3
8
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
8 класс

Урок 1. Возникновение протестантизма.Особенности вероучения и культа.

Тема урока: Возникновение протестантизма. Особенности вероучения и культа.

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

  • Дидактические (обучающие):

Сформировать представления

    • об исторических условиях возникновения протестантизма, его распространении в Европе;
    • об особенностях вероучения и культа протестантизма.

2. Развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков выделять особенности исторических явлений и событий, причинно-следственные связи, работать с текстом;
  • развивать навыки монологической речи, память и внимание,
  • развивать интерес к историческому прошлому.

3. Воспитательные:

  • воспитывать религиозную терпимость и нравственные качества;
  • воспитывать добросовестное отношение к труду.

Основные термины и понятия: второй раскол христианства, протестантизм, Реформация, учение о спасении личной верой, принцип священства верующих, исключительный авторитет Библии.

Ход урока.

I. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу).
II. Подведение учащихся к изучению нового материала.
«Мозговой штурм» - вспомним из истории христианства.(2 слайд)
Вопросы.

  • Время и место возникновения христианства.
  • Объясните происхождение названия этой религии.
  • Когда и как произошел раскол в христианстве, на какие течения.
  • Раскройте значение слов: «католицизм», «православие»,
  • Когда произошел раскол в христианстве, в чем его суть.

III.Изучение нового материала.
План изучения нового материала:

  • Исторические условия возникновения протестантизма
  • Распространение протестантизма в Европе
  • Основы вероучения и культа протестантизма.

1.Формулировка задач урока.
Учитель подводит итог ответов учащихся, отмечает, что на уроке пойдет речь о втором расколе в христианстве, который привел к возникновению нового течения – протестантизма (3 слайд). Далее учитель формулирует задачи урока (4 слайд).
2. Исторические условия возникновения протестантизма, его распространение в Европе.
Учитель рассказывает о возникновении протестантизма, его распространении в Европе (5, 6,7, 8 слайды), а ученики по ходу рассказа записывают тезисно исторические условия его возникновения:

  • Реформация,
  • Идеи гуманизма,
  • Кризис католической церкви,
  • Деятельность Мартина Лютера.

При рассказе учитель упоминает о заключенном в ходе крестьянской войны в Германии «Аугсбургском исповедании», в котором сформулированы основы лютеранского учения.
После рассказа учитель предлагает ученикам зачитать записи (исторические условия возникновения протестантизма), дать оценку Реформации, гражданской войне в Германии, событиям «Варфоломеевской ночи» (В этих событиях проявилась религиозная нетерпимость, как со стороны католиков, так и протестантов, которая сопровождалась гибелью людей, разрушениями. Главный исторический урок – принятие других взглядов, диалог и компромисс противоположных сторон является основой стабильности в обществе. Католики и протестанты в Германии и во Франции смогли прийти к соглашению, война была остановлена. Протестанты добились свободы вероисповедания, религиозного равенства наравне с католиками.)
3.Особенности вероучения и культа протестантизма.
А) Работа учащихся с текстом «Основные догматы и особенности культа протестантизма» (Приложение № 1)
Б) Беседа по работе с текстом, обобщение ответов (9 слайд).
Предполагаемые ответы учащихся:

  • Исключительный авторитет Библии (признается только Священное писание, остальные тексты не являются истинными).
  • Догмат «оправдания верой» (человека может спасти только личная вера в Бога.)
  • Священство всех верующих (между Богом и людьми не может быть. посредников, любой верующий сам себе священник, каждый по своему может трактовать Библию).
  • Все в мире меняется кроме Библии.
  • Признают только 2 таинства - крещение и причастие.
  • Отсутствуют культы Богородицы и святых.
  • Богослужение упрощено.
  • Нет церковной иерархии.
  • Активное внедрение церкви в мирскую жизнь.

IV. Первичное закрепление.
Вопросы к закреплению.
Когда возник протестантизм?
Родина протестантизма.
Назовите идеологов протестантизма.
Каковы исторические условия возникновения протестантизма.
В каких странах Западной Европы это христианское течение получило распространение?
Общие выводы (Слайд № 10).
VI.Организация домашнего задания. Составить синквейн на тему протестантизм. Учитель предлагает памятку о правилах составления синквейна (слайд № 11). Приложение №2.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph