иванов, А.  Программы социальной, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в усло­виях новых требований стандартов образования // Вестник образования.-2011.-№6.-С.50-63.
  • Изгибаева, Н.Н.  Научно-образовательный комплекс "Малая академия учащихся" // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№2.-С.21-25.
  • Ионина, Н.Г. Исследовательская деятельность обучающихся в сельской школе // Директор сельской школы.-2009.-№3.-С.136-141.
  • Канева, С.П.  Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проект­ную деятельность // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.56-58.
  • Карпов, А.О.  Исследовательское образование как новая педагогическая парадигма  // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.6-32.
  • Карпов, А.О.  Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика.-2011.-№3.-С.20-30.
  • Карпов, А.О.  Как организовать исследовательское обучение школьников // Народное образование (электронная вер­сия).-2011.-№2.-С.36-42.
  • Карпунина, В.А.  Взаимодействие дополнительного, основного и высшего образования в организации научно-иссле­довательской деятельности школьников // Методист.-2010.-№7.-С.49-53.
  • Клементьев, А.В.  Из опыта организации исследовательской деятельности школьников по истории и обществозна­нию // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.122-140.
  • Коваленко, О.А.  Использование компьютерных технологий при формировании исследовательских умений млад­ших школьников // Начальная школа плюс до и после.-2011.-№5.-С.25-30.
  • Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах (Проект)// Вестник обра­зования.-2010.-№21.-С.55-68.
  • Корепанова, А.А.    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии
    // Инновационные проекты и программы.-2010.-№5.-С.68-70.
  • Котельникова, Я.А.  Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся // Ис­следовательская работа школьников.-2009.-№3.-С.49-61.
  • Котельникова, Я.А.  Организация научно-исследовательской деятельности в процессе воспитания коллектива // Ода­ренный ребенок.-2010.-№5.-С.104-110.
  • Кошманова, Л.А. Об особенностях организации исследовательской деятельности в школе-интернате // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.84-87.
  • Кузнецова, А.Г.  Проектно-исследовательская деятельность учащихся // Дополнительное образование и воспита­ние.-2009.-№7.-С.9-15.
  • Кузнецова, Т.В.  Проектно-исследовательская деятельность как образовательный ресурс для учащихся и педаго­гов // Начальное образование.-2011.-№3.-С.46-51.
  • Куприна, Л.Е. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы // Начальное образование.-2010.-№2.-С.16-19.
  • Кушнарева, Н.Ю. От исследовательской деятельности на уроке - к индивидуальной исследовательской работе уче­ника// Исследовательская работа школьников.-2010.-№2.-С.30-36.
  • Леонтович, А.В.  Исследовательская школа и творческая лаборатория в образовании // Дополнительное образова­ние и воспитание.-2009.- №11.-С.3-9.
  • Леонтович, А.В. Принципы системного построения исследовательской деятельности в образовательной системе // Исследовательская работа школьников.-2009.-№3.-С.13-22.
  • Макарова, Е.Л.  Вопросы формирования исследовательской компетентности // Профессиональное образование.-2011.-№2.-С.30-31.
  • Макарова, Л.Н. Формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы // Дирек­тор сельской школы.-2010.-№2.-С.38-54.
  • Макарова, Ю.Н.  Дистанционная форма обучения в дополнительном образовании детей: развитие интеллектуаль­ных и творческих способностей в исследовательской деятельности // Одаренные дети.-2010.-№5.-С.57-62.
  • Маркина, Г.Н.  Применение исследовательских методов в преподавании русского языка и литературы // Образова­ние в современной школе.-2010.-№6.-С.49-53.
  • Маслова, Е.В.  Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности школьников // Одарен­ный ребенок.-2009.-№1.-С.34-37.
  • Медведев, Д. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов // Вест­ник образования.-2009.-№16.-С.58-59.
  • Никитина, Н.  Реализация интегративной функции педагогики в исследовании проблемы // Соискатель-педагог.-2009.-№2.-С.70-73.
  • Новожилова, М.М. Азы управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся // Исследовательская ра­бота школьников.-2009.-№3.-С.75-88.
  • Осечкина, Л.  Исследовательская направленность личности будущего учителя: психолого-педагогические условия формирования способности к поиску // Соискатель-педагог.-2009.-№2.-С.74-75.
  • Отарова, А.Ю.  Работа с одаренными детьми, организация исследовательской деятельности учащихся // Одарен­ный ребенок.-2010.-№2.-С.20-39.
  • Пазынин, В.В. Модель исследовательского урока // Исследовательская работа школьников.-2008.-№4.-С.58-65.
  • Панов, В.И.  Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности // Школьные технологии.-2008.-№4.-С.45-46.
  • Пильдес, М.Б.  Инновационный проект "от "портфолио выходного дня" к "абитур-классу": формирование исследова­тельской компетентности за счет интеграции общего и дополнительного образования в современной школе // Национальный проект "Образование".-2009.-№3.-С.10-24.
  • Пискунова, Е.В.  Исследовательская деятельность обучающихся:  бакалавриат, магистратура, аспирантура // Педаго­гика.-2010.-№7.-С.58-65.
  • Подкопаева, И.Н. Организация и проведение урока-исследования // Химия в школе.-2010.-№4.-С. 16-24.
  • Полеонок, Г.И.  Исследовательская деятельность учащихся // Специалист.-2011.-№1.-С.19-20.
  • Полищук, О.В. Организация индивидуальной исследовательской деятельности учащихся по психологии // Исследова­тельская работа школьников.-2010.-№1.-С.72-77.
  • Полын, С.А. Методика организации выполнения исследовательских работ // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.117-120.
  • Полянка, Е.З.  Проектная и исследовательская деятельность по здоровьесбережению в начальной школе // Исследо­вательская работа школьников.-2010.-№2.-С.74-78.
  • Прокофьева, Л.Б.  Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности - путь творческого разви­тия ученика и учителя// Школьные технологии.-2008.-№6.-С.115-119.
  • Пшеничникова, Т.Д.  Исследовательская практика школьников в системе экологического образования // Исследова­тельская работа школьников.-2010.-№3.-С.28-33.
  • Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.
  • Рогова, И.  Исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Школьное планирова­ние.-2009.-№1.-С.54-61.
  • Рогова, И.А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях профильного обучения
    // Профильная школа.-2011.-№2.-С.17-20.
  • Ротенберг, В.С. Потребность в поиске и ее смысл // Исследовательская работа школьников.-2009.-№4.-С.19-25.
  • Рубин, М.   Отбор информации - школа мышления // Школьные технологии.-2008.-№6.-С.109-114.
  • Рыльщикова, Л.П.  Методологические аспекты организации учебно-познавательной, исследовательской и творче­ской деятельности студентов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№1.-С.16-19.
  • Савенков, А.И.  Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии.-2008.-№4.-С.47-50.
  • Савенков, А.И.  Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Народное образование.-2011.-№6.-С.173-181.
  • Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков.- М: Изд-во "Учеб­ная литература"; Издат. дом "Федоров" ,2010.
  • Семенова, И.Е.  Формирование исследовательской компетентности школьников как средство повышения учебной мо­тивации// Методист.-2010.-№10.-С.53-54.
  • Сиденко, А.С.  От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.2-15.
  • Сидорчук, Т.А.  Проблемные ситуации и творческие задания как средство формирования исследовательских навы­ков обучающихся // Исследовательская работа школьников.-2009.-№3.-С.35-39.
  • Смушкевич, Л.Н. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях многопрофиль­ного лицея // Одаренный ребенок.-2010.-№3.-С.88-92.
  • Сторжева, Н.В.  Возможности использования исследовательского подхода на уроках биологии при проведении прак­тических работ // Эксперимент и инновации в образовании.-2009.-№5.-С. 55-59.
  • Сырицына, С.И.  Научно-исследовательская деятельность НОУ начальной школы "Эврика" // Завуч начальной школы.-2010.-№4.-С.12-29.
  • Сырицына, С.И.  Программа курса "Я - исследователь" // Завуч начальной школы.-2010.-№4.-С.4-11.
  • Тряскина, Л.Г.  Использование инновационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы // Исследовательская работа школьников.-2010.-№3.-С.19-23.
  • Удрас, И.А.  Формирование исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа.-2010.№3.-С.14-18.-(Биб-ка учителя).
  • Усова, Р.И. Организация учебного исследования при изучении межпредметного элективного курса "Край мой север­ный"// Исследовательская работа школьников.-2009.-№4.-С.49-56.
  • Ушаков, А.А.  Реализация компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельности уча­щихся профильных классов // Профильная школа.-2011.-№2.-С.8-12.
  • Федулина, С.Б.  Формирование экологической культуры студентов гуманитарного вуза в процессе изучения курса "Экология" средствами исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников.-2010.-№3.-С.24-27.
  • Фоменко, А.И.  Исследование как способ формирования предметной одаренности // Одаренный ребенок.-2010.-№3.-С.130-134.
  • Фоминская, И.В.  Организация научного ученического общества в школе // Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.112-116.
  • Фурсенко, А. О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации про­грамм развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» //Вестник образования.-2009.-№20.-С.77-80.
  • Цыцаркина, Е.Л.  Методическое обеспечение процесса проектной и исследовательской деятельности в образо­вательном учреждении // Методист.-2009.-№6.-С.50-51.
  • Челнокова, Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской  деятельности школьников в профиль­ной школе // Исследовательская работа школьников.-2009.- №3.-С.42-46.
  • Черенкова, И.В.  Электронный ресурс "Портфолио ученика-исследователя" как способ развития исследователь­ской культуры школьников // Национальный проект "Образование".-2011.-№1.-С.49-51.
  • Черепанова, Т.Б. О системе работы учреждения образования по формированию исследовательской и коммуни­кативной компетенции школьников // Одаренный ребенок.-2009.-№3.-С.21-27.
  • Чернова, О.В.  Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика администра­тивной работы в школе.-2009.-№5.-С.45-50.
  • Черноперова, М. Г. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Инновационные про­екты и программы в образовании.-2009.-№6.-С.96-104.
  • Чудинова, А.Р.  Раскрытие потенциала учащихся с использованием информационно-коммуникационных техно­логий при изучении предметов гуманитарного цикла // Исследовательская работа школьников.-2010.-№4.-С.41-63.
  • Шаньгина, Л.В.  Интегрированный подход в обучении как условие формирования исследовательских навы­ков школьников // Исследовательская работа школьников.-2010.-№1.-С.97-99.
  • Шмачилина, С.В.  Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика // Воспита­ние школьников.-2010.-№1.-С.3-9.
  • Шогенова, Ф.А.  Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных усло­виях // Педагогика.-2010.-№9.-С.84-88.
  • Шпичко, В.Н.  Организация исследовательской деятельности учащихся // Мастер-класс: приложение к жур­налу "Методист".- 2010.-№4.-С.48-56.
  • Якушева, Н.М. Поисково-исследовательская деятельность в школе // Муниципальное образование: иннова­ции и эксперимент.-2010.-№2.-С.34-38.
  • Ямщикова, А.Г. Формирование исследовательских умений студентов в процессе разработки и реализации учебно-методических комплексов // Человек и образование.-2010.-№1.-С.88-91.
  • Яшина, С.В. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологиче­ского воспитания "Я исследую мир!" // Методист.-2010.-№9.-С.62-68.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph