ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого
функционала
|
Стаж работы в должности
|
Лисицын
Виктор Николаевич
Филиппова
Наталья Александровна
Пронина
Антонина Александровна
|
МОУ
средняя общеобразовательная школа с.Таремское
606135,
Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, с.Таремское,
ул. Школьная, 29 А
|
Директор
школы
Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР
|
28
лет
4
года
21
год
|
|
II.Сущностные характеристики опыта*
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Школа социально – педагогического проектирования
|
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые
условия образовательной деятельности, др.)
|
Противоречия между:
- потребностью общества в воспитании граждан – патриотов Родины и отсутствием социально значимых
ценностей, способствующих гражданственности и патриотизму;
- необходимостью развития
мотивации школьников к активной социально-преобразующей деятельности и
стандартной поточной системе образования, ориентированной на воспроизведение
готовых знаний; -
организацией методической работы в школе, направленной на рост специально –
предметной компетентности педагогов, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика.
Анализ внешних и внутренних факторов позволил выявить в работе школы
следующие проблемы:
- недостаточное владение
педагогами проектной культурой и как следствие трудности в организации исследовательской, проектной работы,
социально-ориентированных видов деятельности учащихся; - трудности в профессиональном и
жизненном самоопределении учащихся старших классов, которые могут быть
решаемы за счет введения профильной и предпрофильной
подготовки;
- отсутствие системы в использовании современных образовательных
технологий педагогами школы, что связано с устаревшими формами методической
работы с учителями в условиях сельской школы;
- слабое функционирование
механизмов государственно-общественного управления развитием школы,
неразвитость соуправления и самоуправления в
школьном коллективе и как следствие трудности в освоении командных форм
работы и формировании лидерских качеств учащихся и педагогов;
- недостаточное развитие материально – технической базы школы,
трудности с быстрым, качественным и своевременным информационным обеспечением
образовательного процесса
|
3.Идея изменений (в чем сущность
ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса, др.)
|
В основе программы развития
находится усиление процессов вариативности и дифференциации за счет
формирования инновационной совместной проектной деятельности педагогов и
учащихся для обеспечения базы инновационной модели.
Основным подходом, позволившим
объединить поначалу разносторонние инновационные процессы в школе, но
определившие устойчивость интересов педагогов к инновационной деятельности в
целом, и обеспечивающие ожидаемые результаты, стал проектный подход.
- учебные проекты,
реализуемые в ходе совместной (учебно –
познавательной, игровой, исследовательской) деятельности учащихся, носящей
характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для
участников проекта
- досуговые проекты – создание и действие
педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих
во внеучебное время -
проекты в системе повышения квалификации – создание инновационного
образовательного продукта, ориентированного на развитие образовательной
практики школы (авторские методики, оригинальные формы работы, учебные
программы и т.п.)
- проекты личностного становления
– означают направленность проектировочных усилий на внутренний мир личности,
на получение социумом требуемых характеристик и свойств человека(коллективные
творческие дела)
|
3.Концепция изменений (способы,
их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Современное образовательное
учреждение должно представлять собой социальный организм, тесно связанный с
окружающим социумом и влияющий на него.
Новый вид школы должен создавать
особую образовательную среду и собственный менталитет. Модель «Школы
социально – педагогического проектирования» соответствует представлениям о
современном образовательном учреждении
Способы: - создание условий для профессионального
развития педагогов, формирования нового типа профессиональной педагогической
компетентности, выражаемой в способности решать задачи воспитания и развития
учащихся с помощью собственного содержания педагогической деятельности и
собственных педагогических средств, адекватных для каждого возрастного
интервала
-
создание условий для воспитания и развития конкурентоспособной
личности гражданина, обладающего самостоятельностью мышления, коммуникатиной культурой, широтой жизненных
стремлений, способностью к
осознанному и ответственному жизненному самоопределению
- создание условий для формирования
отношений социального партнерства на основе добровольного и равноправного
взаимодействия школы и различных общественных и государственных сил
Риски: - возможное отставание
уровня ответственности отдельных учащихся за результаты своего собственного
образования по сравнению с показателями, заложенными в модель выпускника
- разрыв между представлениями
родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и
задачами развития школы, исходящими из её концептуальных положений.
- неготовность рядя учителей к
переходу на новую образовательную парадигму
|
4.Условия реализации изменений
(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им
уровень профессионализма)
|
Актуальность содержания
образования для современного человека
Полнота реализации программы
развития
Сотворчество в экспериментальной
деятельности
Совместное творчество в рамках
дополнительного образования в школе
Наличие благоприятного морально –
психологического климата в школьном сообществе
Заинтересованность педагогов в
достижении намеченных результатов
|
5.Результат изменений
|
- переход от информационно
– объяснительной образовательной парадигмы к деятельностно
– развивающей, проектной.
- создание мотивационной среды,
которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу,
поддерживанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для
развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого – педагогическую и предметную компетентность.
- формирование социокультурной и социальной компетентности учащихся,
развитие таких значимых качеств как толерантность, креативность,
дисциплина и ответственность за порученное дело, умение переносить освоенное
содержание образования в ситуацию, когда нужно решать на практике
познавательные задачи
- создание образовательно
– воспитательного пространства социокультурного
проектирования с включением в него предметов как гуманитарного так и
естественного – математического циклов
- создание устойчивой к
воздействию внешних факторов управляющей и финансово-хозяйственной системы
школы
|
6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
|
|
|
|
|
|
III. Описание инновационного опыта учителя**
|
Новый вид школы должен создавать
особую образовательную среду и собственный менталитет. Модель «Школы
социально – педагогического проектирования» соответствует представлениям о
современном образовательном учреждении.
Проектная деятельность в «Школе
социально-педагогического проектирования» не самоцель, а необходимое и важное
звено, практикоориентированное средство в создании
условий для выявления разносторонних способностей обучаемых с позиции миссии
школы. Одновременно проектная деятельность является основой целостности,
позволяющей организовать образовательный процесс в школе от момента рождения,
моделирования и проектирования идеи до получения и внедрения результатов в
реальную образовательную практику.
Основным подходом
обеспечивающим ожидаемые результаты является проектный подход.
Под проектом в самом общем плане понимается ограниченное во времени
целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к
качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и
специфической организацией.
В инновационной деятельности
предполагается реализация следующих видов проектов:
Учебные проекты, досуговые проекты, проекты в системе повышения
квалификации, социально – педагогические проекты, проекты личностного
становления
Вторым подходом положенным
в основу инновационного опыта является социокультурный
подход.
Необходимость жить в сложном и
неоднозначном социальном пространстве ставит современного человека перед
проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Такой
комплекс способностей может быть назван системой социокультурной
компетентности личности. Социокультурный подход ориентирован на последовательное
освоение историчесик сложившихся обобщенных форм и
способов деятельности.
Проектный и социокультурный
подходы дополняются средовым подходом, составляя в комплексе методологическую
основу инновационных преобразований.
|
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
|
Муниципальный, региональный. Открытие на базе школы
областной экспериментальной площадки.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта,
его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Управление
образования администрации Павловского района, тел. (8371)2-15-94,
Почт.
адрес: 606100, Нижегородская область, г.Павлово, ул. Ленина, 27
|
|
|
|
|
|
|
|