О «компетенции» и
«компетентности» в образовании
Использование в современной педагогической литературе указанных в
названии материала терминов тесно связано с процессом переориентации
российского образования со «знаниевого»
на компетентностный подход [6,13,27,31,33], что является необходимым условием модернизации
и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.
Часто синонимически используемые понятия «компетенция» (не следует путать с правовым значением слова:
«компетенция органов местного самоуправления» и пр.) и «компетентность» необходимо различать:
- Компетенция включает совокупность взаимосвязанных
качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых
по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для
качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
- Компетентность – владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и
предмету деятельности.
Об этом подробно рассказывается, например, на страницах учебного пособия
для вузов «Основы педагогического мастерства» Л.В. Заниной и Н.П.
Меньшикова [29.с.100-115], а также в
статьях Д.А.Иванова [34-36] и других книгах и статьях, перечисленных в данном
библиографическом материале.
Если обратиться к словарям, то наиболее часто употребляемое
словосочетание со словом «компетентность» профессиональная
компетентность учителя трактуется
как «владение учителем необходимой суммой
знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической
деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя
определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [40.с.62.].
Подобное определение дает и канд. пед. наук, ст. н. сотрудник лаб.
дидактики Института Теории образования и Педагогики РАО, Генике Е.А. в своей книге
«Профессиональная компетентность педагога», указывая на то, что соотношение
этих составляющих должно быть равномерным. Это и будет интегративной
компетентностью педагога [18.с.19].
Что касается наиболее употребительного словосочетания «ключевые компетенции», то в европейском проекте «Определение и отбор ключевых
компетенций» они определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие
залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества»[31.с.7-8].
В предлагаемом вниманию педагогов библиографическом материале
представлены книги и публикации 2006-2008 гг., призванные помочь в понимании и
усвоении новой образовательной терминологии.
- Акаева, Е.Л. Мониторинг
профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного
подхода/Е.Л. Акаева //Педдиагностика.-2006.-№3.-С.13-18.
- Алиев, С.Н. Спецсеминар – важное
средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей/С.Н.
Алиев //Иностранный язык в шкоел.-2008.-№2.-С.59-65.
- Андреева, И. Эмоциональная
компетентность в работе учителя/И. Андреева //Педагогическая
техника.-2006.-№2.-С.74-86.
- Антипова, В.М. Компетентностный подход к
организации дополнительного педагогического образования в университете /
В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика.-2006.-№8.-С.57-62.
- Балашова, В.Ф., Компетенции специалиста
по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной
деятельности/ В.Ф. Балашова, Н.Н Чесноков //Педагогическое образование и
наука.-2008.-№6.-С.38-40.
- Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в
образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации
в образовании.-2007.-№1.-С.10-15.
- Беспалова, В.Г., «Педагогический
звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов/
В.Г. Беспалова, И.В. Мотина, Е.В. Овчинникова // Вестник практической
психологии образования.-2007.-№4.-С.110-117.
- Блинов, Л.В. Социально-профессиональная
компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В.
Блинов, В.Л. Недорезова //
Педагогическое образование и наука.-2008.-№1.-С.52-56.
- Васильева, Е. Активность студентов как
показатель их социализации и социальной компетенции/ Е. Васильева, А.
Малыгина //Alma mater.-2007.-№7.-С.18-22.
- Верещагина, Н.О. Формирование
профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного
образования в Герценовском университете/ Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто //География
и экология в школе XXI века.-2007.-№4.-С.73-78.
- Вертохвостова, Г. Мониторинг как
средство повышения профессиональной компетентности педагогов/ Г. Вертохвостова
//Народное образование.-2007.-С.121-126.
- Винокурова, Н.Ф., Общекультурная
компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические
аспекты и практика реализации/ Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова //География
и экология в школе XXI века.-2008.-№3.-С.47-52.
- Володина, Ю.А. Компетентностный подход в
подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина //
Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.
- Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная
компетентность школьников: опыт системного конструирования/ С.Г.
Воровщиков //Завуч.-2007.-№6.-С.81-103.
- Гаибова, В.Е. К определению общих
учебных компетентностей старшеклассников/ В.Е. Гаибова, А.П. Чернявская //
Инновации в образовании.-2006.-№5.-С.28-39.
- Гайнутдинов, Х.Ш. Профессиональная компетентность
организации / Х.Ш. Гайнутдинов //Педагогическое
образование и наука.-2008.-№6.-С.26-29.
- Гатауллина Р.Ф. Компетентностный подход
к профессиональной подготовке гувернеров как специалистов по домашнему
воспитанию/ Р.Ф. Гатауллина //Педагогическое образование и
наука.-2008.-№6.-С.21-24.
- Генике, Е.А. Профессиональная
компетентность педагога/ Е.А. Генике. - М.:Сентябрь,2008.-176с. – (Биб-ка
ж. «Директор школы».-2008.-№5).
- Гериш, Т.В. Компетентностный подход как
основа модернизации профессионального
образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандарты и мониторинг
в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
- Глебова, Л.К. Профессиональная
компетентность учителя / Л.К. Глебова, З.Ю. Луц // Одаренный ребенок.-2008.-№1.-
С.96-100.
- Голуб, Г.Б. Оценка уровня
сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников
УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы
образования.-2008.-№2.-С.161-185.
- Грачев, А.А. Профессиональная
компетентность практического психолога в сфере образования:
организационный подход/ А.А. Грачев
//Вестник практической психологии образования.-2007.-№2.-С.42-50.
- Гузеев, В. Матрица разнообразия – способ
определения компетентности педагогов/ В. Гузеев //Директор школы.-2006.-№8.-С.27-31.
- Дахин, А.Н. Моделирование
образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических
инноваций.-2007.-№1.-С.84-100.
- Дахин, А.Н. Образовательная
компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной
культуре/ А.Н. Дахин //Школьные технологии.- 2006.-№5.-С.35-44.
- Дахин, А.Н. Открытое образование и
компетентность его участников /А.Н. Дахин // Школьные
технологии.-2008.-№1.-С.60-64.
- Дьячкова, Л.Г. Вуз и работодатель:
практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г.
Дьячкова //Стандарты и мониторинг в
образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
- Есауленко, Г.В. Профессиональная
компетентность руководителя в обеспечении правового и документационного
управления персоналом / Г.В. Есауленко //Управление
ДОУ.-2008.-№3.-С.50-69.
- Занина, Л.В. Компетентностный подход к
рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л.В. Занина, Н.П.
Меньшикова //Основы педагогического мастерства/Серия
«Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс,2008.-С.110-115.
- Захлебный, А.Н. Экологическая
компетенция как новый планируемый результат экологического образования /
А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская //Стандарты и мониторинг в
образовании.-2008.-№7.-С.11-15.
- Иванов, Д.И. Компетентности и
компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание.
Образование. Педагогика.-2007.-№6(12).-32с.
- Иванов, Д.И. Компетенции учителя/ Д.И.
Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика:
Биб-ка «Первого сентября». - 2008.-№16.-32с.
- Иванов, Д.И. Компетенции и
компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
- Иванов, Д.И. Как можно оценивать
компетентности?/ Д.И. Иванов //
Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.80-85.
- Иванов, Д.И. Профессиональная
компетентность учителя/ Д.И. Иванов
//Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.54-57.
- Иванов, Д.И. Способы и процедуры оценки
уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе/ Д.И.
Иванов //Школьные
технологии.-2008.-№1.-С.149-158.
- Исаева, Т.Е. Классификация
профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е.
Исаева // Педагогика.-2006.-№9.-С.55-60.
- Киреева, М.В. Система повышения
профессионально-педагогической компетентности педагогических работников/
М.В. Киреева, Е.В. Ладинская // Методист.-2006.-№6.-С.54-58.
- Климентьева, М.Ф. Реализация
методологической компетентности при работе с одаренными детьми в Томском
гуманитарном лицее/ М.Ф. Климентьева //Одаренный
ребенок.-2008.-№1.-С.47-57.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический
словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
- Козырева, О.А. Методология моделирования
профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное
профессиональное образование.-2008.-№4.-С.24-25.
- Козырева, О.А. Феноменология
профессиональной компетентности учителя/ О.А. Козырева // Дополнительное
профессиональное образование.-2008.-№1.-С.12-14.
- Краевский, В. Методологическая
компетентность педагогов-исследователей как условие научного обеспечения
модернизации образования/ В. Краевский //Соискатель-педагог.-2008.-№1.-С.31-35.
- Кудря, Л. Ноосферные компетенции и
учительская компетентность в современной школе/ Л. Кудря, Л. Уварова //Народное образование.-2007.-№9.-С.44-46.
- Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической
компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. -
2007. - №4.-С.35-38.
- Лебедев, В.В. Структурирование
компетенций - перспективное
направление в решении проблем образования/ В.В. Лебедев //Школьные
технологии.-2007.-№2.-С.97-103.
- Лернер, П.С. Инструменты поддержки и
развития компетентностного подхода в образовании старших школьников/ П.С.
Лернер //PR в образовании.-2007.-№4.-С.42-50.
- Лившиц, В.Б. Повышение профессиональной
компетентности педагогических работников/ В.Б. Лившиц //Справочник руководителя
образовательного учреждения.-2007.-№12.-С.16-23.
- Литвиненко, М.В. Подходы
диагностирования сформированности профессиональной компетентности будущего
специалиста/ М.В. Литвиненко //Стандарты и мониторинг в
образовании.-2008.-№2.-С.38-40.
- Лукьянова М.И. Локальная
профессиональная среда как фактор развития компетентности педагогов/ М.И.
Лукьянова //Управление ДОУ.-207.-№2.-С.8-13.
- Лукьянова, М.И. Концептуальные подходы к
организации научно-методической работы по развитию компетентности учителя
в реализации личностно ориентированного подхода/ М.И. Лукьянова //Методист.-2007.-№8.-С.9-17.
- Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога:
теоретический анализ понятия/ М.И. Лукьянова //Управление
ДОУ.-2007.-№1.-С.15-21.
- Лызлова, Л., «Трудные» подростки и
профессиональная компетентность учителя/ Л. Лызлова, О. Белкина //Директор школы.-2006.-№9.-С.59-61.
- Любимов, Л.Л. Компетентностный подход и
качество общего образования/ Л.Л. Любимов
//Экономика в школе.-2008.-№1/2.-С.4-11.
- Майер, А.А. Модель профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования/ А.А. Майер //Управление
ДОУ.-2007.-№1.-С.8-14.
- Матушкин, Н. НИРС как составляющая
системы формирования компетенций специалиста/ Н. Матушкин, И. Столбова, Т.
Ульрих //Alma mater.-2007.-№5.-С.3-7.
- Мачехина, О.Н. Ролево-игровое
проектирование в свете компетентностного подхода в образовании / О.Н. Мачехина
//Преподавание истории в
школе.-2007.-№5.-С.13-16.
- Метаева, В.А. Рефлексия как
метакомпетентность/ В.А. Метаева //Педагогика.-2006.-№3.-С.57-61.
- Муравьева, Л.А. Сущность понятия
профессиональная компетентность педагога–организатора детского движения /
Л.А. Муравьева //Педагогическое образование и наука.-
2008.-№6.-С.17-20.
- Мясников, В.А. Компетенции и
педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика.-2007.-№2.-С.42-49.
- Нефедова, Л. Компетентность и образ
учителя современной гимназии/ Л. Нефедова // Народное образование.-
2006.-№7.-С.215-219.
- Нефедова, Л.А., Развитие ключевых
компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные
технологии.-2006.-№4.-С.61-68.
- Нугуманова, Л.Н. Компетентностный подход
в профильном обучении/ Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.9-15.
- Окушова, Г.А. Технологическая
компетентность современного учителя сельской школы/ Г.А. Окушова //Директор
сельской школы.-2007.-№3.-С.19-24.
- Осипова, Л.А. Драматизация как средство
формирования профессиональной компетенции будущих учителей/ Л.А.
Осипова //Научное
обозрение.-2006.-№1.-С.177-179.
- Осипова, О. Формирование ИКТ -
компетентности учителя начальной школы/ О.Осипова //Народное
образование.-2008.-№1.-С.116-121.
- Осмоловская, И. Ключевые компетенции в
образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор
школы.-2006.-№8.-С.64-69.
- Пеняева, С.А. Рефлексивные составляющие
компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе
обучения/ С.А. Пеняева //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№1.-С.11-14.
- Поздняков, А. Формирование компетентности будущих
педагогов и руководителей образования/ А. Поздняков //Народное
образование.-2008.-№1.-С.С.141-145.
- Пустовалова, В.В. Развитие олимпиадного
движения и профессиональной компетентности методистов/ В.В.
Пустовалова //Одаренный ребенок.-2008.-№1.-С.60-65.
- Редихин, В.И. Компетенции в коммуникации/ В.И.
Редихин //Школьные технологии.-2007.-№5.-С.11-20.
- Сакович, Л.П. Профессиональная компетентность
учителя естествознания/ Л.П. Сакович // Дополнительное образование и
воспитание.-2007.-№5.-С.3-8.
- Скибицкий, Э.Г. Формирование
компетентности начинающего исследователя/ Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая //Инновации
в образовании.-2007.-№9.-С.80-90.
- Слуцкий, В. Слагаемые управленческой
компетентности директора школы/ В. Слуцкий //Воспитание
школьников.-2007.-№2.-С.23-27.
- Соломенникова, О.А. Профессиональная
компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения/ О.А.
Соломенникова //Педагогическое
образование и наука.-207.-№3.-С.4-5.
- Трофимов, Е.Ф. Моделирование компетенций
персонала как инструмент развития системы менеджмента качества предприятия
/ Е.Ф. Трофимов, В.А. Голкина //Дополнительное профессиональное
образование.-2007.-№4.-С.26-29.
- Тубельский, А.Н. Как возможен переход к
компетентностно направленному содержанию образования/ А.Н. Тубельский //
Современный урок. - 2007. - №9-10. - С.80-88.
- Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня
сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2007.-№3.-С.2-5;
№4.-С.11-16.
- Ховов, О.В. Компетентность
профессиональная / О.В. Ховов //Энциклопедия профессионального образования:
В 3-х т./под ред. С.Я. Батышева.-М.:АПО,1998.-Т.1.-С.454-455.
- Чуб, Е.В. Интенсификация обучения как
фактор подготовки компетентного специалиста/ Е.В. Чуб //Инновации в
образовании.-2008.-№7.-С.96-103.
- Чуб, Е.В. Компетентностный подход в
образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.
- Шайденко, Н.А. Формирование
профессиональных компетенций учителя в системе непрерывного
педагогического образования/ Н.А. Шайденко, А.Н. Сергеев // Педагогическое
образование и наука.- 2008.-№6.-С.4-8.
- Шалашова, М. Применение квалификационных
тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза/ М.
Шалашова //Педагогические
измерения.-2007.-№4.-С.3-12.
- Шамардина, Т. Формируем
учебно-познавательную компетентность учащихся/ Т. Шамардина // Директор школы.-2007.-№4.-С.57-62.
- Юрковец, О.А. Формирование профессиональных
компетенций на основе применения технологии модульно-компетентностного
обучения в СПО/ О.А. Юрковец // Педагогическое образование и
наука.-2008.-№6.-С.24-26.
Составитель:
библиограф библиотеки НИРО Шадрина Е.В.