Воспитание одаренных детей
Информационно-библиографический материал
Составитель: библиограф Е.В.Шадрина
Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова
Н.Новгород
2011
От составителя
«Одаренные
дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии,
либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные,
спортивные и др.)». [1] Многие исследователи
феномена одаренности отмечают, что такие дети с их тонкой психикой, повышенной
тревожностью, сконцентрированностью на своем внутреннем мире часто сталкиваются
с трудностями адаптации к школе и другим учебным заведениям [65].
Предлагаемый
библиографический материал отображает информацию о публикациях 2010-2011 гг.,
посвященных исследованию детской одаренности [1,3, 6, 22, 30,31,47, 49,58,
64,68], программам и методам работы с ними [2,4,5, 8, 11, 13, 18, 19, 25,
29,32, 34-36,40,42,44,48], подготовке
педагогических кадров для работы с одаренными детьми [14,15, 20, 37, 39, 69],
которые могут быть интересны и полезны педагогам основного и дополнительного образования.
Так, результаты крупномасштабного комплексного
социологического исследования проблемы одаренности, проведенного фондом
«Общественное мнение» по заказу Общественной палаты, изложены в статье Паутовой, Л.А. «Одаренность
в России: феномен сквозь прицел социологических опросов» [56]. Данные опросов
демонстрируют отношение экспертов, родителей и россиян в целом к одаренности.
В частности, россияне низко оценивают эффективность государственных
образовательных программ по развитию одаренности, больше доверяя семье как
институту реальной помощи одаренным детям [17, 53, 21,80]. Обозначая «болевые точки» мирового кризиса образования,
Духанина Л.Н. [27] выдвигает гипотезу о
системе выявления и поддержке таланта в России, при которой будет возможно
формирование образовательной траектории человека на основе его способностей и
талантов. Поэтому желательно, чтобы обучение и воспитание одаренных детей изначально
строилось на основе специально разработанных программ [35, 41,43, 46,65,84].
- Алексеева, Н.С. Исследование одаренности учащихся //
Классный руководитель. - 2011. - №1. - С.96-101.
- Алиев, М.Н. Развитие одаренности младших школьников //
Педагогика. - 2010. - №10. - С.44-49.
- Антонова, Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности
// Одаренные дети. - 2011. - №2. -С.47-55.
- Бабушкина, О.В. Использование открытых образовательных технологий
в рамках реализации программы "Одаренные дети" // Управление
современной школой. Завуч. - 2010. - №8. - С.11-16.
- Балашова, С.Е. Работа с одаренными детьми и учащимися,
имеющими положительную мотивацию к обучению // Управление качеством образования.
- 2010. - №6. - С.26- 32.
- Беккер, В.А. Одаренность в детском возрасте //
Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3. - С.45-47.
- Богоявленская, Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации
// Alma mater. - 2010. - №7. - С.40-45.
- Бодрых, О.Р. Работа с одаренными детьми // Завуч
начальной школы. - 2009. - №8. - С.91-114.
- Букатов, В.М. Тяжкая ноша одаренности // Народное
образование (электронная версия). - 2010. - №8. - С.239-246.
- Буров, А.Ю. Квалиметрия одаренности: проблемы и
реальность // Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.39-46.
- Василевская, Е.В. Сетевое взаимодействие как механизм
методического сопровождения работы с одаренными детьми // Методист. - 2010. - №9.
- С.21-25.
- Велтистов, М.Е. Мониторинг детского художественного
творчества (как оценивать изобразительное творчество одаренного ребенка) //
Одаренный ребенок. - 2009. - №5. - С.6-23.
- Вережникова, О.Н. "Гений, парадоксов друг" или Как
работать с одаренными детьми // Практика административной работы в школе. - 2011.
- №2. - С.30-32.
- Верхозина, О.А. Пути и способы повышения квалификации педагогов
в сфере готовности к эффективному межличностному взаимодействию с одаренными
учащимися // Методист. - 2009. - №7. - С.5-7.
- Вольянская, С. Технология проведения мониторингового
исследования качества работы с одаренной молодежью // Педагогические измерения.
- 2010. - №1. - С.38-44.
- Галянт, И.Г. Принципы художественно-творческого
воспитания дошкольников //Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №12. - С.23-30.
- Генина, Н.Е. Семейные традиции в развитии одаренности
// Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.93-100.
- Гердт, Н.И. Творческая образовательная среда ДОУ как
средство развития одаренности // Одаренный ребенок.-2010. - №2. - С.86-108.
- Гилядов, С.Р. Система работы с талантливыми детьми в
общеобразовательном учреждении // Биб-ка журнала "Вестник образования России".
- 2010. - №5.-С.38-40.
- Гришакина, О.П. Учитель и одаренные дети. Мастер-класс //
Мастер-класс: приложение к ж. «Методист». – 2009. - №1. - С.2-10.
- Губайдуллин, М.И. Домашнее воспитание и обучение одаренных детей
// Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.136-146.
- Далинская, С.Н. Мониторинг выявления и развития одаренных детей
// Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.53-55.
- Данильсон, Т.С. Деятельность - основа развития одаренной личности //
Одаренный ребенок. - 2009. - №3. - С.42-45.
- Денисенкова, Н.С. Квадратура круга общения одаренного
ребенка // Современное дошкольное образование.-2011. - №2. - С.75-81.
- Дубасенюк, А.А. Стратегии обучения одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2011. -
№2. - С.85-92.
- Дударева, Л.Н. Развитие одаренности детей в интернатном учреждении //
Одаренный ребенок. - 2009. - №3. - С.86-90.
- Духанина, Л.Н.
Инфраструктура одаренности или Доживем ли до понедельника 2020 года?
//Психологическая наука и образование. - 2009. - №4. - С.31-40.
- Евтушенко, И.Н. Одаренность детей дошкольного возраста в аспекте
гендерного подхода // Одаренный ребенок.-2010. - №4. - С.27-33.
- Емельянова, И.Е. Особенности организации
исследовательской деятельности одарённых детей //Начальная школа плюс до и
после. - 2009. - №12. - С.21-23.
- Еремкин, А.И. Одаренность: теория и методология //
Одаренный ребенок. - 2009. - №6. - С.6-27.
- Ефременко, И.И. Генетика одаренности // Одаренный ребенок.
- 2009. - №4. - С.15-29.
- Жилевич, Е.Н. Организация работы с одаренными детьми //
Одаренный ребенок. - 2009. - №5. - С.26-33.
- Журавлева, Е.Л. Одаренный ребенок в начальной школе: проблемы и
способы их разрешения // Практика административной работы в школе. - 2011. - №2.
- С.33-35.
- Зайцева, Н. Перспективные направления поддержки одаренных
детей // Воспитательная работа в школе. - 2010.-№5. - С.35-37.
- Захарова, Л.А. Целевая программа по созданию системы
работы с одаренными детьми в массовой школе // Одаренный ребенок. - 2010. - №2.
- С.40-74.
- Зеленина, Е.Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и
обучать? // Народное образование (электронная версия). - 2010. - №8. - С.201-206.
- Зеленина, Е.Б. Педагог для одаренного ученика // Народное
образование (электронная версия). - 2011. - №1. -С.153-157.
- Золотарёва, А. Модель сопровождения одарённых детей в региональной
системе образования Ярославской области // Образовательная политика. - 2011. -
№1. - С.124-128.
- Ильницкая, И.А. "Рабочая концепция одаренности"
(2003 г.)
- фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности
детей и подростков // Одаренный ребенок. - 2011. - №3. - С.12-28.
- Капранова, Т.Д. Использование проектной деятельности в
работе с одаренными детьми в средней школе (из опыта работы) // Образование в
современной школе. - 2011. - №7. - С.37-41.
- Киричук, В.А. Система проектирования личностного
развития // Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.56-63.
- Комарова, С. Работа с одарёнными детьми: методические аспекты
// Сельская школа. - 2011. - №3. - С.60-73.
- Конева, Л.С. Индивидуальные образовательные траектории
как фактор развития интеллектуальной одаренности обучающихся // Одаренный
ребенок. - 2011. - №3. - С.39-48.
- Кочурова, О.И. Проект "Развитие одаренных детей в условиях
общеобразовательной школы" // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. - 2010. - №5. - С.64-69.
- Латфуллина, Л.Г. Роль музейной педагогики в развитии системы поддержки
талантливых детей (на примере школьного музея "Легенды разведки") //
Биб-ка журнала "Вестник образования России". - 2010. - №5. - С.41-43.
- Лучкин, Н.Г. Программа развития областного
многопрофильного лицея-интерната №1 г. Читы "Лицей одаренных детей"
(на 2007-2012 гг.) // Управление качеством образования. - 2010. - №7. - С.15-42.
- Маистровая, З.Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных
детей: диагностика развития // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.120-124.
- Макаренкова, Я.К. Организация работы с одаренными детьми //
Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.86-94.
- Миндзаева, В. Система универсальных учебных действий в
контексте диагностики и развития детской одаренности // Информатика и образование.
- 2011. - №1. - С.46-48.
- Мишарева, Н.Ю. Как учить интеллектуально и педагогически
одаренных старшеклассников? // Школьные технологии: [электронная версия]. - 2009.
- №4. - С. 108-116.
- Моргун, В. Традиции и перспективы педагогики
одаренности "неодаренных" // Школьные технологии. - 2009.-№2. - С.20-24.
- Мурашов, А.А. Одаренные дети на фоне духовной нищеты //
Народное образование (электронная версия). - 2010.-№6. - С.254-261.
- Науменко, Ю. Одаренный ребенок, семья и массовая школа:
как сберечь и приумножить юные таланты? // Директор школы. - 2000. - №7. - С.85-94.
- Некрасова, О.А. Особенности психолого-педагогического
сопровождения одаренных детей, проживающих в условиях лицея-интерната //
Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.125-129.
- Отарова, А.Ю. Работа с одаренными детьми, организация
исследовательской деятельности учащихся // Одаренный ребенок. - 2010. - №2. - С.20-39.
- Паутова, Л.А. Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов // Психологическая
наука и образование. - 2009. - №4. - С.50-63.
- Передовой
и инновационный опыт в региональной системе образования: информационный
вестник. Вып. 3. Одаренные дети / Мин-во обр-я Нижегор. обл.; ГОУ ДПО "НИРО";
сост. М.Н. Крайникова. - Н.Новгород: Изд-во ГОУ ДПО НИРО,2010.
- Петрова, С.О. Психологические особенности одаренных подростков
с разным соотношением вербальных и невербальных способностей //
Психологическая наука и образование. - 2009. - №2. - С.71-81.
- Петрухно, Г.Н. Программа "Одаренные дети" на 2006-2010 гг. // Завуч
начальной школы. - 2009. - №3. - С.61-85.
- Погребняк, О. "Ядро одаренности" // Директор школы. - 2010. - №1. - С.71-75.
- Прохорова, С. Работа с одаренными детьми в школе полного дня //
Сельская школа. - 2010. - №4. - С.66-77.
- Пустовалова, В.В. Модели сетевой организации как условие успешного
сопровождения одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С. 6-12.
- Рубцов, В.В. Образование одаренных – государственная
проблема / В.В. Рубцов, А.Л. Журавлёв, А.А. Марголис, Д.В. Ушаков // Психологическая
наука и образование. - 2009. - №4. - С.5-13.
- Рыбалка, В.В. Определение понятий одаренности, таланта
гениальности личности: классические и современные методологические подходы //
Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.16-38.
- Савостьянов, А.И. Социальная адаптация и развитие одаренных детей
в учебно-воспитательном процессе школы // Начальное образование. - 2011. - №2. -
С.30-36.
- Свиридова, И.А. Деятельность Кемеровского государственного университета
по работе с одаренными детьми // Alma mater. - 2010. - №11. - С.16-19.
- Синягина, Н.Ю. Современные взгляды и подходы в решении
проблемы развития одаренности в России // Одаренный ребенок. - 2009. - №4. - С.6-14.
- Смирнова, С.А. Телекоммуникационный проект как
эффективное средство выявления и развития одаренных школьников // Одаренный
ребенок. - 2009. - №4. - С.125-131.
- Смирнова, С.А. Гуманистическая направленность как профессионально-значимая
характеристика личности педагога, работающего с одаренными детьми // Одаренный
ребенок. - 2010. - №4. - С.52-55.
- Смолянова, И.А. Учреждение дополнительного образования как творческая
образовательная среда, способствующая выявлению, поддержке и развитию
одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С.56-63.
- Соловьева, В.С. Некоторые подходы к работе с одаренными
детьми // Практика административной работы в школе. - 2011. - №2. - С.25-29.
- Суходимцева, А.П. Одаренные дети: практика педагогического
проектирования // Воспитание школьников. - 2011. - №5. - С.14-17.
- Суходимцева, А.П. Портфолио как одна из технологий создания
оптимальных условий для развития одаренных детей // Образование в современной
школе. - 2011. - №7. - С.4-7.
- Суходимцева, А.П. Сетевая мастерская и педагогическое проектирование
как условия развития одаренности школьников // Народное образование
(электронная версия). - 2010. - №6. - С.177-181.
- Суходимцева, А.П. Создание условий для развития одаренности детей:
сборник материалов из опыта работы // Биб-ка журнала "Методист". - 2011.
- №4. – 64 с.
- Токарева, И.В. Развитие одаренности учащихся на уроках
русского языка: потенциал, проблемы, способы решения // Одаренный ребенок. - 2011.
- №3. - С.29-38.
- Трубайчук, Л.В. Педагогические закономерности развития
детской одаренности в дошкольные годы // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С.18-26.
- Фоменко, А.И. Исследование как способ формирования
предметной одаренности // Одаренный ребенок. - 2010. -№3. - С.130-134.
- Хоменко, О.В. Особенности организации образовательного
процесса при работе с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2009. - №5. - С.51-56.
- Черепнева, О.Г. Роль семьи в воспитании одаренного ребенка
в контексте воспитательной концепции академического лицея // Одаренный
ребенок. - 2010. - №4. - С.116-121.
- Шаболина, С.В. Создание пространства для развития
способностей и одаренности ребенка в условиях гимназии
// Одаренный ребенок. - 2009. - №3. - С.126-131.
- Швыдкая, Н.П. Инновационный образовательный комплекс
Омской области "Школа - центр творчества и развития одаренности детей"
// Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.79-82.
- Шевелева, Д.Е. Достоинства и недостатки различных
организационных форм обучения одаренных учащихся // Инновации в образовании. -
2009. - №6. - С.42-52.
- Шрамм, В. Белая ворона в эпоху стандартизации // Управление
школой: методическая газета для школьной администрации. - 2011. - №5. - С.28-29.
- Шубаева, Е.И. Развивающая образовательная среда как
условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1. - С.18-22.
- Шустова, О.А. Формирование окружной системы конкурсов и
мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных
учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5. - С.7-11.
- Юркевич, В.С. Одаренные дети и
интеллектуально-творческий потенциал общества //Психологическая наука и образование.
- 2009. - №4. - С.74-85.
- Яроцкая, И.С. О развитии в Мурманской области системы
поддержки талантливых детей и молодежи // Одаренный ребенок. - 2010. - №5. - С.42-45.
[1] Педагогический
энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А.
Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.178.