Идут занятия
Региональная научно-практическая конференция «Воспитываем здоровое поколение».
Круглый стол по теме «Роль эффективного контракта в обеспечении качества образования»
Вход для пользователей
Подразделения

Методические рекомендации по организации и проведению открытых уроков в старших классах на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы».

docСкачать документ «Методические рекомендации по организации и проведению открытых уроков в старших классах на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы». »00859.doc47 Kb

Методические рекомендации

по организации и проведению открытых уроков в старших классах

на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы»

В 2006 году исполняется 100 лет со дня создания первой Государственной Думы в России. В связи с этим рекомендуется проведение открытых уроков в старших классах общеобразовательных школ на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы».

Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев умению отстаивать народные интересы, высокому профессионализму и активности.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.  Государственную Думу дважды разгоняли, но она просуществовала вплоть до падения самодержавия в 1917 году  в 4-х созывах (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы). Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских Соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды спада и подъема прошла российская государственность с точки зрения ускорения конституционных учреждений в политико - правовой культуре и практике государственного строительства. Главная задача педагога - помочь учащимся разобраться в этих сложных проблемах. На это направлена система уроков по теме "История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы".

Целью данных уроков является:

- обращение к историческому опыту эволюции политической системы России;

- обобщение опыта функционирования Государственной Думы в самодержавной России;

- анализ сущности «периода конституционализма» (1906 – 1917 гг.). 

В ходе урока необходимо решить следующие задачи: углубить знания учащихся об уровне и характере политического развития российского общества периода социальной революции начало 20 века, через изучение и осмысление механизмов формирования народного представительства, а также о функционировании системы выборов в Государственную Думу, о деятельности русского парламента, его характере и особенностях, о месте Государственной Думы в системе высших органов власти России, проследить историческую перспективу развития российского парламентаризма до его реставрации в конце 20 века в форме современной Государственной Думы, показать ее особенности и проблемы развития. 

Форма проведения  занятий может быть разнообразна: различные виды дискуссии (дебаты, диспут), «круглый стол», «пресс-конференция» и т.п. В связи с этим рекомендуется обратиться к методическим изданиям, в которых содержится описание технологии проведения подобных занятий (см. список методической литературы).

Обсуждение различных аспектов темы должно носить проблемный, дискуссионный, диалоговый характер. На обсуждение можно вынести следующие проблемные вопросы:

1. Организационно-правовые основы деятельности первой Государственной Думы в России начала ХХ века.

2. Первая и Вторая Государственная Дума в зеркале проблем первой русской революции – несостоявшийся дебют парламентской деятельности.

3. Третья Государственная Дума – инструмент третьеиюньской политической системы.

4. Четвертая Государственная Дума и кризис Российской империи.

5. Межфракционные объединения в Государственной Думе.

6. Национальный и конфессиональный вопросы в Государственной Думе: противостояние власти и общества.

7. Аграрный вопрос в Государственной Думе России начала XX века.

8. Природа российского парламентаризма (1906 – 1917 гг.) в свете исторического опыта государственного строительства в России в начале ХХ века.

9. Этапы возникновения и развития законодательной власти в новейшей России.

10. Парламентаризм в современной России: уроки прошлого.

Учитель вправе предложить на обсуждение и другие проблемы, тематически связанные с   процессом становления парламентаризма в России.

Список  рекомендуемой  дополнительной  литературы

1. Источники:

Конституция РФ. - М., 1993.

2. Литература

Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы.- М., 1985.

Аманжолова Д.А. Дума и этнические конфликты (1906-1917) // Из истории России. XX век. М., 1997.

Аманжолова Д.А. К вопросу о формах разрешения межнациональных отношений в Российской империи (1906-1916). // Армагеддон  Кн.1. М., 1999.

Аманжолова Д.А. Зорин В.Ю., Кулешов С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества.- М., 1999.

Голубева  Е. И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ)  - М. Изд-во  РАГС,1995.

Горылев А.И. Становление парламентаризма в России. - Н. Новгород, 2000.

Гранкин И.В. Парламентаризм России – М.,2001.

Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917). Механизм функционирования. М.: РОСПЭН, 1996.

Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского вече до Федерального Собрания - М.., 1995.

Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. - М.., 1998.

Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет.- М., 1992.

Каппелер А. Россия - многонациональная империя. - М., 1996.

Кирьянов И. К., Лукьянов М.П. Парламент самодержавной России. Государственная Дума и ее депутаты. 1906-1917 гг. Пермь, 1995.

Козбаненко В.А. Государственная дума как опыт представительной демократии в России: краткий очерк  истории. Ред. Беляев А.С. Ростов - на – Дону, 1994.

Кошкидько В.Г. Представительская власть в России: формирование и функционирование (1905-1917). МГУ, 2000.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. Российский конституционализм в сравнительной перспективе.-  М. 1997.

Рыбкин И.П. Государственная дума: пятая попытка. - М., 1994.

Селунская Н.Б., Бородкин Л.О., Григорьева Ю.Г., Петров А.Н. Становление российского парламентаризма начала XX века.- М., 1996.

Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., 1980.

Слонимский А.Г. Катастрофа русского либерализма. Прогрессивный блок накануне и во время Февральской революции 1917 г. Душанбе, 1975.

Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911.- М., 1991.

Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России.- М., 1976.

3. Справочные издания:

Государственная Дума 1906-1917 гг. т.1. - М., 1995.

Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании гос. порядка". История России с древнейших времен до наших дней. Хрестоматия. - М., 2000.

Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 48. Ст. 5969

Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. Ст. 3178

4. Периодические издания:

Камышев Д. Паркетное соглашение. Коммерсанть-Власть. - 2000. - № 3.

Новикова Л. Истоки Русского парламентаризма. Власть. - 2004. - № 3.

Смирнов А. С новой Думой! Итоги. - 2003. - №49.

Холодковский К.Г. Бюрократическая Дума // Полис. - 2004. - № 1.

Павельева Т.Ю. Польская фракция в Гос. Думе России 1906-1914 гг. Вопросы истории 2000. - № 3.

Братолюбова М. "Чисто кадеты ..." // "Родина", 2004  №5.

4. Список рекомендуемой методической литературы

История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород, НГЦ, 2003.

Короткова М.В. Методические разработки  и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для учителей. - М.: ЦГО, 1999.

Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие. -Н.Новгород, НГЦ, 2000. -  С. 140-155.

Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного научно-методического семинара. Н.Новгород, НГЦ, 2001

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph