Современные образовательные
технологии в учебном процессе
Информационно-библиографический материал
Вып.5
Составитель: библиограф Е.В.Шадрина
Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова
Н.Новгород
2008
От составителя
Очередной выпуск цикла информационно-библиографических материалов,
посвященного новым образовательным технологиям[1],
содержит информацию о новых книгах и публикациях в периодических изданиях,
описывающих образовательные технологии, которые используются в современном
учебном процессе общеобразовательной школы.
Наиболее полно, системно и всеобъемлюще существующие образовательные технологии, несомненно,
представлены в двухтомном издании «Энциклопедия образовательных технологий»
Г.К. Селевко [14], где выделено около 500 технологий обучения. Безусловного
внимания заслуживает и «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для
преподавателей» А.К. Колеченко [7], и глава «Современные образовательные
(обучающие) технологии» из учебника В.И.
Загвязинского[17], и другие публикации,
перечисленные в предлагаемом материале.
Педагогическая наука продолжает развиваться и обогащаться новыми
представлениями, новыми взглядами и ракурсами рассмотрения существующих проблем
и понятий. Поэтому новые публикации на известную тему всегда будут заслуженно
привлекать внимание педагогической общественности.
Новый информационно-библиографический материал структурно разбит на
части, в соответствии с рассматриваемой в них образовательной технологией.
Первая часть объединяет книги и публикации, так или иначе трактующие само понятие
технологии в образовании, в последняя – немногочисленные статьи о некоторых
реже упоминаемых технологиях,
применяемых в современном образовательном процессе.
Объем наполнения каждого из разделов зависел от числа публикаций,
относящихся к 2006-2008 гг.
Материал адресован всем участникам образовательного процесса школы.
Об образовательных технологиях
Антонова Е.С. Где искать ресурсы для
обновления школьной методики?: [рус.яз.]/ Е.С. Антонова//Русский язык в
школе.-2007.-№№6.-С.10-14.
Бершадский, М., Гузеев, В. Новая
реальность образования: ответы на угрозы и вызовы //Народное
образование.-2008.-№6.-С.153-161.
Гликман, И.З. Методика или технология/
И.З. Гликман //Методист.-2007.-№3.-С.С.59-62.
Гузеев, В.В. Основы образовательной
технологии: дидактический инструментарий: [основной обучающий
инструментарий учителя, составляющий базу любых образовательных
технологий. Классификация основных методов обучения] / В.В. Гузеев. -
М.:Сентябрь,2006.-192с. – (Биб-ка ж. «Директор школы).
Ильин, Г.Л. Педагогическая технология
новой образовательной парадигмы/ Г.Л. Ильин //Образовательная
технология.-2008.-№3.-С.110-119.
Исламгулова, С.К. Технология учебного процесса
общеобразовательной школы / С.К. Исламгулова
//Педагогика.-2007.-№7.-С.38-42.
Колеченко А.К. Энциклопедия
педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.:
Каро,2009.-367с.
Кошелева Н.В. Краткий обзор некоторых
инновационных педагогических технологий в свете создания адаптивной школы:
[разноуровневое и модульное обучение физике]/Н.В.Кошелева//Физика в
школе.-2008.-№1.-С.14-17.
Образовательные технологии на уроках
истории и обществознания: теория и практика: Материалы областного
научно-методического семинара ноября 2000 г. – Н.Новгород: НГЦ,2001.-100с.
Окушова Г.А. Технологическая компетентность
современного учителя сельской школы//Директор сельской
школы.-2007.-№3.-С.19-24.
Русова, Н.Ю. Современные технологии в
науке и образовании: Магистерский курс: Программа и терминологический
словарь: [уч. программа посвящена раскрытию совр. научных и образоват.
технологий. На уровне магистерского образования происходит интеграция
учебной и научной информации и формируются составляющие методологической и
профессиональной компетентности учителя словесности] / Н.Ю. Русова. -
Н.Новгород: Изд-во НГПУ,2002.-28с.
Савина Н.М. Инновационные
компетентностно-ориентированные педагогические технологии в
профессиональном образовании [«портфолио» и «кейс-стади»] //Среднее
профессиональное образование.-2008.-№4.-С.2-5.
Селевко, Г.К. Технологический подход в
образовании / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева //Управление современной
школой. Завуч.-2008.-№2.-С.4-15.
Селевко, Г.К. Энциклопедия
образовательных технологий: В 2т.: [в учебно-методическом пособии нового поколения представлены около 500
технологий обучения, воспитания и педагогические технологии на основе
применения соврем. информац. средств]/ Г.К. Селевко: - М.: НИИ школьных технологий,2006.
- 816с. - (Серия «Энциклопедия
образовательных технологий).
Сидорова, В.В. Психолого-педагогические
аспекты современных технологий обучения/ В.В. Сидорова //Инновации в
образовании.-2008.-№7.-С.78-87.
Современные образовательные (обучающие)
технологии//Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, Л.И.
Гриценко. - 3-е изд., испр.- М.: Издат. центр «Академия»,2006.-С.95-130.
Факторович, А.А. Сущность педагогической
технологии / А.А. Факторович // Педагогика.-2008.-№2.-С.19-27.
Фокин, Ю.Г. Теория и технология
обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений: [осн. направленность книги – определение условий реализации
собственно технологического подхода на примере реализации деятельностно-ориентированных
методов обучения, как в целостном учебном процессе, так и на конкретном
занятии]. /Ю.Г.Фокин: – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-240с.
Шевченко, Н.И. Технология обучения
истории в старшей школе: Методические рекомендации: [рассматриваются
модульные технологии, проектная технология, развивающие технологии и
др.]/ Н.И. Шевченко: – М.:
АПКиПРО,2001.-30с.
Метод проектов в обучении и
воспитании
Вербицкий, А.А. Метод проектов как
компонент контекстного обучения/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова //Школьные
технологии.-2006.-№5.-С.77-80.
Ваисова, Л.М. Информационные технологии
в проектной деятельности по истории и обществознанию //Преподавание
истории в школе.-2007.-№5.-С.22-25.
Висленко, Л.П. Метод проектов при чтении
произведений современной литературы. Литература последнего
пятнадцатилетия. 11 класс/ Л.П. Висленко, С.П. Белокурова // Литература в
школе.-2008.-№11.-С.38-41.
Гугнина, О.В. Метод проектов в
воспитании толерантности / О.В. Гугнина //Преподавание истории в школе.-2007.-№3.-С.18-24.
Денисова, Н.А. Технология проектного
обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в
системе дополнительного образования/Н.А Денисова//Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№10.-С.14-22.
Деревянко, И. От проекта к проекту –
путем самостоятельного поиска знаний/ И. Деревянко //Директор
школы.-2007.-№5.-С.69-75.
Донцова, О.В. Метод проектов как одна из
форм ученического исследования на уроках литературы/ О.В. Донцова //Литература в школе.-2008.-№11.-С.36-37.
Захаров, А.Г. Использование метода
проектов в обучении географии / А.Г. Захаров //География и экология в
школе XX века.-2007.-№4.-С.39-42.
Захарова С.А. Содержание и реализация
музыкально-проектной деятельности учащихся в условиях интеграции базового
и дополнительного образования/ С.А.Захарова//Методист.-2008.-№9.-С.37-40.
Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного
обучения/ Д.И. Иванов //Биб-ка ж.
«Директор школы».-2007.-№6.-С.97-103.
Нагель, О.И. О критериях оценки
проектной деятельности учащихся//Школа и производство.-2007.-№№6.-С.12-20.
Орлова, О.Ф. Проектная деятельность на
уроках изобразительного искусства/ О.Ф. Орлова //Изобразительное искусство
в школе.-2008.-№4.-С.49-58.
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность
школьников: пособие для учителя: [в книге впервые в отечественной
педагогической литературе излагается общая теория проектной деятельности
школьников]/К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение,2008.-192с.
Проектный урок: сб. ст./Департамент
образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования; [ред.-сост. Н.Ю.
Пахомова, И.В. Суволокина]. - М.:МИСО,2006.-119с.
Романовская, М.Б. Метод проектов в
учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию
и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации
системы образования] / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический
поиск»,2006.-160с.
Управление проектами в социальной сфере:
Методика разработки, выполнения и оценивания проектов: [рассматривается
взаимосвязь плана, проекта, программы; описывается методика управления
проектным циклом; приводятся примеры социальных проектов, успешно
реализованных в образовательных учреждениях Нижегородской области]
/Авт.-сост. Е.В.Орлов. -
Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2007.-[60с.].
Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения
/ Н.Г. Шаповалова //Начальная школа плюс до и после.-2007.-№9.-С.3-9.
Швецова О. «Звездочки обдумывания», или
Введение проектную
деятельность//Директор школы.-2008.-№9.-С.56-62.
Яковлев, В.В. Метод проектов как способ
реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном
процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.-
2008.-№1.-С.15-22.
Личностно - ориентированные
технологии
Анохина, Г.М. Об организации личностно
ориентированного обучения //Химия в школе.-2008.-№7.-С.17-20.
Данюшенков, В.С. Организация профильного
обучения в сельской школе на основе использования технологии уровневой
дифференциации/ В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова //Профильная
школа.-2008.-№1.-С.5-9.
Галагузова, Ю.Н. Совмещение
специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход
/ Ю.Н. Галагузова, И.А. Ларионова //Педагогика.-208.-№2.-С.51-57.
Гвоздева, А.В. Роль комплекса
дидактических условий в моделировании интегративного подхода к
дифференцированному обучению иностранному языку/ А.В. Гвоздева
//Педагогическое образование и наука.-2007.-№6.-С.43-47.
Калачихина, О.Д. Создание
личностно-ориентированной образовательной среды на основе
учебно-исследовательской деятельности учащихся/ О.Д. Калачихина //Школьные
технологии.-2007.-№4.-С.112-115.
Кирюшина, О.Н. Система эмпирических
методов как инструмент реализации личностно-ориентированного образования/
О.Н. Кирюшина //Методист.- 2007.-№8.-С.38-46.
Коротаева, Е.В. О личностно развивающих
технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в
школе.-2008.-№5.-С.10-15.
Короткова, М.В.
Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на
уроках истории/ М.В. Короткова
//Преподавание истории в школе.-2008.-№1.-С.3-8.
Куклина Л.В. Моделирование
личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях
воспитательной системы школы: монография/Л.В.Куклина, Н.И. Абрамова. -
Ульяновск: УЛГПУ,2006.- 166с.
Левин, Э.А. Методика
индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового
обучения рассматривается под углом зрения решения проблемы самообразования
школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь,2007. -112с.
Лукьянова М.И. Личностно ориентированное
обучение как ресурс здоровьесбережения //Психология
обучения.-2008.-№5.-С.49-56.
Пикан, В.В. Вариативное обучение
(изучаем вместе, но по-разному)/ Пикан В.В. //Школьные
технологии.-2008.-№1.-С.С.100-111.
Управление профильным обучением на
основе личностно ориентированного подхода: [сущностная характеристика
личностно ориентированного управления профильным обучением: проектная и
исследовательская деятельность в профильном обучении, требования к
использованию информационно-коммуникационных технологий] / Т.И. Шамова,
А.Н. Худин, Г.Н. Подчалимова, И.В. Ильина, С.Н. Белова.- М.: Центр
«Педагогический поиск»,2006.-160с.
Информационные технологии
Информационные технологии в российском
образовании/сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. - М.:
Эврика,2003.-144с. - (Биб-ка культурно-образовательных инициатив).
Клишова, О.Г. Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы/ О.Г.
Клишова //Управление качеством
образования.-2008.-№3.-С.С.22-28.
Кондакова, М.Л. Дистанционные образовательные
технологии как средство осуществления профильного обучения/ М.Л.
Кондакова //Стандарты и мониторинг
в образовании.-2007.-№3.-С.3-8.
Коротеева, О.С. Новые образовательные
технологии в информационном пространстве/ О.С. Коротеева, Л.В. Хорева //Образовательные
технологии.-2008.-№2.-С.64-74.
Крылов, А. Дистанционное обучающие
олимпиады для школьников: мультипредметные технологии/ А. Крылов //Народное
образование.-2008.-№5.-С.166-170.
Литинский А.Т.Информационные технологии
и методика повышения качества обучения информатике в школе: [технология
проблемного обучения]/А.Т. Литинский, О.А. Дегтярева//Педагогическая
информатика.-2007.-№4.-С.18-22.
Новиков А.Е. Сетевые информационные
технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.
Педагогические технологии дистанционного
обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [Е.С. Полат, М.В.
Моисеева, А.Е. Петров и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский
центр «Академия»,2006.-400с.
Титова, Н.С. Программирование процесса
обучения – это современный подход к организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса и управлению учебной деятельностью учителя и
учащихся/ Н.С. Титова //Образование в современной школе.-2007.-№7.-С.6-15.
Тороп, В.В. Проблема использования
информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного
цикла/ В.В. Тороп //Преподавание
истории в школе.-2007.-№2.-С.4-9.
Третьяк, Т. Профильное обучение в форме
обучающих сетевых олимпиад/ Т. Третьяк //Педагогическая
техника.-2007.-№2.-С.14-40.
Хропов, Е.С. Новая компьютерная
технология в работе с картой на уроке истории/ Е.С. Хропов //Преподавание
истории в школе.-2008.-№1.-С.9-18.
Цифровые образовательные ресурсы в
школе: методика использования: Филология: сб. учебно-методических
материалов для педагогических вузов: [представлены учебные модули,
освещающие современные подходы к использованию цифровых образовательных
ресурсов в учебном процессе общеобразовательных учреждений по русскому,
английскому, немецкому языкам, литературе и фольклору]. – М.:
Университетская книга,2008.- 216с. – (Библиотека Информатизации
Образования).
Цифровые образовательные ресурсы в
школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб.-методич.
материалов для пед. вузов /Нац. Фонд подг. кадров. - М.: Унив.
кн.,2008.-557с.-(Библиотека Системы Образования).
Коммуникационные и
развивающие технологии
Ариян, М.А. Технологии
социально-развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе
обучения средней школы //Иностранные языки в школе.-2008.-№7.-С.2-8.
Белова, С.В. Текстуально-диалогическая
педагогическая технология в системе гуманитарного образования //Инновации
в образовании.- 2007.-№6.-С.4-15.
Клещ С.А. Проблемно-диалогическая
технология на уроке географии в 5-м классе//Начальная школа плюс до и
после.-2008.-№3.-С.64-66.
Коротаева, Е.В. Педагогика и психология общения/
Е.В. Коротаева //Русский язык в
школе.-2008.-№3.-С.16-20.
Митрохина С.В. Коммуникативные
технологии в профессиональной подготовке будущих учителей математики /С.В.
Митрохина// Преподаватель.XXI век.-2007.-№2.-С.23-30.
Русова, Н.Ю. Методология и методика
культурологического комментария художественных текстов:
учебно-методическое пособие: [использование такой методики активизирует
творческий потенциал обучающейся личности, способствует формированию
общекультурной и методологической компетентности] / Н.Ю. Русова. - Н.
Новгород: Изд-во НГПУ,2005. - 68с.
Скамницкая, Г.П.
Информационно-коммуникативные педагогические технологии как фактор
повышения качества профессионального образования /Г.П. Скамницкая //
Среднее профессиональное образование.-2008.-№1.-С.55-56.
Туманова Е.С. Конспекты уроков по
изобразительному искусству с использованием коммуникативной технологии в
8-м классе/ Е.С.Туманова//Изобразительное искусство в школе.-
2008.-№1.-С.68-76.
Технология развития
критического мышления
Павлова, А.И. О технологии развития
критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в
школе.-2007.-№8.-С.11-15.
Пугачева, Т.Н. Урок с использованием технологии
критического мышления//География в школе.-2007.-№№7.-С.52-55.
Савельева, Н.П. Технология развития
критического мышления через чтение и письмо в патриотическом воспитании
будущих педагогов//Современные
образовательные технологии в подготовке педагога к реализации
воспитательной функции. - Бийск,2007.-С.121-129.
Соколова, И.Б. Уроки-модели по
технологии развития критического мышления: [изучение произведений Е.И.
Пермяка и К.Г. Паустовского в нач.
кл. гимназии] / И.Б.Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном
национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. -
СПб.,2007.-С.59-64.
Ткачева, Е.Л. Использование приемов
технологии развития критического мышления на уроках права в 9-11-х
классах/ Е.Л.Ткачева// Петербургские педагоги в приоритетном национальном
проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. - СПб.,2007.-С.211-216.
Технология исследовательского
обучения
Кудрова И.А. Формирование современной
научной картины мира у учащихся на основе исследовательского
подхода//Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников. -
М.,2006.-С.142-148.
Савенков, А.И. Подготовка педагога к
работе в условиях исследовательского обучения/ А.И. Савенков
//Исследовательская работа школьников.-2007.-№3.-С.4-8.
Савенков, А.И. Психологические основы
исследовательского обучения школьников/ А.И, Савенков //Школьные технологии.-2008.-№1.-С.
Дворникова И.Н. Апробация технологии
исследовательского обучения младших школьников при гимназии г. Арзамаса/
И.Н. Дворникова//Работа с одаренными детьми в системе образовательного
пространства России. Региональный опыт.- Арзамас,2007.-С.107-114.
Модульная технология обучения
Галковская И. Возможности и сложности
модульного обучения: [опыт лингвистической гимназии г. Пскова]//Директор
школы.-2007.-№4.-С.46-51.
Салтовская Г.Н. Модульная технология
обучения иностранному языку: [профил. класс]/ Г.Н. Салтовская
//Иностранные языки в школе.-2007.-№7.-С.7-11.
Салтовская Г.Н. Модульная технология обучения
иностранному языку/ Г.Н. Салтовская//Иностранные языки в
школе.-2007.-№7.-С.7-11.
Сизикова С.Ф. Предпринимательство: модульно-рейтинговая
система обучения: [в свете концепции профил. обучения на ст. ступени общеобразоват.
шк.]//Экономика в школе.-2007.-№3.-С.47-56.
Шермадина Н.А. Модульная технология
обучения при изучении классической механики/ Н.А. Шермадина//Физика в школе.-2008.-№1.-С.17-20.
Другие образовательные
технологии
Белова, С.В. О феномене «Ковчега» и
проблеме интеграционного обучения // Народное
образование.-2008.-№8.-С.203-207.
Загвоздкин, В.К. Реформа школы в духе
компетентностного подхода в Германии / В.К. Загвоздкин // Школьные
технологии.-2008.-№3.-С.72-77.
Иванов,
Д.И. Дальтон-технология/ Д.И. Иванов //Биб-ка
ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.104-107.
Иванов,
Д.И. Цикл эмпирического познания Дэвида Колба/ Д.И. Иванов //Биб-ка
ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.113-114.
Конжиев Н.М. Реализация
ценностно-смыслового подхода в практике школы и вуза: монография/ Н.М.
Конжиев, Е.Н. Федорова, Г.М.Янюшкина; Федеральн. агентство по образованию,
Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Карел. гос. пед.
ун-т».- Петрозаводск: Изд-во КГПУ,2006.-254с.
Крутий, И.А. Результаты применения
элементов технологии обучения СГА в школьном учебном процессе // И.А.
Крутий, М.З.Смирнова, Д.С. Зуева
/Инновации в образовании.-2007.-№8.-С.21-30.
Леонтьева, О.М. Деятельностный подход в образовании/ О.М.
Леонтьева //Школьные
технологии.-2007.-№2.-С.83-96.
Лернер, П.С. Инструменты поддержки и
развития компетентностного подхода в образовании старших
школьников//PR
вобразовании.-2007.-№4.-С. 42-50.
Микерова Г. Методическая система обучения русскому
языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной
школе//Учитель.-2008.-№3.-С.20-25.
Мокринский, М.Г. Новое качество
гуманитарного образования в профильной школе//Вопросы
образования.-2006.-№4.-С.124-134.
Нахматулина, А.Р. Осуществление
межпредметных связей при проведении бинарных уроков /А.Р. Нахматулина,
Л.С. Кузнецова
//Методист.-2008.-№1.-С.54-55.
Новиков, А.Е. Технология делиберации в
рамках элективных курсов в профильном обучении/ А.Е. Новиков //Профильное
обучение.-2007.-№3.-С.48-56.
Ногтева Е.Ю. Педагогические технологии
развития экологической культуры//География и экология в школе XXI
века.-2007.-№9.-С.34-39.
Остапенко, А.А. Работа по технологии
концентрированного обучения/ А.А. Остапенко // Педагогическая
техника.-2008.-№4.-С.8-11.
Пожитнева В.В. Кейс-технологии для
развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17.
Пентин, А. Компетентностный подход и
современные учебники: как совместить несовместимое?/ А. Пентин //Директор школы.-2007.-С.1.-С.62-68.
Пентин, А. Почему сегодня мы не учим
лучше, чем вчера?/ А. Пентин //Директор школы.-2008.-№2.-С.5-12.
Петросова Р.А. Интегрированные технологии
образования: (на примере курса биологии //Развитие инновационных процессов в общеобразовательных
учреждениях. - М.,2006.-С.63-73.
Соколова, Т.А.
Теоретико-методологические основы арт-педагогики/ Т.А. Соколова
//Методист.-2008.-№8.-С.58-63.
Фреймовые опоры: [метод. пособие] /[Р.В.
Гурина и др.].- М.: НИИ шк. технологий, 2007.- 95с.
Чернышева О.А. Арт-технологии на уроке
химии: [урок-суд по теме «Спирты: Фенол»: из опыта учителя сред. школы
Мурманской обл.]//Образование в современной школе.- 2007.-№9.-С.55-64.
Шмакова Е.Г. Диагностика когнитивного
развития в алгоритмических технологиях//Педагогические
технологии.-2007.-№3.-С.65-74.
[1] «Блочно-модульные технологии учебной
деятельности» (2000 г.); «Дифференцированное обучение в школе» (2000 г.); «Личностно-ориентированные технологии:
дифференцированное и разноуровневое
обучение»(2001 г.); «О новых педагогических технологиях в образовании»(2005г.).