3
5
9
9 класс

Урок 13. Основные этапы истории РПЦ.

9 класс
ТЕМА: «ПРАВОСЛАВИЕ»
Урок №13 «
ПАТРИАРШЕСТВО. СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
Тип урока
: урок комбинированного типа.
Цель урока
: показать учащимся, какую роль играла РПЦ в России XVII века; выявить цели проведения церковной реформы и её суть.
Задачи:
1. Обучающая:
охарактеризовать причины и сущность раскола в России; рассказать о противостоянии царя и патриарха; выявить значение внутри церковного разделения; дать представление о состоянии православной церкви в данный период и о её развитии в XVII веке.
2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения.
3. Воспитывающая: приобщать учащихся к ценностям национальной культуры; воспитывать уважение к национальным обычаям и традициям.
Оборудование: карта «Россия в XVII веке»компьютер, диск «Россия на рубеже веков», презентация к уроку, рабочие тетради учащихся.
ХОД УРОКА
1 слайд – тема урока «Патриаршество. Синодальный период Русской Православной церкви» Учитель сообщает учащимся о продолжении изучения темы «ЭТАПЫ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» и мы посвятим сегодняшний урок третьему периоду истории русской православной церкви. Перед учениками ставится цель: показать учащимся, какую роль играла РПЦ в России XVII века; выявить цели проведения церковной реформы и её суть.
Учащиеся записывают название темы в тетради.
Учитель: Прежде чем продолжить изучение новой темы, вспомним, что же мы узнали на предыдущем уроке. - Назвать основные периоды истории РПЦ. - С чем связана такая периодизация? - Когда было введено патриаршество в РПЦ? - Кто такие нестяжатели, иосифляне? - Что такое автокефалия? - Кто такой митрополит, патриарх?
2 слайд ПЛАН УРОКА 1. РПЦ в годы Смуты . 2. РПЦ при первых Романовых . 3. Раскол в РПЦ. 4. Церковь в начале XVIII века. 5. РПЦ в XVIII- XIX веках
Учитель знакомит с планом урока.
3 слайд. Церковь в годы Смуты.
Учитель: 1589 – 1721 годы – это третий период церковной истории. В историю России он вошёл как период патриаршества, совпадающий с периодом царства (1547-1721), подобно тому как последующий синодальный период совпадает с периодом империи(1721 - 1917). Внутренний рубеж этого периода – реформа богослужения, осуществлённая в середине XVII века патриархом Никоном, и церковные соборы 1656 и 1666-1667 годов, отразившие начало раскола русской церкви. Время патриаршества Иова ознаменовалось пресечением царской династии вследствие трагической гибели в 1591 году возможного претендента на престол св.царевича Дмитрия и кончины в 1598 году бездетного царя Фёдора Ивановича. Патриарх поддержал избрание на царство Бориса Годунова. В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. - Что такое Смута? Самозванство? - Каковы причины польско-шведской интервенции?
4-6 слайд. Портреты Гермогена, Дионисия, Филарета.
Ученик: Сообщение о патриархе Гермогене.
Ученик: Сообщение об архимандрите Троице-Сергиева монастыря Дионисии.

Ученик: Сообщение о патриархе Филарете.
7 слайд. Раскол Словарная работа. Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение о РПЦ части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
8-9 слайды. Портреты Никона и Аввакума
Ученик: Сообщение о патриархе Никоне..
Памятник протопопу Аввакуму в с.Григорово
Ученик: Сообщение о протопопе Аввакуме.
9 слайд. Решение теста. (Приложение №1 )
Тест.

  1. Раскол в Русской Православной церкви произошёл в: А) XVв.; Б) XVIв.; В)XVII в.
  2. Имя патриарха Никона связано с: А) с церковным расколом 17 века; Б) утверждением патриаршества в России; В) организацией Священного Синода.
  3. Старообрядчество в России возникло в результате: А) церковного раскола; Б) движение еретиков и вольнодумцев; В) влияния реформационного движения в Западной Европе.
  4. Раскольниками называли: А) еретиков-вольнодумцев; Б) противников реформ патриарха Никона; В) реформаторов.
  5. Реформы патриарха Никона привели к: А) усилению позиции патриарха Никона; Б) созданию единой православной церкви; В) церковному расколу.

10 слайд. Рефлексия по выполненному тесту.
Тест.

  1. Раскол в Русской Православной церкви произошёл в: В)XVII в.
  2. Имя патриарха Никона связано с: А) с церковным расколом 17 века; 3.Старообрядчество в России возникло в результате: А) церковного раскола;

4.Раскольниками называли: Б) противников реформ патриарха Никона;

  1. Реформы патриарха Никона привели к: В) церковному расколу.

11 слайд. Церковь в начале XVIII века.

Учитель: в 1700 году скончался предстоятель РПЦ патриарх Андриан. Вместо избрания нового патриарха по распоряжению Петра I вышел указ о назначении одного из самых молодых архиреев митрополита Рязанского Стефана Местоблюстителем Патриаршего престола. 25 января 1721 года император издал манифест об учреждении «Духовной коллегии» - Святейшего правительствующего синода. Позже была учреждена должность обер-прокурора Святейшего синода.

12 слайд. РПЦ в XVIII – XIX веках.

 

Учитель: православная церковь XIX века претерпевает изменения. Император именуется главой церкви. Религия получает статус государственной религии, религии конфессионального государства. Роль этой религии идеологическая. Её задача – разрабатывать в числе иных идеологических ведомств государственную идеологию Российской империи. В сущности, это была идея создания духовного ведомства, что впоследствии очень четко отразила уваровская формула: «Православие, самодержавие, народность».
Православная церковь в 19 веке оставалась в основном культурным и идеологическим звеном, объединившим 80 миллионов верующих русских, украинцев и белоруссов. Государство и церковь прежде всего связывало убеждение в том, что только православные являются подлинно русскими. Приобщенный к православной церкви оставался её пожизненным членом и не мог произвольно её покинуть. Правительство не вмешивалось в религиозные обряды других конфессий, но считало их всех иноверческими.
13 слайд.
Учитель: Во главе церкви оставался Святейший синод, возглавляемый светским лицом. Административная структура церкви повторяла структуру гражданской администрации до такой степени, что даже границы епархий совпадали с границами губерний. Священнослужители во многом напоминали чиновников: также продвигались по службе, рассматривали сан как бюрократический чин, награждались орденами. Они обязаны были докладывать о злоумышленниках против, если это им становилось известно даже на исповеди, сообщать о всех подозрительных лицах, появившихся в приходе.
Православная церковь находилась в финансовой зависимости от государства, хотя большую часть своих доходов добывала самостоятельно. Все высшие церковные иерархии получали жалованье, которое дополняли доходами от церковных владений.
Приходское духовенство также состояло на государственном жалованьи. Основной государственной задачей церкви являлось идеологическое воспитание масс. В конце века почти треть учащихся начальной школы была на попечении церкви.
Государственная поддержка оказалась настоятельно необходимой православной церкви, поскольку её авторитет оспаривался, с одной стороны, старообрядцами, а с другой – сектантскими движениями. Да и в самой церкви всё большая часть духовенства, особенно приходского, выступала против тесной связи церкви и монархии. Но иерархи её оставались в этом вопросе непреклонными.
Домашнее задание: выучить записи в тетради, повторить записи прошлого урока, выполнить задание (Приложение №2).

Закрепление: - Назвать основные периоды истории РПЦ. - Объяснить термины: Смута, раскол, патриарх. – Назвать видных представителей второго и третьего периодов истории РПЦ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph