Резолюция IV Областных Педагогических чтений
IV Областные Педагогические чтения «Стратегия воспитания в условиях
введения ФГОС общего образования» проводились в городе Нижнем Новгороде 12 апреля
2012 года по инициативе Нижегородского института развития образования при
поддержке министерства образования Нижегородской области.
В работе IV Областных Педагогических чтений
приняли участие заместитель министра образования Нижегородской области Е. Л.
Родионова, специалисты министерства образования Нижегородской области, около
220 участников – представителей органов, осуществляющих руководство в сфере
образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области,
специалистов, курирующих вопросы воспитания и дополнительного образования в
муниципальных образованиях, специалистов учреждений дополнительного образования и т. д.
Главная цель IV Областных Педагогических чтений заключалась в обсуждении
ключевых вопросов проектирования стратегии воспитания детей
и молодёжи в рамках введения ФГОС: выявлении проблемного поля системы
воспитания и перспективных направлений развития воспитательной практики в
условиях реализации новых стандартов.
Одной из
ключевых задач IV Областных Педагогических чтений стало привлечение внимания
участников мероприятия к проблеме интеграции общего и дополнительного
образования в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования единого программно-методического
пространства внеурочной занятости школьников на уровне муниципального
образования в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
В ходе работы
пленарного заседания, тематических секций и Круглого стола, организованных в
рамках IV Областных Педагогических чтений, выступили более пятидесяти представителей
учреждений системы образования, научных организаций.
В докладах и выступлениях участники Чтений рассматривали проблемы
преемственности начальной и основной школы в рамках проектирования
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, организации внеурочной
деятельности школьников на различных ступенях образования; поднимали вопросы
формирования культуры здоровья на уроке и во внеурочной деятельности,
моделирования социального партнерства как одного из механизмов реализации ФГОС
общего образования. В рамках Круглого стола, участниками которого стали представители детского
движения разных поколений, была
развернута дискуссия, направленная на определение перспектив развития детских
общественных организаций в Нижегородской области.
В ходе работы
тематических секций и Круглого стола поступили предложения:
– признать высокопродуктивным и потенциально
востребованным опыт работы г. Сарова
в области построения социального партнерства как действенного механизма
развития единого воспитательного пространства
муниципального образования в условиях реализации ФГОС;
– продолжить системную
работу по формированию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни
воспитанников и обучающихся через продуктивные формы организации учебной и
внеурочной деятельности в ОУ;
–
одобрить опыт образовательных учреждений Нижегородской области по
созданию различных моделей организации внеурочной деятельности: модели дополнительного образования, модели «школы полного дня», оптимизационной модели, инновационно-образовательной модели, базовой модели и др.
– оптимизировать деятельность детских общественных
организаций и органов ученического самоуправления в образовательных учреждениях
Нижегородской области в целях реализации обучающимися
социальных инициатив и становления гражданской позиции.
По итогам
состоявшихся обсуждений определена актуальная задача работы педагогического
сообщества Нижегородской области, государственных, муниципальных
образовательных структур на 2012 год – продолжить совместную работу по формированию
единого воспитательного пространства региона, способного обеспечить полноценную
реализацию возможностей ФГОС общего образования по духовно-нравственному
воспитанию и социализации подрастающего поколения.
Для
реализации поставленных задач участники IV Областных Педагогических чтений
считают необходимым рекомендовать:
руководителям МОУ ДОД муниципальных
районов и городских округов Нижегородской области:
– организовать
повышение квалификации руководителей и педагогических работников МОУ ДОД в
вопросах реализации ФГОС общего образования;
– способствовать развитию новых механизмов, процедур, технологий сетевого
взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.;
– ориентировать
дополнительные образовательные программы на получение предметных, метапредметных и личностных
результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
– развивать
методическое взаимодействие со школой в вопросах совместной реализации
ФГОС и организации внеурочной занятости
школьников.
органам, осуществляющим руководство в сфере образования муниципальных районов и
городских округов:
– организовать широкое обсуждение воспитательного
потенциала ФГОС и его реализации в рамках урочной и внеурочной деятельности
обучающихся;
–
инициировать
работу по реализации вариативных моделей
внеурочной деятельности в образовательном процессе ОУ;
– оптимизировать деятельность по
построению и обеспечению эффективной работы механизмов социального партнерства,
интеграции общего и дополнительного образования
детей в рамках муниципальных
образований.
ГБОУ ДПО «Нижегородский
институт развития образования»:
– определить в качестве приоритетного направления повышения
квалификации специалистов системы воспитания и дополнительного образования Нижегородской области формирование навыков
построения воспитательной практики в условиях внедрения ФГОС общего образования;
– проанализировать,
обобщить и организовать работу по внедрению представленного опыта моделирования
внеурочной деятельности обучающихся на
различных ступенях образования в практику ОУ региона.
Участники IV Областных Педагогических чтений считают необходимым направить настоящую
резолюцию в адрес региональных и муниципальных законодательных и исполнительных
органов власти, органов, осуществляющих управление в сфере образовательной
деятельности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, а
также разместить на сайтах заинтересованных организаций для информирования
педагогического сообщества и учета в работе мнений, высказанных педагогической
общественностью в ходе настоящего мероприятия.
Победители и призеры IV Областных
Педагогических чтений «Стратегия воспитания в условиях введения ФГОС общего
образования»
-
Хохлова С.П. (МБОУ Филинская СОШ, Вачский район) "Проектирование
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Реализация проекта
«Доброе сердце» в рамках внеурочной деятельности в первом классе"
-
Кузина О.Ю. (МБОУ
СОШ № 149, Н. Новгород) "Использование инновационных технологий и методик
как один из способов формирования и развития духовно-нравственных ценностей
-
Голубева М.Н. (МБОУ
«Сергачская СОШ № 6», г. Сергач) "Проектирование
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на основе гуманистической воспитательной системы класса"
-
Хуханова Р.Н. (МКОУ «Кудринская ООШ», Сокольский район)
"Опыт организации внеурочной деятельности
обучающихся на первой ступени общего образования (1 класс) в МКОУ Кудринская ООШ"
-
Воробьева Н.А., (МАОУ № 186, г. Н. Новгород) "Модель
организации внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего
образования"
-
Шнягина Т.Н. (МБОУ СОШ № 11, г. Саров) "Психологическое
сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС в
начальной школе"
-
Оринчук А.Н., Оринчук В.А. (МБОУ «Комаровская
СОШ», Богородский
район) "Модель здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения"
-
Александрова
Ж.С., Рыбкина Е.В., (МБОУ СОШ № 6 им. Макаренко, г. Арзамас) "Организация здоровьесберегающего пространства в классах гендерного обучения в условиях введения ФГОС НОО"
-
Судоргина Е.Н., (МБОУ СОШ №1, г. Богородск) "Благоприятная
образовательная и воспитательная среда как фактор укрепления здоровья
школьников"
-
Смирнова В., (МБОУ
«Семёновская ООШ», Уренский район) "Организация
внеурочной деятельности младших школьников в сельской малокомплектной школе"
-
Кобелькова О.Н., (МБОУ Перевозская СОШ, Перевозский
район)
Организация
социального партнерства МБОУ Перевозской СОШ
-
Коровина
О.В., (ИМЦ,
Кстовский район) "О моделях
внеурочной деятельности в ОУ Кстовского
муниципального района"