Тема урока: Возникновение протестантизма. Особенности вероучения и культа.
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи:
- Дидактические (обучающие):
Сформировать представления
- об исторических условиях возникновения протестантизма, его распространении в Европе;
- об особенностях вероучения и культа протестантизма.
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков выделять особенности исторических явлений и событий, причинно-следственные связи, работать с текстом;
- развивать навыки монологической речи, память и внимание,
- развивать интерес к историческому прошлому.
3. Воспитательные:
- воспитывать религиозную терпимость и нравственные качества;
- воспитывать добросовестное отношение к труду.
Основные термины и понятия: второй раскол христианства, протестантизм, Реформация, учение о спасении личной верой, принцип священства верующих, исключительный авторитет Библии.
Ход урока.
I. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу).
II. Подведение учащихся к изучению нового материала.
«Мозговой штурм» - вспомним из истории христианства.(2 слайд)
Вопросы.
- Время и место возникновения христианства.
- Объясните происхождение названия этой религии.
- Когда и как произошел раскол в христианстве, на какие течения.
- Раскройте значение слов: «католицизм», «православие»,
- Когда произошел раскол в христианстве, в чем его суть.
III.Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
- Исторические условия возникновения протестантизма
- Распространение протестантизма в Европе
- Основы вероучения и культа протестантизма.
1.Формулировка задач урока.
Учитель подводит итог ответов учащихся, отмечает, что на уроке пойдет речь о втором расколе в христианстве, который привел к возникновению нового течения – протестантизма (3 слайд). Далее учитель формулирует задачи урока (4 слайд).
2. Исторические условия возникновения протестантизма, его распространение в Европе.
Учитель рассказывает о возникновении протестантизма, его распространении в Европе (5, 6,7, 8 слайды), а ученики по ходу рассказа записывают тезисно исторические условия его возникновения:
- Реформация,
- Идеи гуманизма,
- Кризис католической церкви,
- Деятельность Мартина Лютера.
При рассказе учитель упоминает о заключенном в ходе крестьянской войны в Германии «Аугсбургском исповедании», в котором сформулированы основы лютеранского учения.
После рассказа учитель предлагает ученикам зачитать записи (исторические условия возникновения протестантизма), дать оценку Реформации, гражданской войне в Германии, событиям «Варфоломеевской ночи» (В этих событиях проявилась религиозная нетерпимость, как со стороны католиков, так и протестантов, которая сопровождалась гибелью людей, разрушениями. Главный исторический урок – принятие других взглядов, диалог и компромисс противоположных сторон является основой стабильности в обществе. Католики и протестанты в Германии и во Франции смогли прийти к соглашению, война была остановлена. Протестанты добились свободы вероисповедания, религиозного равенства наравне с католиками.)
3.Особенности вероучения и культа протестантизма.
А) Работа учащихся с текстом «Основные догматы и особенности культа протестантизма» (Приложение № 1)
Б) Беседа по работе с текстом, обобщение ответов (9 слайд).
Предполагаемые ответы учащихся:
- Исключительный авторитет Библии (признается только Священное писание, остальные тексты не являются истинными).
- Догмат «оправдания верой» (человека может спасти только личная вера в Бога.)
- Священство всех верующих (между Богом и людьми не может быть. посредников, любой верующий сам себе священник, каждый по своему может трактовать Библию).
- Все в мире меняется кроме Библии.
- Признают только 2 таинства - крещение и причастие.
- Отсутствуют культы Богородицы и святых.
- Богослужение упрощено.
- Нет церковной иерархии.
- Активное внедрение церкви в мирскую жизнь.
IV. Первичное закрепление.
Вопросы к закреплению.
Когда возник протестантизм?
Родина протестантизма.
Назовите идеологов протестантизма.
Каковы исторические условия возникновения протестантизма.
В каких странах Западной Европы это христианское течение получило распространение?
Общие выводы (Слайд № 10).
VI.Организация домашнего задания. Составить синквейн на тему протестантизм. Учитель предлагает памятку о правилах составления синквейна (слайд № 11). Приложение №2.