ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального
проекта «Образование»
|
1.Общие сведения
|
Название
образовательного учреждения
|
Адрес
образовательного учреждения
|
Муниципальное
образовательное учреждение лицей № 8
|
603005 г. Нижний Новгород
Ул.
Пискунова, 35а.
|
2. Сущностные характеристики
опыта
|
Тема
инновационного опыта
|
Проектирование
самообучающейся организации в «Школе престижного образования»
|
Источник
изменений
|
Основным источником инновационных изменений является несоответствие между объективной
необходимостью построения инновационной модели «Школы престижного
образования», реализующей цели и ценности развития и саморазвития ученика и
учителя, и неразработанностью условий и механизмов проектирования
деятельностного содержания профессионального развития педагога и несовершенством
условий способствующих самореализации лицеиста
|
Идея
изменений
|
Основная идея инновационного
развития и ее обоснование: системное построение инновационной деятельности
образовательного учреждения через реализацию программы развития, ее
практической составляющей – инновационных проектов:
- «Гражданин XXI века»,
- «Научно-методический центр»,
- «Школьный издательский центр».
Обоснованием значимости инновационных практикоориентированных проектов
является разработанная концептуальная модель «Лицей № 8 – шаг в будущее. Эффективность. Качество. Престиж».
|
Концепция
изменений
|
Концептуальными подходами модели являются: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный
и интегративный подходы.
Реализация модели «Школы престижного образования» «Лицей
№ 8: Шаг в будущее: Эффективность. Качество. Престиж» позволит:
- создать целостную систему гражданского образования,
способствующую
становлению лицеиста как современно образованного,
компетентного человека, гражданина XXI века;
- совершенствовать условия для профессионального
саморазвития педагогов через создание научно-методического центра;
- использовать и разрабатывать инновационные программы
воспитания и обучения; участвовать в экспериментальной работе
образовательного учреждения;
- модернизировать
организационную структуру управления;
- систематически совершенствовать нормативно-правовое и
ресурсное обеспечение образовательного процесса;
- привлекать в образовательную систему лицея различные
внебюджетные средства и обеспечить полную прозрачность целевого использования
денежных средств.
Новизна данной
модели заключается в том, что она позволяет создать условия, способствующие
самореализации каждого лицеиста и учителя. В данной модели выявлены и раскрыты
организационно-педагогические условия эффективного функционирования системы
методической службы как средства повышения педагогического мастерства
учителя.
Основными
рисками являются недостаточно сформированные программно-методические условия
для обучения и совершенствования профессиональных знаний и умений педагогов;
игнорирование андрагогических закономерностей деятельности обучающихся
взрослых: отсутствие ведущей роли учителя в процессе своего обучения,
отсутствие при обучении опоры на жизненный опыт обучающего и его коллег;
отсутствие учета при организации учебной деятельности педагогов временных,
бытовых, профессиональных и социальных факторов.
|
Условия реализации
|
В основе реализации
концептуальной модели, направленной на системную организацию инновационной
деятельности, находятся следующие проекты:
- «Гражданин XXI века».
Данный проект предусматривает создание Ассоциации «Лицеист» как объединение
субъектов образовательного процесса,
близких по роду деятельности и задачам. Ассоциация – открытая система.
В структуру Ассоциации входят: Совет, центр духовно-нравственного развития
«Слово», Музей истории школы, Школьная академия, центр компьютерного творчества, Школьный театр им. Н.Н.Хрулева, школьный
издательский центр. В основе деятельности лежит образовательная программа
«Гражданин XXI века».
- «Научно-методический
Центр», в ходе реализации проекта будет усовершенствована система управления
методической работы в лицее через создание новой модели научно-методической
службы, реорганизация которой направлена на процесс развития педагогического
коллектива лицея. Данная модель должна способствовать профессиональному
обучению всех педагогических работников лицея в межкурсовой период; созданию
такой профессиональной среды, в которой создаются условия для самореализации
учителей, находящихся на разных уровнях профессионального мастерства,
формирования микроклимата, ориентированного на обмен опыта и сотрудничество,
создания организационных и финансовых условий, для развития профессионального
мастерства. Новая модель методической службы предполагает создание новой
структуры – научно-методический центр.
- Школьный Издательский центр. Деятельность школьного Издательского центра предполагает развитие
информационной, коммуникативной и социальной компетенций участников
образовательного процесса, являющихся одними из самых важных в человеческой
деятельности. Умение быть понятым другими людьми – необходимое условие
адаптации человека в обществе. Деятельность школьного Издательского центра призвана
способствовать поддержанию имиджа
образовательного учреждения как одного из востребованных учреждений г.
Нижнего Новгорода, повышению престижа образования в целом, повышению престижа
лицея и престижа каждого ученика.
В
структуру школьного издательского центра входят:
- Редакция
детских изданий: ученической газеты «Союз лицеистов», сборника
«Науки юношей питают», Театрального альманаха.
- Редакция
школьных методических изданий: школьной учительской газеты «Вера.
Надежда. Любовь», Методического вестника, сборника «Педагогические чтения», родительской
газеты «Содружество».
- Школьная типография.
|
Результат
изменений
|
Результативность деятельности
педагогического коллектива лицея можно проследить по следующим критериям:
ресурсное обеспечение образовательного процесса; повышение качества
образования лицеистов; гражданская компетентность лицеистов; профессионализм
и компетентность педагогов лицея.
Качество образования в свою
очередь способствует престижности лицейского образования. Оно подтверждается:
-
подготовленностью учащихся 11 классов к поступлению в ВУЗы. Например,
команда выпускников 2007-2008 года классов технического профиля (10 человек),
занявшие 2 место в областной технической олимпиаде (благодарность от
РОСАТОМа) считаются успешно поступившими в НГТУ. За отчетный период все выпускники на должном уровне
подготовлены и поступают в ВУЗы г.Н.Новгорода, г.Москвы и г.С-Петербурга.
-
данными результатов обучения студентов ВУЗов – выпускников лицея.
Например, по итогам зимней сессии 1 курса НГМА 24 выпускника лицея 2006-07 года показали наивысший результат
среди выпускников базовых школ академии
– средний балл 4, 1.
-
удовлетворенностью учащихся школьной жизнью. Показатели удовлетворенности
лицеистов (по Е.Н. Степанову): 9 классы – 73% высокий уровень, 27% средний;
11 классы – 73% высокий уровень, 27% средний. Высокий показатель
удовлетворенностью жизнью лицея обусловлен хорошей организацией
образовательного процесса: возможностью обучаться не только на уроках, но и
на факультативах, спецкурсах, посещать дополнительные занятия, готовиться и
побеждать на олимпиадах. Интересно
организованная воспитательная работа в классах, в лицее дает возможность
творчески проявить себя в разных направлениях деятельности (поисковой,
театральной, спортивной, краеведческой).
-
удовлетворенностью родителей работой лицея. Показатели удовлетворенности
родителей (по Е.Н. Степанову): 4-х классов – 92% высокий уровень, 8% средний
уровень; 9-х классов – 63% высокий уровень, 32% средний уровень, 5% низкий;
11 классов – 63% высокий уровень, 30% средний уровень, 7% низкий. Показатели
низкого уровня в 9-х и 11-х классах вполне объяснимы, так как родителям
хотелось бы видеть своих детей более успешными по некоторым предметам;
- удовлетворенностью педагогов
жизнедеятельностью в лицее (по Е.Н. Степанову). 82% педагогов показали высокую степень
удовлетворенности, 18% - средний
уровень.
-
участие и победы, призовые места в профессиональных конкурсах (2007-08 уч.год)
(2
победителя приоритетного национального проекта «Лучший учитель», 1 – грант
губернатора Нижегородской области, 1 - победитель районного конкурса «Учитель
года», финалист городского конкурса «Учитель года»)
|
Публикации
о представленном инновационном педагогическом опыте
|
- Школьный уровень: учительская
газета «Вера. Надежда. Любовь», Методический вестник, Сборник «Науки юношей
питают» (выпуск № 2), Театральный альманах.
- Региональный уровень:
1). Ярцева И.Н., Персонова А.А., Кутовая
Е.А. Школа престижного образования [Текст] // Нижегородская инновационная
школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к
образовательному проекту: сборник статей и научно-методических материалов/
научный редактор Г.А.Игнатьева - Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье»,
2007.- С. 133-138.;
2). Ярцева И.Н., Кутовая
Е.А., Зимина А.А. и др. Роль информационно-компьютерных технологий в системе
работы образовательного учреждения повышенного уровня (лицей №8). [Текст]: в
сб. Департамента образования и социально-правовой защиты детства
администрации г. Нижнего Новгорода «Инновационная деятельность в
образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода (опыт, проблемы,
перспективы)» Вып. III.- Н.Новгород: Департамент
образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего
Новгорода, 2007.- С.53-59.
3.
Российский уровень:
1). Кутовая Е.А. Рабочий
дневник участника педагогического совета» как форма методического
сопровождения профессионального роста учителя [Текст] // Профильная школа.-
2008.- № 1- С.13-16.
|
3. Экспертное заключение
|
Предполагаемый
масштаб и формы распространения изменений
|
Данный
ИПО имеет общепедагогический уровень практической значимости. Может быть
распространен в общеобразовательных учреждениях любого типа и вида через
публикации, семинары, мастер-классы.
|
|
|
Ф.И.О.
эксперта
|
Игнатьева
Галина Александровна, доктор пед. наук, зав.кафедры
педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО
|
|