История кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО
В своём становлении кафедра педагогики и андрагогики в Нижегородском институте развития образования прошла путь институализации идей педагогики развития в региональной системе общего и дополнительного профессионального образования. Этот путь можно представить как последовательное прохождение следующих шагов развития:
Шаг 1. Лаборатория развивающего обучения НИРО (1997-2000 гг.):
- Разработана программа «Развитие и совершенствование системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в Нижегородском регионе». Создана Нижегородская ассоциация школ развивающего обучения.
- Теоретические основы дидактики развивающего обучения представлены в практикоориентированных монографиях: «Дидактика развивающего обучения» (1997), «Преемственность в развивающем обучении» (2000).
Шаг 2. Кафедра педагогики и образовательных технологий НИРО (2000-2006гг.):
- Разработана и экспериментально апробирована концепция деятельностного содержания профессионального развития педагога в системе постдипломного образования.
- Разработан комплекс дополнительных профессиональных образовательных программ: «Теория и технология развивающего образования», «Экспертная деятельность в образовании», «Современные образовательные технологии: зарубежный и отечественный опыт».
- Заложены основы и осуществлены первые шаги проектного эксперимента «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации».
Шаг 3. Кафедра педагогики и андрагогики НИРО (2006 – по настоящее время):
- Разработаны андрагогические основы новой модели профессионального развития педагога в системе постдипломного образования - самообучающаяся организация.
- Концептуально оформлена идея Нижегородской инновационной школы: построена типология инновационных школ, основанная на технологии позиционного самоопределения.
- В 2008 г. запущен региональный сетевой экспериментальный образовательный проект «Нижегородская инновационная школа» (приказ МО НО № 600 от 22.08.2008 г.), который в 2011 г. завершился созданием Проектно – сетевого института инновационного образования, а 10.04. 2012 г.
Приказом Министерства образования и науки РФ № 273 институту присвоен статус федеральной инновационной площадки.
В настоящее время в рамках ПСИИО работает 33 образовательных организации г. Нижний Новгород и Нижегородской области.
Результаты и позитивные эффекты деятельности кафедры педагогики и андрагогики
Показатели реализации
|
Результат
|
Позитивный
эффект
|
Концепция развития кафедры педагогики и андрагогики
|
Концепция представлена профессионально-педагогическому сообществу в коллективной монографии «Кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования» (2010г.)
|
Идеи концепции нашли отражение в образовательной и научной деятельности сотрудников кафедры и участников ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
|
Сотрудничество в рамках научных исследований и проектов
|
Количество научных партнеров кафедры составляет 12 организаций из разных регионов РФ: Саранск, Волгоград, Киров, Калининград, Ижевск, Нижний Новгород, Тагил, Уфа, Бийск, Новокузнецк, Москва, Смоленск, Оренбург
|
Расширение пространства диссеминации инновационного опыта участников сетевого взаимодействия
|
Изучение рынка образовательных и научных услуг
|
Определение своего сегмента предоставления образовательных услуг ДПО
|
Адресность и персонификация образовательных услуг кафедры педагогики и андрагогики
|
Участие в инновационном движении по построению новой образовательной практики
|
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 273 от 10 апреля 2012 г.).
Приказ Министерства образования Нижегородской области № 398-а от 15 октября 2012 г.
|
Популяризация инновационного движения школ в региональной системе образования
|