Нижегородский институт развития образования

9 класс

Урок 9. Монастыри. Монашество.

Технологическая карта


Предмет

Религии России

Класс

9

Тема урока

Монастыри в императорский период

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Учебник

Религии России: пособие для учителя/ В.А.Сомов, В.К.Романовкий, Г.Б.Гречухин, Л.Н.Шилова; Министерство образования и науки РФ, Департамент образования Нижегородской области. НИРО -Н.Новгород, НГЦ, 2007

 

Цель:  проверить знания учащихся по теме          « Православные монастыри. Монашество»; изучить положение и роль монастырей в императорский период Отечественной истории

  • образовательные задачи:
  • изучить развитие монастырей в России и их положение в разные временные периоды истории
  •  продолжить работу над формированием понятий  монастырь, монашество
  • Объяснить причины , по которым люди принимают решение уйти в монастырь
  • развивающие задачи:
  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы

 

  • воспитательные задачи:
  • развитие интереса к предмету
  • способствовать развитию информационной культуры учащихся;
  • воспитание уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение

 

Структура урока:
1. Организационный момент и мотивация урока (слово учителя)
2.Проверка знаний по материалу предыдущего урока
3. Постановка целей и задач урока
4. Изучение нового материала

  • Православные монастыри в императорский период
  • Лавры
  • Монастыри Нижегородской области
  • Пустынь
  • Монашество

            5. Первичное закрепление
6. Организация домашнего задания

 

 

Ход урока


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент и мотивация учителя

Приветствует учащихся.
Вводное слово

Слушают учителя

2.

Проверка знаний по материалу предыдущего урока

1 человек у доски работает над вопросом «Роль монастырей в истории России ».
5-6 человек выполняют задания на карточках.
Остальные учащиеся работают с учителем
? Что такое Благочестие. Назовите Примеры Благочестия Х-XVΙ вв.
Таким образом, благочестием славится церковь. Благочестие присуще монахам.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, остальная часть класса работает с учителем.

 

Отвечают на вопросы учителя

3.

Постановка целей и задач урока

Мы продолжаем изучать тему
Монастыри.Монашество.
На прошлом уроке мы  разбирали период в истории монастырей и монашества, который заканчивается 17 веком. Если посмотреть на жизнь монастырей в 18 веке, то в их положении происходят изменения. Сегодня мы рассмотрим положение монастырей в императорский период.  

 

Записывают тему «Монастыри в императорский период»

4.

Изучение нового материала 

Слайд № 4. Прежде чем говорить о положении монастырей в императорский период, предлагаю вспомнить династию Романовых
? Кто стал 1 русским императором. В результате какого события
? Назовите всех из цепочки Петр 1 - Екатерина 2
? В каком году правили…

  • Слайд № 5.C приходом к власти Петра 1 изменения в жизни страны коснулись и монастырей.  Некоторые монастыри, превратились в центры раскола, откуда рассылались грамоты, листовки, направленные против никонианской церкви, светских властей и защищающие раскол.

Вследствие этого указом января 1701 года всем монахам было запрещено что-либо писать, запрещалось даже держать в кельях бумагу, перья и чернила.
В декабре 1724 г.  последовало « Объявление о монашестве». В нем подробно излагался взгляд императора на монашество и содержался проект, как сделать его полезным для общества. Монахов предполагалось обучить ремеслам  и земледелию, а монахинь женским рукоделиям; некоторых избранных монахов готовить к  высшим церковным должностям, для чего открывать при обителях школы и «ученые братства». Кроме того монастыри должны были заводить больницы и воспитательные дома для младенцев с целью обязательного «благотворительного служения».
Слайд № 6.
При Екатерине 1 ужесточились меры по пресечению бегства из монастырей: предписывалось беглых монахов при поимке предавать суду и подвергать публичному наказанию плетьми.
При Анне Иоанновне положение монашества было особенно тяжелым. В 1730 г. вышел указ о строгом соблюдении запрета монастырям под каким бы то ни было видом ( покупки, дарения, завещания) приобретать землю. Приобретенная в нарушение указа земля отбиралась. Численность монашествующих только за 14 лет сократилась на 40 %. В 1740 г. Синод доложил императрице, что « монашество на Руси стоит на грани полного уничтожения: в монастырях остались только старики прежнего пострижения, уже не способные к службам, а некоторые обители стоят совсем пустые». Императрица разрешила пострижение с сокращением срока для искуса вместо 3 лет до полугода.
Слайд № 7
При Елизавете Петровне наступили послабления, были восстановлены наиболее чтимые обители.
В 1760 г. было разрешено постригаться в М. лицам всех сословий. При Александре I, относившемся вообще с большими симпатиями к М., положение последнего значительно улучшилось. В 1812 г. монастырские имущества были освобождены от сборов, установленных манифестом 11 февраля в момент самой настоятельной нужды государства в деньгах. Все это вело к увеличению числа монахов.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

Слушают рассказ учителя

 

Записывают в тетрадь основные тезисы.

 

 

5.

Первичное закрепление

Слайд № 8
Вопросы для закрепления:
Почему при Петре 1 монахам было запрещено что- либо писать?
Чье правление было особенно тяжелым для монашества? Почему?
Кто подписал «Объявление о монашестве»?
Какие послабления наступили в царствование Елизаветы Петровны?

Отвечают на вопросы учителя

 

 

Слайд № 9

  • В XΙX – начале XX века 4 монастыря имели статус лавры. Слово «лавра» в переводе с греческого означает часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям.

Запись в тетради.
*Лавра- название некоторых крупных православных мужских монастырей.

Троице - Сергиева лавра      Александро-Невская лавра

Киево- Печерская лавра       Почаевская лавра

Они являлись наиболее крупными духовными центрами РПЦ. Каждая лавра имела издательскую базу, печатала духовную литературу. Лавры пользовались особым покровительством российских монархов.

Слайд 10-15. Небольшой рассказ.
Остановимся поподробнее на Троице - Сергиевой лавре   и    Александро-Невской  лавре.
Троице – Сергиев монастырь сыграл большую роль в смутное время . Настоятель монастыря архимандрит Дионисий, когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы, сохранив тем самым жизнь тысячам людей. С его именем связывают и окончание смутного времени. Вместе с Авраамием Палицыным  он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. С 1744 г. Троицкая обитель получила статус лавры. В Отечественную войну 1812 г. монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тыс. рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром. Французы так и не нашли обитель. 

В 1710 году Петр 1 осмотрел место близ впадения Черной речки в Неву и предназначил его для строительства образцового монастыря в память о победе святого благоверного князя А.Невского над шведами в 1240 г.   Петр 1 перенес в монастырь мощи св.князя Александра Невского.  С 1797 г. имеет титул лавры.

Кроме лавр есть и крупные монастыри. В нашей области  монастырей очень много.
Какие вы знаете?

Слайд № 18, 19, 20, 21

  • Вспомним недавнюю поездку в г. Муром, Городец, Владимир, Суздаль

Какие монастыри находятся в этих городах?
Что запомнили о Троцком монастыре?
Обратили внимание на то, как долго прихожане стояли у икон, мощей?
Чувствовали просветление в душе?
Хотели бы еще побывать?

  • Слайд № 22, 23, 24, 25

Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь - сначала небольшой монастырь или просто уединенная келья, обычно в отдаленных, безлюдных местах.
Т.Е. это место, куда уходили монахи, где молились.. (Вспомним Серафима Саровского - после нескольких лет жизни в монастыре, он ушел в лес, выстроил себе маленькую келью, развел около нее огород и пасеку и проводил свои дни в работе, молитве и чтении священных книг).

К началу 20 века в России числилось 74 мужских и 12 женских пустыней. Они держались особо строгих уставов. Наибольшую известность получили Введенская Оптина пустынь в Калужской губернии.
Оптина Пустынь приобрела известность в начале 19 в. Там в течение всего века жили великие старцы. Древняя Оптина Пустынь, расположенная на опушке леса, была уничтожена при Петре Великом и потом восстановлена, но вновь запустела к концу 18 века.Святитель Филарет, занимавший тогда калужскую кафедру, решил ее восстановить и устроить там скит для отшельников. Он поручил это дело инокам Моисею и Антонию ,которые своими руками привели в порядок пришедший в полное запустение монастырь. Оптина пустынь сыграла великую просветительскую роль. Это центр духовной жизни, куда стекались со всех сторон России люди разных сословий и где каждый получал утешение и наставление. Оптину посещали Гоголь, Достоевский, и туда пошел перед смертью Лев Толстой, который хотел посетить свою сестру, бывшую монахиней, и поговорить со старцем.
Мы говорили о монастырях. А почему люди сейчас идут в монастырь? Вывод.

 

Закрепление. Приложение № 1

Записывают в тетрадь определение «лавры»  и сами лавры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя. Основные выводы записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:
(Дивеевский, Федоровский, Благовещенский, Саровский, Макарьевский)
Ответы учащихся. Выступление с докладами о Федоровском монастыре

 

 

 

Записывают в тетрадь.

Пустынь – особый вид монастырского общежительства

 

 

 

Слушают рассказ учителя. Записывают основные выводы.

 

 

Выступление учащегося с докладом «Оптина Пустынь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают выводы.

6.

Организация домашнего задания

Составить синквейн, выучить тему, используя записи в тетради, сообщение «Валаамский монастырь в советский период»

Записывают домашнее задание

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть