О государственной
образовательной политике и новых стандартах образования РФ
От составителя
Общественно-политические и экономические преобразования в нашей стране
совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к
информационному обществу. Образование, являющееся фундаментом экономики,
основанной на знаниях, безусловно, должно реагировать на переход к экономике
постиндустриального, информационного общества. Поэтому в профессиональной
педагогической и общественной среде развернулась широкая дискуссия о ценностях
и путях преобразования нашей
образовательной системы [1, 3, 6, 14, 19, 27, 28, 31].
Особое внимание в государственной образовательной и языковой политике
сегодня уделяется национальным проблемам [1], взаимодействию с религиозными
организациями, а также созданию новой системы управления образованием на основе
создания образовательных округов [9, 24, 25].
Доклад Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия
инвестировать в свое будущее?» [23], отражающий мнение профессионального
сообщества, хорошо знакомого с философскими, психологическими,
общественно-политическими, технологическими, социокультурными
сторонами современного общества, покончил с мифологемой о нашем «лучшем в мире образовании» и положил
начало серьезному разговору об образовательной системе России.
В аналитической части доклада называются две ключевые задачи системы образования – сохранение, развитие и
консолидация российского народа, и повышение конкурентоспособности России в глобальном соревновании
инновационных экономик. Именно этим задачам, по мнению участников разговора, должна быть подчинена
трансформация образовательной системы индустриальной эпохи. «Синтетическое и рыночное мышление – вот что должно стать
основой системы образования, адекватной постиндустриальной, информационной
эпохе», - пишет А.А. Шогенов в статье «Национальная
образовательная политика» [30].
Реализация в течение двух лет приоритетного национального проекта «Образование» позволила российскому
образованию к 2008 году перейти на новый этап развития, характеризующийся,
прежде всего готовностью к установлению и внедрению новых стандартов [8]. Важной отличительной особенностью новых
стандартов, по словам И.И. Калины, является то, что «Набор требований стандарта
предъявляется не к ученику, а к системе образования – что она обязана
обеспечить, предоставить» [8, с. 16]. То есть, стандарт - это прежде всего
система гарантий ученику, студенту, семье, а также система гарантий работнику
сферы образования. Информация о зарубежном опыте создания образовательных
стандартов [7, 20] также может быть интересна для сравнения и анализа.
Предлагаемый библиографический материал призван информировать о публикации некоторых официальных
документов, касающихся новых государственных стандартов и образовательной
политики РФ, а также позволит ознакомиться с неким срезом мнений специалистов в
области образования, представленных на страницах педагогических периодических
изданий начала 2008 года.
- Артеменко О.И. Полиэтничность
России: государственная образовательная и языковая политика//Вестник
образования: Тематическое приложение.-2008.-№2.-С.4-54.
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной
модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и
построению гражданского общества// Вопросы образования.-2008.-№1.-С.65-86.
- Бердашкевич А. Об обязательном среднем (полном)
образовании: проблемы и перспективы//Народное
образование.-2007.-№9.-С.23-26.
- Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И.
Российское образование - 2020:
модель образования для инновационной экономики (Материалы для
обсуждения)//Вопросы образования.-2008.-№1.-С.32-65.
- Гликман И.З. Воспитание, формирование и
обучение: о соотношении основных педагогических категорий// Инновации в
образовании.-2008.-№7.-С.4-10.
- Гусинский З.Н., Турчанинова Ю.И. Симптом
системного заболевания//Вопросы образования.-2007.-№4.-С.103-115.
- Журавлева Л.В. Международный опыт
разработки образовательных стандартов//Школьные
технологии.-2007.-№3.-С.24-29.
- Калина И.И. 2008 – год новых стандартов
в системе образования//Вестник образования.-2008.-№5.-С.14-22.
- Калина И.И. Опыт управления образованием
на основе создания образовательных округов//Вестник
образования.-2008.-№12.-С.4-5.
- Комментарий к докладу Общественной
Палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое
будущее?»//Вопросы образования.-2008.-№1.-С.5-31.
- Концепция национальной образовательной
политики Российской Федерации//Народное образование.-2007.-№1.-С.253-263.
- Кузнецов А. Главная задача стандарта –
повысить качество образования и создать возможности для расширения его
вариативности//Вестник образования.-2007.-№7.-С.6-16.
- Кузнецова А.Г., Коровко
А.В. Конференция «Системные эффекты реализации приоритетного национального
проекта «Образование»//Практика административной работы в школе. –
2008.-№4.-.5-13.
- Куркин Е. Судьба образовательного
стандарта: что дальше, каким ему быть?//Народное
образование.-2008.-№4.-С.50-57.
- Лебедев О.Е. Культурологические основы
образовательных стандартов современной
школы//Педагогика.-2008.-№2.-С.110-114.
- Лизинский В.М. Как подготовить и провести
районную августовскую конференцию//Завуч.-2007.-№5.-С.34-37.
- Липина Н.И. Материалы для организации и
проведения августовских мероприятий по теме «Информатизация муниципального
образовательного пространства»//Практика административной работы в
школе.-2008.-№4.-С.14-17.
- Любимов Л. «Новую ценностную систему
России можно сформировать только в образовании» (Беседа Б. Старцева с заместителем научного руководителя
Государственного университета – Высшей школы экономики Л. Любимовым)//
Вестник образования.-2008.-№14.-С.4-13.
- Любимов Л.Л. Школа и знаниевое
общество в России// Вопросы образования.-2007.-№4.-С.116-140.
- Майер Д. Спасут ли образование
государственные стандарты?//Воспитание. Образование. Педагогика: Биб-ка «Первого сентября».-2008.-№14.
- О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»: Приказ Минобрнауки
России от 03.06.2008 №163//Вестник образования.-2008.-№14.-С.25-27.
- О рекомендациях по проведению
августовских педагогических совещаний: Письмо Департамента государственной
политико-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки
России от -8.05.2008 г. №08-946// Вестник образования.-2008.-№12.-С.39-76.
- Образование и общество: готова ли Россия
инвестировать в свое будущее?: Доклад Общественной палаты Российской
Федерации (2007 г.)//Вопросы образования.-2007.-№4.-С.5-102.
- Овчинников Д. Образовательные округа как
фактор развития потенциала управления региональной системой образования
(на примере Самарской области)//Вестник образоваия.-2008.-№1.-С.13-17.
- Попов М. Опыт управления
образованием на основе создания
образовательных округов: предварительные результаты эксперимента в
субъектах РФ//Вестник образования.-2008.-№12.-С.5-12.
- Реморенко И.М. О мерах по обеспечению прав
граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры
Государственного образовательного стандарта»: Письмо Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки
России от 28 апреля 2008 г. № 03-848// Вестник образования:
Тематическое приложение.-2008.-№2.-С.55-59.
- Смолин О. «Мед» и «деготь» в
образовательной политике//Народное образование.- 2007.-№7.-С.18-28.
- Смолин О. Ниже среднего, и только на
бумаге//Народное образование.-2007.-№9.-С.17-22.
- Фурсенко А.А. О концепции национальной
образовательной политики Российской Федерации: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2008 г. №201// Вестник образования:
Тематическое приложение.-2008.-№2.-С.60-80.
- Шогенов А.А. Национальная образовательная
политика//Педагогика.-2008.-№5.-С.13-20.
- Штурбина Н. Не пора ли отказаться от школьного
средневековья?//Директор школы.-2007.-№6.-С.5-9.