V Всероссийского форума Здоровьесберегающее образование
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018»
Преподавание технологии и организация профориентационной работы со школьниками (в условиях введения ФГОС)
Вход для пользователей
Подразделения

Журнал «Новый мир»

Малышев И.  Номах. Искры большого пожара : повесть // Новый мир. – 2017. - №1.

Повесть о батьке Номахе (прототип Номаха - Нестор Махно) - историко-романтическое (героическое) повествование о знаменитом анархисте.

Хафизов, О. Грязные девочки : рассказ // Новый мир. – 2017. - №1.

Про энергетику 90-х годов, какой она видится из сегодня; про то, как и из чего складывались судьбы нынешних медиазвезд, – рассказ относительно небольшой по объему, но с исключительно емкими по содержанию картинками ушедшей в историю жизни.

Некрасова, Е. Начало: рассказы // Новый мир. – 2017. - №1.

Соединение образных рядов и строя повествования современной прозы со старорусскими, фольклорными почти интонациями.

Фомин, С. Солнечный львенок: рассказ // Новый мир. – 2017. - №1.

Фантасмагоричная проза молодого прозаика - «…у Сергея Фомина упругий стиль, «хваткое» перо. Его проза интересно интонационно выстроена. Он порой играет на грани фола, но никогда не падает в пошлость» (Басинский).

Березин, В. Полотняный завод. Повесть о пляшущем зайце // Новый мир. – 2017. - №2.

Новый цикл рассказов писателя с неуемной фантазией: про сглаз и колдовство, про судьбу, про запахи земли из-под подушки, врачующей сны, про русского олигарха, проделывающего долгий путь на Восток за «женщиной, которая лечит» и лечит не только физические недуги; и так далее.

Данилов, Д. Человек из Подольска: пьеса // Новый мир. – 2017. - №2.

Писатель, уже закрепивший свой писательский образ в сознании читателя и критики, вдруг выдает текст, вроде как целиком опровергающий освоенный публикой репертуар автора: абсурдистскую пьесу (с абсурдом русским, сегодняшним). Действие пьесы разворачивается в московском отделении полиции, где по одну сторону от стола для допросов задержанный (непонятно за что – не пил, не хулиганил) интеллигент (историк по образованию, редактор газеты, музыкант-любитель), а по другую сторону – грозный, как ему и полагается, российский полицейский (мент)… Но не будет торопиться, достраивая ситуацию и насыщая ее соответствующим содержанием, – действия персонажей действительно выглядят абсурдно, но и с неожиданной – поверх логики и правдоподобия – «жизненной убедительностью».

Амис, Я. Главный вход: рассказ // Новый мир. – 2017. - №2.

Рассказ про девочку, которая любила разные сомнительные места и неправильные компании – «В любимом городе Москва есть парк под названием Сокольники, в который во времена моего детства детям из интеллигентных семей ходить запрещалось. Наша семья считалась интеллигентной: дед «мотал четвертак» в Якутии, где «зона» была почти открытой – бежать оттуда было некуда, только лишь в соседнюю «зону» на Колыму или в Янский залив, впадающий в море Лаптевых…».

Шульпяков, Г. Огонь любви: две новеллы // Новый мир. – 2017. - №2.

Две исторические новеллы из романа «Красная планета», написанные на материале русской жизни шестнадцатого века (смерть царевича Дмитрия и история следствия) и века девятнадцатого – любовная драма как тайная изнанка семейных хроник одного из костромских дворянских родов.

Жолковский, А. «На грани» и другие виньетки // Новый мир. – 2017. - №2.

Новый цикл новелл, написанный в авторском жанре Жолковского «виньетки», развитие уже знакомых его читателю мотивов: филологические, в науке и в жизни, приключения повествователя; жизнь гуманитарной среды по обе стороны океана, на редкость насыщенная и «многоярусная»; упорное постижение автором непостижимого по определению – природы взаимоотношений мужчины и женщины и т. д. Однако в этой публикации будет дополнительный подарок читателю: Жолковский приоткрывает секреты технологии написания «виньеток», основа которых – «не врать», ну и, как вытекающее из этой установки, наличие особых требований к отбору и монтажу в тексте реальных фактов, к использованию деталей, интонационных жестов и т. д.; потому как автору здесь нужно совместить правду жизни с правдой художественной, что далеко не одно и то же.

Данилкин, Л. Владимир Ленин: глава из книги // Новый мир. – 2017. - №3.

Главы про Ленина в 1917 году, о высшей точке в его жизни – приезде в Россию и организации Октябрьского переворота: «Ленин в 17-м — это плутовской роман о приключениях философа в молодой демократической республике. «В такие моменты, как теперь, надо уметь быть находчивым и авантюристом», — говорит Ленин Арманд 19 марта»; «…сюжет о приключениях Ленина выглядит идеальной драматургической конструкцией: эффектная завязка, почти детективная — с погонями, переодеваниями и тревожными паровозными гудками — середина и, наконец, выдающаяся кульминация с триумфальным финалом. Чего в этой редакции было упущено, так это объяснение, каким образом мало кому известный нищий эмигрант, да еще и умудрившийся вызвать ‹…› колоссальный всплеск ненависти по отношению к себе, сумел за семь месяцев превратиться в премьер-министра страны со стосемидесятимиллионным населением. Что заставляло людей — глубоко озадаченных его оскорбительным поведением и эксцентричными предложениями — раз за разом назначать ему следующую встречу?»

Давыдов, Г. Вечер нашей жизни: рассказ // Новый мир. – 2017. - №3.

Неожиданный вариант «жизни в искусстве» – повествование о знаменитом актере, кумире 70–80-х годов прошлого века, и о его жене, актрисой так и не ставшей, но присутствие которой рядом – присутствие «душевное», активное – сделало актерскую карьеру мужа звездной.

Комков, В. Я – немец: рассказ // Новый мир. – 2017. -№3.

Недетский рассказ про детство – про то, чем приходилось платить за право быть в жизни живым, то есть собой.

Новиченков, А. Три пещеры: рассказ // Новый мир. – 2017. - №3.

Текст, который потребует от читателя серьезной перестройки своих привычных навыков восприятия художественной литературы. Текст, скажем сразу, не слишком большой по объему, но достаточно емкий и «протяжный» для сумевшего войти в него.

Исаева, Е. Тюремный психолог: Монопьеса в семи беседах // Новый мир. – 2017. - №3.

Монолог женщины, тюремного психолога, пытающейся разобраться в самой природе преступления, то есть в том, что и почему происходит с человеком, когда он совершает преступление (пере-ступает); и что такое любовь мужчины и женщины, и в чем и как происходит пре-/пере/ступление в любви.

Емельянова, Е. Мой золотой Алма-Атинский квадрат: Повесть о жизни // Новый мир. – 2017. - №4.

Из первых рук – автобиографическая проза, повествующая о том, как на самом деле жили советские люди после войны: в каких домах, каких квартирах, на каких улицах, как одевались, что ели, как работали, как выстраивались взаимоотношения соседей, сослуживцев, как отдыхали; автор описывает жизнь центрального района Алма-Аты 50-60-80-х годов.

Эдин, Е. Глина: рассказ // Новый мир. – 2017. - №4.

Про почву, на которой один из героев рассказа построил могучий дом для будущей жизни своей семьи, и про его семью.

Аристов, С. Мир наизнанку: Главы из книги (начало) // Новый мир. – 2017. - №4 -5.

Художественно-документальное исследование жизни в немецких концлагерях – описание того, какие категории граждан содержались в лагерях, архитектура концлагерей, устройство бараков, быт заключенных, одежда, паек, ежедневное утреннее построение «аппель» (по сути – форма селекции), труд заключенных, формы лагерного самоуправления, лагерные бордели, больницы, смертность и так далее - описание, которое, не теряя свой документальности, выстраивает образ человека в неволе в варианте специфическом, порожденном ХХ веком и в известной степени ставшем одним из символов этого века. Окончание публикации, начатой в апрельском номере, главы из книги о нацистских концлагерях: «Повседневный террор» («Система наказаний в нацистских концентрационных лагерях была, с одной стороны, предметом формальных педантичных бюрократических предписаний, а с другой – областью ничем не контролируемого произвола эсесовцев…»), «Псевдомедицинские эксперименты», «Программа «14 f 13»» (селекция в лагере), Убийство «политических комиссаров» (планомерное уничтожение «политруков» в плену), «Уничтожение по расовым мотивам» (в первую очередь уничтожались евреи и цыгане – «Задачи уничтожения евреев и цыган на оккупированных территориях сначала решались нацистами вне концентрационных лагерей. Особую роль в этом процессе играли специальные карательные отряды – айнзатцгруппы», то есть вне лагерей этими отрядами было уничтожено как минимум 600 000 – 700 000 евреев и 30 000 цыган»).

 

Смирнов, А. Щит Ареса: повесть // Новый мир. - 2017. - №5.

Повесть из жизни греческих богов, в которой античность и наша современность образуют неожиданное, но вполне органичное единство.  «Когда бы грек увидел наши игры…», сокрушался наш поэт, но как показывает текст Смирнова, ничего бы и не произошло, не сильно бы грек удивился – люди не так быстро меняются. Формы жизни меняются, да. Но не ее содержание. И тогда и сейчас – всё те же политические игры, всё та же воинственная спесь солдафонов (у Смирнова это, естественно, Арес, бог войны, курируемый богиней Эридой, втолковывающей ему, что отныне войны «должны объясняться не жаждой крови и насилия, а борьбой за мир, за процветание и благополучие порабощенных народов….», потому как «говорить одно, а делать другое гораздо интересней, чем говорить и делать одно и то же. На этой вилке и строится всё искусство дипломатии. А хочешь быть честным, иди в подпаски и гоняй овец»); и то же противостояние художника и самодура-заказчика (Гефест и Арес), наконец всё та же непредсказуемость чувств, как, скажем, описываемая здесь любовь Киприды и пса Амура - «Всё было встарь, всё повторится снова». Да и сам язык для описания исторической жизни вполне допускает, как у автора этой повести, сочетание гомеровских гекзаметров с современным политическим жаргоном.

Пуханов, В. Один мальчик. Хроники // Новый мир. – 2017. - №5.

Мини-эпос про «одного мальчика», составителю этого анонса напомнившего кортасаровский цикл про хронопов и фамов (возможны варианты), но эпос абсолютно наш, российский – лирико-философский по содержанию, фейсбучно-хохмистый по форме (хохма на самом деле слово ивритское, означает «мудрость»).  Пуханову удалось нащупать и художественно реализовать в этом тексте именно философские потенции сетевого стёба.

Козлов, В. Рассекающий поле: Главы из романа // Новый мир. – 2017. - №6.

Автор – поэт, критик, литературовед, культуртрегер, редактор журнала «Prosōdia» и, как демонстрирует этот текст, прозаик. Стилистика его романа сориентирована на лирико-философскую прозу; повествование выстраивает мотив «дороги» и «путешественника», молодого человека с гитарой, двигающегося автостопом из Ростова-на Дону в Петербург – именно «путешественника», то есть того, кто, в отличие от «туриста», никогда не знает «когда вернется назад» и «каким вернется». Цитата: "Не кажется ли тебе, Сева, что жизнь складывается из людей, которые тебя случайно подбирают — и тем самым оказываются неслучайными? Вы не выбираете друг друга, вы просто оказываетесь за одной партой, в одной комнате общежития, в одной машине. ... Только в какой-то момент оказывается, что других людей в твоей жизни, в общем, и нет. Но и эти люди — разве они в твоей жизни… Они просто в какой-то момент проживали, крутили баранку рядом. А сейчас и вовсе забавно: они все меня везут — а что делаю я? А я бегу от них, шагаю через них. Они помогают мне оказаться там, куда никто из них даже не думает двигаться".

Хафизов, О. Колонна Брюллова : рассказ // Новый мир. – 2017. - №6.

Рассказ о мистике войны и о воинской дисциплине, внешней и внутренней. Главный герой рассказа – немецкий солдат, воевавший когда-то на Восточном фронте, при этом художник и ценитель старинной русской архитектуры, человек с духовными запросами, к тому же внимательно относившийся к знакам «оттуда», но остающийся  прежде всего солдатом.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph