семинар «Формирование открытого информационно – образовательного пространства профессиональной образовательной организации в условиях модернизации профессионального образования»
международная научно-практическая конференция «Потенциал проектно-дифференцированного обучения в достижении современного качества основного общего образования»
Проект Tempus
Вход для пользователей
Подразделения

О государственной образовательной политике и новых стандартах образования РФ.

docСкачать документ «О государственной образовательной политике и новых стандартах образования РФ. »bibl_1.doc38 Kb

О государственной образовательной политике и новых стандартах образования РФ

От составителя

Общественно-политические и экономические преобразования в нашей стране совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Образование, являющееся фундаментом экономики, основанной на знаниях, безусловно, должно реагировать на переход к экономике постиндустриального, информационного общества. Поэтому в профессиональной педагогической и общественной среде развернулась широкая дискуссия о ценностях и  путях преобразования нашей образовательной системы [1, 3, 6, 14, 19, 27, 28, 31].

Особое внимание в государственной образовательной и языковой политике сегодня уделяется национальным проблемам [1], взаимодействию с религиозными организациями, а также созданию новой системы управления образованием на основе создания образовательных округов [9, 24, 25].

Доклад Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» [23], отражающий мнение профессионального сообщества, хорошо знакомого с философскими, психологическими, общественно-политическими, технологическими, социокультурными сторонами современного общества, покончил с мифологемой  о нашем «лучшем в мире образовании» и положил начало серьезному разговору об образовательной системе России.

В аналитической части доклада называются две ключевые задачи системы образования – сохранение, развитие и консолидация российского  народа,  и повышение конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик. Именно этим задачам, по мнению участников  разговора, должна быть подчинена трансформация образовательной системы индустриальной эпохи.  «Синтетическое  и рыночное мышление – вот что должно стать основой системы образования, адекватной постиндустриальной, информационной эпохе», - пишет А.А. Шогенов в статье «Национальная образовательная политика» [30].

Реализация в течение двух лет приоритетного национального проекта  «Образование» позволила российскому образованию к 2008 году перейти на новый этап развития, характеризующийся, прежде всего готовностью к установлению и внедрению новых стандартов [8].  Важной отличительной особенностью новых стандартов, по словам И.И. Калины, является то, что «Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования – что она обязана обеспечить, предоставить» [8, с. 16]. То есть, стандарт - это прежде всего система гарантий ученику, студенту, семье, а также система гарантий работнику сферы образования. Информация о зарубежном опыте создания образовательных стандартов [7, 20] также может быть интересна для сравнения и анализа.

Предлагаемый библиографический материал призван информировать  о публикации некоторых официальных документов, касающихся новых государственных стандартов и образовательной политики РФ, а также позволит ознакомиться с неким срезом мнений специалистов в области образования, представленных на страницах педагогических периодических изданий  начала 2008 года.

 

  1. Артеменко О.И. Полиэтничность России: государственная образовательная и языковая политика//Вестник образования: Тематическое приложение.-2008.-№2.-С.4-54.
  2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования.-2008.-№1.-С.65-86.
  3. Бердашкевич А. Об обязательном среднем (полном) образовании: проблемы и перспективы//Народное образование.-2007.-№9.-С.23-26.
  4. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование  - 2020: модель образования для инновационной экономики (Материалы для обсуждения)//Вопросы образования.-2008.-№1.-С.32-65.
  5. Гликман И.З. Воспитание, формирование и обучение: о соотношении основных педагогических категорий// Инновации в образовании.-2008.-№7.-С.4-10.
  6. Гусинский З.Н., Турчанинова Ю.И. Симптом системного заболевания//Вопросы образования.-2007.-№4.-С.103-115.
  7. Журавлева Л.В. Международный опыт разработки образовательных стандартов//Школьные технологии.-2007.-№3.-С.24-29.
  8. Калина И.И. 2008 – год новых стандартов в системе образования//Вестник образования.-2008.-№5.-С.14-22.
  9. Калина И.И. Опыт управления образованием на основе создания образовательных округов//Вестник образования.-2008.-№12.-С.4-5.
  10. Комментарий к докладу Общественной Палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»//Вопросы образования.-2008.-№1.-С.5-31.
  11. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации//Народное образование.-2007.-№1.-С.253-263.
  12. Кузнецов А. Главная задача стандарта – повысить качество образования и создать возможности для расширения его вариативности//Вестник образования.-2007.-№7.-С.6-16.
  13. Кузнецова А.Г., Коровко А.В. Конференция «Системные эффекты реализации приоритетного национального проекта «Образование»//Практика административной работы в школе. – 2008.-№4.-.5-13.
  14. Куркин Е. Судьба образовательного стандарта: что дальше, каким ему быть?//Народное образование.-2008.-№4.-С.50-57.
  15. Лебедев О.Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы//Педагогика.-2008.-№2.-С.110-114.
  16. Лизинский В.М. Как подготовить и провести районную августовскую конференцию//Завуч.-2007.-№5.-С.34-37.
  17. Липина Н.И. Материалы для организации и проведения августовских мероприятий по теме «Информатизация муниципального образовательного пространства»//Практика административной работы в школе.-2008.-№4.-С.14-17.
  18. Любимов Л. «Новую ценностную систему России можно сформировать только в образовании» (Беседа Б. Старцева с заместителем научного руководителя Государственного университета – Высшей школы экономики Л. Любимовым)// Вестник образования.-2008.-№14.-С.4-13.
  19. Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество в России// Вопросы образования.-2007.-№4.-С.116-140.
  20. Майер Д. Спасут ли образование государственные стандарты?//Воспитание. Образование. Педагогика: Биб-ка «Первого сентября».-2008.-№14.
  21. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»:  Приказ Минобрнауки России от 03.06.2008 №163//Вестник образования.-2008.-№14.-С.25-27.
  22. О рекомендациях по проведению августовских педагогических совещаний: Письмо Департамента государственной политико-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от -8.05.2008 г. №08-946// Вестник образования.-2008.-№12.-С.39-76.
  23. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?: Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007 г.)//Вопросы образования.-2007.-№4.-С.5-102.
  24. Овчинников Д. Образовательные округа как фактор развития потенциала управления региональной системой образования (на примере Самарской области)//Вестник образоваия.-2008.-№1.-С.13-17.
  25. Попов М. Опыт управления образованием  на основе создания образовательных округов: предварительные результаты эксперимента в субъектах РФ//Вестник образования.-2008.-№12.-С.5-12.
  26. Реморенко И.М. О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры Государственного образовательного стандарта»: Письмо  Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 28 апреля 2008 г. № 03-848// Вестник образования: Тематическое приложение.-2008.-№2.-С.55-59.
  27. Смолин О. «Мед» и «деготь» в образовательной политике//Народное образование.- 2007.-№7.-С.18-28.
  28. Смолин О. Ниже среднего, и только на бумаге//Народное образование.-2007.-№9.-С.17-22.
  29. Фурсенко А.А. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2008 г. №201// Вестник образования: Тематическое приложение.-2008.-№2.-С.60-80.
  30. Шогенов А.А. Национальная образовательная политика//Педагогика.-2008.-№5.-С.13-20.
  31. Штурбина Н. Не пора ли отказаться от школьного средневековья?//Директор школы.-2007.-№6.-С.5-9.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph