Вебинар «Актуальные вопросы безопасной работы детей в сети Интернет» при участии Министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области - Кучина Сергея Валентиновича
Нижегородский региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства  «Педагог-психолог России – 2017»
Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов Живая классика-2017
Вход для пользователей
Подразделения

Методические рекомендации. Физическое воспитание школьников в условиях перехода на реализацию государственного образовательного стандарта второго поколения

   В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), переход на соответствующие этому стандарту программы следует осуществлять поэтапно. В 2011 году  переходят в обязательном порядке на реализацию ФГОС первые классы, в 2015 году – пятые классы, в 2020 году -  десятые  классы. Необходимо подчеркнуть, что данный график определяет переход на новое содержание ФГОС, а не переход на третий час физической культуры.

Введение третьего часа физической культуры в неделю возможно по двум вариантам. Вариант 1 (приказ МО РФ №889) . Введение третьего часа физической культуры с сентября 2011 года во всех классах образовательных учреждений.  Вариант 2 (Методические рекомендации МО НО).  Введение третьего часа физической культуры последовательно начиная с 1-х, 5-х и 10-х классов. При этом, классы, еще  не вовлеченные в процесс полного  и обязательного перехода на реализацию ФГОС, могут работать по предыдущим образовательным программам, последовательно включая элементы нового содержания, рекомендуемого рабочими программами по учебному предмету «Физическая культура».

Следует отметить, что реализация образовательных программ  по учебному предмету «Физическая культура» обеспечена нормативными документами и методическими пособиями. В их перечень входят:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования. М. Просвещение. 2010.
  2. Примерные образовательные программы по учебным предметам. Начальная школа. Физическая культура. М. Просвещение. 2010.
  3. Примерные образовательные программы по учебным предметам. Основная школа. Физическая культура. 5- 9 классы. М. Просвещение. 2010.
  4. Примерные  учебные программы. Физическая культура. М. Просвещение. 2011.
  5. Рабочие программы «Физическая культура» для 1-4 классов.
    • А.П.Матвеев. М.Просвещение. 2011г.
    • В.И.Лях. Просвещение. 2011г.
    • И. А. Винер, Н.М.Горбулина, О.Д. Цыганкова. Просвещение. 2011г.
    • В.Т.Чичикин В.Т.  Н.Новгород. ГОУ ДПО НИРО. 2011г.
  6. Рабочая программа «Физическая культура» для 5-9 классов В.И.Лях. М. Просвещение. 2011.
  7. Планируемые результаты начального общего образования. М. Просвещение. 2010.

  8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение. 2010.

Рабочие программы по ФК предназначены для учащихся не имеющих противопоказаний к занятиям физической культурой. Следует полагать, что речь идет об учащихся, отнесенных к основной и подготовительной группам. В рабочих программах, ориентированных по содержанию на ФГОС нового поколения,  не содержится учебного плана и нормативов физической подготовленности учащихся.

Учитель физической культуры (коллектив учителей) самостоятельно, с учетом требований ФГОС и содержания рабочей программы (выбранной для реализации), разрабатывает рабочее планирование для каждой ступени общего образования (1-4, 5-9, 10-11 классы) и уточняет содержание требований к планируемым результатам образовательной деятельности по учебному предмету «Физическая культура», а также способам их оценивания.

Разработка может быть осуществлена на основе уточнения содержания одной из предлагаемых рабочих программ с учётом возможностей и особенностей образовательного учреждения.   Разработанные учителем документы учебно-методического комплекса (рабочая программа, рабочее планирование, планируемые результаты и способы их оценивания) утверждаются руководством образовательного учреждения.

В разработке контрольных нормативов следует ориентироваться на региональные нормативы физической подготовленности учащихся ООУ. Необходимо обратить внимание специалистов на содержательное обеспечение теоретической подготовки учащихся, и на разработку и внедрение тетради по физической культуре, как одного из предложений образовательного стандарта второго поколения. Вариант содержания такой тетради разработан на кафедре теории и методики ФВ и ОБЖ  НИРО и представленв библиотеке НИРО (электронный ресурс).

 Определенную трудность составит для специалистов разработка заданий для итоговой оценки достижений планируемых результатов. Примеры таких заданий содержатся в методическом пособии «Планируемые результаты начального общего образования» М.Просвещение. 2010 г. Однако имеющихся там примерных заданий недостаточно. Требуется увеличение их количества на основе разработки новых заданий. В связи с введением итоговых заданий потребуется подготовка их обеспечения – протоколы, обработка, использование компьютерных возможностей фиксации и учета получаемых результатов.

С учетом базовых направлений физического воспитания (техническая и физическая подготовка), в условиях 3-х часов в неделю, возможны несколько вариантов сочетания определяющих направлений (физическая и техническая подготовка):

- комплексный (на каждом уроке оба направления подготовки),

- на основе приоритета физической подготовки (два урока - физическая подготовка, один урок - техническая),

- на основе приоритета технической подготовки (два урока - техническая подготовка, один урок - физическая).

Выбор вариантов определяется уровнем готовности учащихся разных классов. Недостаточный уровень физической подготовленности учащихся предполагает выбор приоритета физической подготовки. Недостаточный уровень технической подготовленности учащихся предполагает выбор приоритета технической подготовки Во всех вариантах возможно добавление средств теоретической подготовки (по потребности и условиям). При этом, чем старше возраст учащихся, тем больший объем времени используется в уроке на теоретическую подготовку, но в рамках общего объема выделяемого на этот вид подготовки в учебном плане.

Для учащихся специальной медицинской группы федеральным министерством образования представлена программа под редакцией А.П. Матвеева (2004 г.), которая может быть рекомендована в качестве ориентирующей для разработки своих рабочих программ с учетом потребностей и возможностей реализации проектируемого в ней содержания. Реализация данной программы  обеспечена  пособием "Содержание и организация физического воспитания учащихся специальной медицинской группы", г.Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2004г, которое имеется в библиотеке НИРО.

В условиях увеличения объёма часов на учебный предмет «Физическая культура» в начальной школе (введения третьего часа), при наличии дефицита кадров, возможна совместная деятельность учителя - предметника и учителя ФК. Например, два урока (из трех) проводит учитель ФК, а один урок - проводит учитель начальных классов. Однако содержание их деятельности определяется общей рабочей программой, общей системой планирования,  общими требованиями к учащимся. Организационно-методическое руководство процессом физического воспитания учащихся осуществляет  специалист - учитель ФК.

Учебники по предмету «ФК» разных авторов мало отличается по своему содержанию друг от друга. Поэтому допускается возможность реализации учебников разных авторов. Тем более что в условиях представляемой (закон «Об образовании») самостоятельности в разработке образовательным учреждением рабочих программ, не обязательна реализация требования «автор программы – он же автор учебника» для учебного предмета «Физическая культура». Отсутствие авторского учебника для реализации авторской образовательной программы по физической культуре не является препятствием для её использования.Например, в случае  выбора для реализации региональной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов (автор - Чичикин В.Т.), теоретическую  подготовку можно осуществлять по учебникам для 1-4 классов (опубликованным издательством «Просвещение») любых авторов.

          В соответствие с содержанием образовательного стандарта, в начальной школе предусмотрено введение внеучебной (наряду с учебной) деятельности спортивно-оздоровительной направленности в объеме 3 часов в неделю. Следует подчеркнуть, что недопустимо «путать» часы учебной (уроки ФК) и  внеучебной (спортивно-оздоровительной) деятельностей. Они реализуются по своим программам, имеют свои требования к содержанию и результатам.

Организация внеучебной деятельности может осуществляться в дни недели по определённому графику (6-дневная рабочая неделя) или в субботу (5-дневная рабочая неделя) при условии максимального вовлечения в нее учащихся. Внеучебная спортивно-оздоровительная деятельность включает и занятия в спортивных секциях. Школьные секции по видам спорта работают по расписанию. Они охватывают незначительную часть учащихся. К занятиям в них привлекаются наиболее способные в спортивном отношении дети.

Содержание внеучебной спортивно-оздоровительной деятельности не определено. Оно может включать:

- спортивно-массовые мероприятия,

- систему (именно систему, а не произвольный и случайный их набор) подвижных игр,

- спортивные игры (по желанию учащихся),

- новые виды и средства двигательной активности (фрисби – метание пластиковых тарелочек, фитбол – большой надувной мяч),

- организацию (по возможности) занятий по плаванию;

- средства теоретической подготовки (уроки здоровья);

- средства оздоровительной направленности: профилактика или коррекция формы позвоночника или формы стопы, специально организованная система закаливания, обучение и реализация самомассажа биологически активных точек тела, суставная гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика;

- доступную для большинства учащихся соревновательную деятельность;

- экологический туризм и ориентирование. 

           В настоящее время издательство «Просвещение» выпустило (2011 г.) образовательные программы дополнительного физкультурного образования по 12 видам спорта. Программы можно приобрести или заказать в киосках по продаже методической литературы в НИРО.

Недопустимо подменять содержание спортивно-оздоровительной работы произвольной и бессистемной организацией двигательной активности учащихся. Такая деятельность должна осуществляться на основе опубликованных программ дополнительного образования или программ разработанных и сертифицированных образовательным учреждением.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph