Областная научно-практическая конференция Роль киноискусства в развитии художественной культуры школьников
Круглый стол по теме: «Нормативно-профессиональная компетентностная модель руководителя ООО в современных социокультурных условиях»
Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов Живая классика-2017
Вход для пользователей
Подразделения

Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября).

docСкачать документ «Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября). »00860.doc55 Kb

День народного единства (4 ноября):

исторический контекст и возможные формы организации

учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях

В соответствии с Федеральными законами РФ №200-ФЗ «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 29.12.2004 и №201-ФЗ «О внесении изменений в ст.112 Трудового кодекса»  4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе"[2], и способствовало окончанию Смуты.

В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция.  По сути, этот исторический пласт можно определить как кризис - династический, социальный, экономический, политический. Иными словами, это была эпоха кризиса российской государственности. Ситуацией воспользовались самозванцы, шведские, а также польские интервенты, которые вторглись в  Москву. Патриотическое движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных захватчиков и показало пример того, как единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России.

Это событие, как отмечает директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров, является эпохальным, ключевым в истории России и потому отмечалось в течение столетий российским народом.  Это был не только день капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского и считается, что помогла достигнуть победы и освободить Московский Кремль. Праздник был общенародный,  потому что именно события конца октября 1612 года (по старому стилю) действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и конфессий. Кроме того, важно подчеркнуть, что поскольку в период Смуты фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал регионализм и сепаратизм; каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства; в наши внутренние дела вмешались поляки и шведы вполне очевидно, что  освобождение Московского Кремля, воссоздание российского государства содействовало общему цивилизационному возрождению России [4].

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

Учитывая значимость события, существенный вклад Нижнего Новгорода и нижегородцев в формировании патриотического движения, освободившего Москву от интервентов и способствовавшего прекращению Смуты, подготовка и проведение Дня народного единства (4 ноября) открывает широкие возможности для решения целого ряда задач в рамках учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений, консолидации и совместной деятельности педагогов, учащихся, их родителей и общественности.

Предлагаемые рекомендации призваны сориентировать работников образовательных учреждений в пространстве тематики, помочь в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единения и никоим образом не ограничивают творческий поиск педагогов и учащихся в данном направлении.   

Важным фактором формирования патриотизма является школьное историческое образование, поскольку изучение героических страниц истории России представляет богатые возможности для воспитания учащихся. Благородный гражданский и нравственный опыт лучших людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы уроков: интегрированные, проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии, уроки-конференции и т.п., позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.

Многофункциональным средством на всех этапах обучения являются познавательные задания, выполняющие информационную, развивающую и организационно-управляющую функции. В зависимости от степени сложности они классифицируются по следующим уровням: I – усвоение и воспроизведение историко-культурных знаний об Отечестве, формирование представлений об исторических деятелях, явлениях, фактах; II – формирование оценочных суждений под руководством учителя, выявление собственного мнения по поводу предложенных оценочных суждений; III – применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки с нравственной позиции предложенных фактов; IV – формирование личностного отношения к событиям и явлениям, навыков самостоятельной оценки в ситуации выбора, а также обоснования своего решения. Примеры подобных заданий представлены в разнообразной методической литературе  по истории [например, 8; 14; 15].

Привлечение школьников в процессе учебной деятельности к личностной и нравственной оценке тех или иных явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики, ведь благодаря этому учащиеся знакомятся с разными образцами поведения и имеют возможность выбрать из них наиболее социально значимые. Причем, подобная форма работы может иметь место не только на уроках гуманитарного цикла, что особенно важно в совремннных условиях.

Особый интерес и социальный смысл представляют активные методы и интерактивные приемы, предполагающие организацию совместной деятельности учителя и учащихся: метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы-символа) [7]; исследовательский метод (интервьюирование, социологические опросы на улицах города, например, на тему «День народного единства - что мы знаем о нем?» и т.п.).   Следует отметить, что перечисленные методы помогают формированию гражданских навыков: обогащения социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу.

Важно отметить, что исключительно значимым фактором становится учет регионального своеобразия, историко-культурного наследия родного края, поскольку при изучении краеведческого материала ученик поставлен в позицию исследователя, стремящегося к самостоятельному поиску исторических фактов. Одной из возможных форм краеведческой и поисковой деятельности, к примеру, может стать разработка и проведение экскурсии (например, по теме «Нижний Новгород – родина второго ополчения»). В зависимости от поставленных педагогом целей, возможностей и возрастных особенностей варьируется степень вовлеченности и самостоятельности учащихся в данном процессе; а сама экскурсия может принимать различные виды («традиционная», «виртуальная», «историческое путешествие» и т.п. ) 

Гуманизация образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. В этой связи целесообразно более подробно познакомить учащихся с биографией и деятельностью героев Нижегородского ополчения К.Минина и Д.Пожарского [см. Приложение 1], используя такие формы как беседа (например, по теме «Патриотческий призыв К.Минина»), мини-конференция (например, по теме «Герои Нижегородского ополчения»), обсуждение докладов и сообщений учащихся, презентация результатов исследовательской деятельности. Весьма приветствуются в данной связи различные межпредметные и внутрипредметные связи.

Одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся в данном контексте может стать проведение конкурса творческих работ (сочинений, эссе) «Нижегородский подвиг в истории России». Подобный конкурс позволит учащимся изложить свои взгляды и представления о значении нижегородского ополчения и вкладе нижегородцев в объединение русской нации и формирование российской государственности.

Новые возможности в процессе организации учебно-воспитательного процесса предоставляют информационные технологии. В процессе подготовки и проведения Дня народного единения, в частности, могут быть использованы мультимедийные обучающие программы и компакт-диски: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия (10СD)», «История России (2CD)», «Россия на рубеже третьего тысячелетия» и другие. К примеру, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории до XIX века» может быть использован как для изучения темы «Смутное время» в рамках курса истории России, так и для демонстрации презентации с целью повторения или создания запоминающегося образа темы. Существенную роль в плане подготовки и проведения праздника может также сыграть организация проектной деятельности с использованием компьютерных технологий (формой реализации которой могут быть, к примеру, компьютерные презентации). Так, могут быть созданы разнообразные индивидуальные, групповые, семейные и иные  проекты, объединенные общей целью и тематикой.

Использование разнообразных форм организации деятельности в рамках подготовки и проведения Дня народного единства призвано способствовать популяризации этого праздника, развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории России и родного края, а также воспитанию в духе патриотизма и  любви к Родине.

Литература и источники

1.      Федеральный Закон Российской Федерации  «О днях воинской славы (Победных днях) России» (Редакция на 29.12.2004) // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_98337.html

2.      День народного единства // http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/

3.      4 ноября праздник – День единения России // http://www.holidays-organization.ru/4nov.php

4.      Сахаров А. Праздники не назначаются сверху //  http://www.izvestia.ru/community/article739615

5.      В Нижнем Новгороде восстановят храм Иоанна Предтечи // http://www.stroy-price.ru/cgi-bin/getfullnews9.pl?137920

6.      Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. – М., 1993.

7.      Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004.

8.      Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. – М., 2001. С.26-28.

9.      История Отечества: люд,  идеи, решения. - М., 1991.

10.  Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992.

11.  Назаров В.Д. Смута начала XVII века и исторические судьбы России. // История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1998.

12.  Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород, 1998.

13.  Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981.

14.  Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1995. С.78-88.

15.  Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.1. – М., 1995.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph