Нижегородский институт развития образования

Научно-методическая деятельность

Инновационный опыт школы и учителя

docСкачать документ «Инновационный опыт школы и учителя»00802.doc87 Kb

Инновационный педагогический опыт на стадии внедрения новшества: информационные карты школ и педагогов этих школ – победителей ПНПО:№ 85 Н.Новгород

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 85 г. Нижний Новгород

 

Тема инновационного педагогического опыта

Проектирование «Школы позиционного самоопределения»

 

Источник изменений

Основная идея инновационных изменений определяется противоречием между формирующейся направленностью педагогической системы школы на становление и развитие учащихся в образовательном процессе как субъектов собственной деятельности, способных к свободному и ответственному жизненному самоопределению, и несовершенной системой проектирования пространства многообразных деятельностей.. Новыми условиями образовательной деятельности являются глубокая дифференциация школьного образования на основе введения особых деятельностей: проектирования, конструирования, программирования, планирования; создание особых форм детско-взрослых объединений – позиционных (со-бытийных) общностей, которые складываются на основе общих ценностей и смыслов их участников.

 

Идея изменений (в чем сущность ИПО)

Сущность ИПО заключается во всестороннем использовании ресурсов сферы образования для решения специфических для каждой ступени образования задач развития человека в пространстве образования, становления его как субъекта собственной жизнедеятельности. Единицей проектирования и пространством организации образовательной деятельности выступает ступень образования – как пространство развития базовых способностей растущего человека «здесь и теперь». Структурообразующим элементом образовательного пространства «Школы позиционного самоопределения» является система образовательных (развивающих) ситуаций в рамках определенного возрастного интервала (образовательной ступени). Цель преобразований: создание целокупности множества форм обучения и воспитания, социализации и взросления подрастающего поколения как важнейших условий становления и развития сущностных сил человека – способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

 

Концепция изменений

Концепция изменений предполагает согласование в рамках образовательной программы школы четырех типов процесса образования: взросление, инкультурация, учение, социализация, существующих как самостоятельные, независимые формы человеческой жизнедеятельности с четырьмя типами образовательных процессов: выращивание, формирование, обучение, воспитание, имеющих культурную заданность. Превращение спонтанного процесса образования в ценностно - и смысло-определенный образовательный процесс совершается на основе специальной, целенаправленной, проектно-конструкторской деятельности педагога сообразной и соотнесенной с адекватной деятельностью ребенка, что позволяет сформировать у него определенную ценностную позицию Субъекта, Автора, Инициатора собственной жизни.

Ограничения ИПО определяются тем, что в условиях конкуренции образовательных идей вопрос о преемственности содержания, форм, методов школьного образования как вопрос о расширении сферы самостоятельности учащихся: от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению, может решаться только на основе консолидации педагогического сообщества вокруг инновационной идеи, диалога с органами управления образованием, целенаправленной работы с возможными социальными партнерами на принципах кооперации и сотрудничества. Трудоемкость ИПО связана с проектированием содержания, форм и способов организации образовательного процесса в рамках конкретных образовательных ступеней как факторов развития личности, способной к стремительному, гибкому изменению способов своей жизнедеятельности. Технология позиционного самоопределения раскрывается через разработку и реализацию инновационных педагогических проектов: «Школа становления позиционности» - организация базового начального развивающего образования (1-5 класс); «Школа личностной позиции подростка» - создание возможностей для конструирования подростками авторских форм общественно-значимой деятельности; «Школа активной социальной позиции» - построение модели внутришкольной организации обучения на этапе старшей школы на основе индивидуальных учебных планов; «Школа профессиональной позиции» - организация проектного эксперимента по теме «Проектирование самообучающейся организации», направленного на развитие позиционности, рефлексивности и креативности педагога и становление его как профессионала-эксперта.

Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, трудностью соорганизации людей при распределенной, полицентристской системе управления, фактически выделяющейся в самостоятельный, достаточно сложный и ответственный участок работы

 

Условия реализации изменений

Условия реализации изменений: общесистемные условия - задают норму функционирования образовательной системы школы в целом, т.е. позволяют дооформить и нормировать деятельность школы с органами управления и социальными партнерами разного уровня (обеспечить ее нормальное функционирование); внутрисистемные условия - определяют уровень и качество функционирования системы, позволяет неограниченно совершенствовать функционирование школы; вне (меж-)-системные условия - определяют ресурсы развития системы, отвечают за преобразование самого типа функционирования школы и осуществление шага ее дальнейшего развития. Инновационные изменения требуют выхода за рамки отраслевого принципа соорганизации образовательных и социокультурных программ, сети учреждений и структур управления. Программа развития школы предполагает увеличение числа управленческих позиций - управление становится многофокусным. Соответственно, базовым механизмом управления развитием становится со-организация управленческих позиций разных субъектов образовательной и социокультурной сферы региона

Школа более 10 лет работает по программам развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, является победителем ПНПО (2006 г.). В настоящее время школа, являясь участником областного проектного эксперимента, успешно решает проблему перехода учащихся, оканчивающих начальную школу по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в основную школу.

 

Результат изменений

Главный результат изменений - становление субъекта собственной деятельности, заинтересованного в непрерывном самопреобразовании и готового нести ответственность за собственное благополучие и благополучие своей страны. Целостность позиционного самоопределения определяется следующей совокупностью: самоопределение субъектов учебной деятельности (начальная и подростковая школа); самоопределение субъектов учебно-профессиональной деятельности (старшеклассник-выпускник); самоопределение субъектов педагогической деятельности (педагоги); самоопределение субъектов образовательной и социокультурной сферы (родители, социальные партнеры и т.д.) и осуществляется через реализацию ученических, социальных и образовательных проектов.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1) Ермакова Т.В., Левина О.Е., Матвеева Л.В., Мацкевич Т.Н. Инновационный проект «Школа позиционного самоопределения». Программа развития МОУ СОШ № 85 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода – Н.Новгород: Изд-во «Нижегородский гуманитарный центр», 2007. – 44 с.

2) Ермакова Т.В., Иванова В.А., Левина О.Е., Матвеева Л.В. Школа позиционного самоопределения // Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007. – С. 156 – 167.

 

Экспертное заключение

 

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО имеет общедидактический уровень теоретической и практической значимости. Высокий научный потенциал ИПО, опора на крупнейшую отечественную психолого-педагогическую школу теории развивающего образования позволяет оценить его как методологический, расширяющий известные теоретические и практические положения данной теории и открывающий новый способ позиционного самоопределения субъектов образовательной деятельности в динамично изменяющихся социокультурных условиях. Заявленная модель возможна к тиражированию в образовательных учреждениях повышенного уровня образования (с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях), работающих по программам развивающего обучения. Данная инновационная модель может быть эффективна только в условиях выращивания в ОУ профессионально – педагогического сообщества инноваторов, объединенных идеей позиционного самоопределения

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

Иванова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 85 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Н. Новгород

 

Тема инновационного педагогического опыта

Технология проектирования позиционного самоопределения старшеклассников в процессе преподавания русского языка и литературы.

 

Источник изменений

Источник изменений - противоречие между новыми нормами развития и саморазвития старшеклассников, ориентирующими их на свободное и ответственное жизненное самоопределение и недостаточной разработанностью механизмов и условий проектирования позиционного самоопределения в методике преподавания русского языка и литературы. Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в программах развивающего образования повышенного уровня, которые муниципальная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85 г. Н.Новгорода успешно реализует более 10 лет. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в контексте проектного эксперимента, осуществляемого МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 85 г. Н. Новгорода совместно с кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.

 

Идея изменений (сущность ИПО)

Сущность ИПО заключается в разработке условий ситуационно-позиционного обучения, которые включают следующие типы ситуаций учения-обучения: ситуация актуализации и проблематизации; ситуация концептуализации; ситуация моделирования; ситуация ученической рефлексии. Методическим средством реализации ситуационно-позиционного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы является создание диалоговой развивающей дидактико-коммуникативной среды обеспечить расширение сферы самостоятельности учащихся – от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению.

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает создание новой методики преподавания русского языка и литературы в старших классах, основанной на принципах ситуационно-позиционного обучения и являющейся составной частью дидактика развивающего обучения. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы педагогических задач: разработка авторской образовательной программы, построение системы ситуаций учения-обучения; проектирование уроков диалогового типа; разработка системы образовательной диагностики эффекта позиционного самоопределения старшеклассников и т.п. Данная методика является экспериментальной и возможна к тиражированию в ОУ, работающих по программам развивающего образования при условии прохождения учителем переподготовки в объеме не менее 216 часов. Данная методика может быть эффективна только в условиях выращивания в ОУ профессионально – педагогического сообщества инноваторов, объединенных идеей позиционного самоопределения

 

Условия реализации изменений

Технология обучения в сотрудничестве, ситуационно-позиционное обучение, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, приемы театрализации.

Иванова В.А. – опытный классный руководитель, строит отношения с учащимися на субъект-субъектной основе, создает высокую мотивацию обучения; является руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы; имеет сертифицированную авторскую программу элективного курса по литературе «Литературное краеведение в школе»; призер регионального тура авторских материалов и методических разработок, организованного редакцией журнала «Практика административной работы в школе»; победитель ПНПО (2006 г.); лауреат конкурса «Учитель года Нижегородской области – 2007».

 

Результат изменений

Внешняя результативность ИПО: 1) за последние пять лет 46 учеников стали призерами районных и 10 – областных предметных олимпиад, 2 ученика стали участниками Всероссийской олимпиады по литературе; 2) за период 2002-2007 гг. 27 учеников стали призерами районной и 13 – городской конференции НОУ; 3) за тот же период 39 учеников стали победителями районных и 11 – городских (областных) конкурсов сочинений; 4) процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля выросло с 44 % в 2001-2002 уч. году до 52,5% в 2004-2005 уч. году.

Внутренняя результативность ИПО: 1) на основании контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества; 2) применение метода включенного наблюдения позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности

 

Описание инновационного опыта учителя

Образовательный процесс в «Школе позиционного самоопределения» ориентирован на построение образа собственного действия школьника в окружающем мире, на построение собственной картины мира и собственной позиции. Позиционное самоопределение означает способность реализовать свой потенциал и ценности в ситуации выбора и неопределенности. Учащийся, приобретающий опыт позиционного самоопределения, оказывается способным к вычленению существенных связей сложных системных объектов окружающей действительности, к осмысленному прогнозированию последствий действий с подобными объектами, пониманию границ и возможностей собственного действия. Таким образом, школьники могут оказаться вовлеченными в решение реальных сложных задач социума, своей школы, города, производства и пр., быть умелыми и оснащенными в подходах к решению подобных задач.

Методологическую основу опыта составляет диалектика как общий метод познания, заключающийся в целостном всестороннем рассмотрении процессов и явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности; философская трактовка человека как активного самоопределяющегося субъекта, познающего мир и самого себя в нем (Б.Г. Ананьев, Г.С. Батищев, В.И. Слободчиков); философские аспекты образования, диалогики и общения (М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.А. Бодалев, М. Бубер). Теоретическую основу опыта составили теории диалогического общения (С.Н. Батракова, С.П. Лавлинский, С.Ю. Курганов, А.М. Матюшкин); исследования психологов о сотрудничестве в обучении (Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, Т.А. Матис). Дидактической основой опыта является антропоцентрический подход в преподавании предметов гуманитарного цикла, ориентирующий процесс обучения на самореализацию человека как «меру всех вещей».

Опыт предполагает решение следующих задач: освоение языка художественной литературы во всем его многообразии; развитие коммуникативно-эстетических возможностей учащихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской и творческой рефлексии; воспитание у ученика культуры понимания, т.е. ответственного отношения  к «чужим» художественным смыслам и к ценностным позициям других людей; способности к развитию собственного эстетического вкуса; умения самостоятельно постигать и оценивать смыслы не только известных классических текстов, но и произведений современной литературы. Основным средством организации ситуационно-позиционного обучения в данном опыте выступает учебный диалог, в ходе которого осуществляется «примерка» разных позиций, разных логик, разных систем ценностей, осуществляется выход не к абстрактному знанию, а к актуализированным, жизненно важным сущностям бытия.

Учебный диалог – это, прежде всего, «понимающий» (герменевтический) способ общения – обучения, при котором ученики вместе с учителем пытаются постичь эстетическое единство литературного произведения через понимание «ценностных кругозоров» автора, героев, критиков, читателей-собеседников без навязывания им «правильных» трактовок, рекомендованных литературоведами и методистами. В самом общем виде учебное занятие – диалог включает три этапа: этап предпонимания, т.е. первоначальное самоопределение читателя; этап анализа текста; этап интерпретации смысла произведения. На таком уроке педагог выполняет роли наставника, консультанта, участника диалога, режиссера-постановщика, рецензента и др. Школьники также по ходу занятия выбирают позиции любознательного читателя, персонажа произведения, автора, критика, литературоведа и т.п.

Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий  как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (разработка сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям), а также информационно-коммуникационных технологий (использование ресурсов сети Интернет для подготовки исторических обзоров эпохи, соответствующей изучаемым произведениям, характеристики политических событий, экономический ситуации; подготовка компьютерных презентаций учащимися как сопровождении их выступлений на уроках). Широко используются учителем творческие, открытые задания: создание и презаентация коллективных сборников стихов, рассказов, составление писем авторам и героям произведений, авторская трактовка сцен, монологов и т.д. Ситуационно-позиционное обучение предполагает коллективное планирование содержания и хода учебных занятий, составления контрольно-проверочных работ, домашних заданий.

Для определения результативности данного ИПО предполагается использовать контент-анализ продуктов деятельности учащихся (сочинения, эссе, творческие работы); метод наблюдения, метод самоанализа, метод самооценки, метод включенного наблюдения. Данные рассматриваются в нескольких аспектах: динамика характеристик отдельного ученика, динамика характеристики класса, динамика личностных и групповых характеристик с учетом оценок учащихся, педагога и родителей, сравнение характеристик учащихся, педагога и родителей.

Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации воспитательной работы. Выдвинут оригинальный подход коренным образом отличающийся от традиционной методики преподавания русского языка и литературы в старших классах, полученный учителем результат расширяет известные теоретические и практические положения теории развивающего обучения и открывает новые грани проблемы позиционного самоопределения старшеклассника и закономерностей его становления как субъекта собственной деятельности

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть