Межрегиональная научно-практическая конференция ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ТЕХНОЛОГИЯ — ШАГ В БУДУЩЕЕ.
Научно-практическая конференция «Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации ФГОС»
Преподавание технологии и организация профориентационной работы со школьниками (в условиях введения ФГОС)
Вход для пользователей
Подразделения

Журнал «Октябрь»

"Октябрь" № 1. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая

Анонс журнала «Октябрь» № 1, 2016

Валерия Пустовая

СЮЖЕТ НОМЕРА

Александр Григоренко. Потерял слепой дуду. Повесть
Эта повесть заново открывает Александра Григоренко, громко дебютировавшего в 2011 году с романом-легендой «Мэбэт» и закрепившего за собой репутацию автора мифопоэтической прозы. Фольклорный зачин – единственный след прежней, успешно освоенной автором эстетики. Писатель не побоялся выйти за пределы привычного письма – и написал остросоциальную прозу, крепко удерживающую нас в рамках достоверных примет времени и бытовой психологии. Но Александр Григоренко не изменил себе – в финале на события повести проливается свет притчи, и судьба главного героя вырывается из плена реалистической обусловленности. Так, вместо того чтобы привычно тянуть народное предание в современность, Григоренко в самом нашем времени нашел источник фольклорной мудрости.

Повесть о глухонемом мальчике из сытого и сильного деревенского рода – зеркальное отражение дебютного «Мэбэта». В центре «Мэбэта» был человек, имевший все основания считать, что счастьем своим он обязан одному себе. Теперь, в новой повести, мы читаем о человеке, счастливом Христа ради, от рождения приученном полагаться на чужую отзывчивость. Он будто «нестоящая вещь», ноша, которую семье хлопотно нести и легко потерять, как слепому дуду. Повесть раскрывает значение этого бремени, превосходящее логику социальную и бытовую, понуждающее и героев, и читателя приподняться над привычной мотивацией. История увечного преображается в притчу о чудесном даре – но чудо это не магической природы, оно не властвует над реальностью, а тихо стучится в сердце.

Тут и поджидает нас главное художественное удивление – смещение хода вещей. Григоренко отменяет реалистическое предопределение, показывая, что трагический исход повести – сумма не социальных слагаемых, а наложения индивидуальных, разнонаправленных воль, нравственных решений, каждое из которых в отдельности, как и сами по себе обстоятельства рождения героя, не было роковым.

МАЛЕНЬКАЯ ПОВЕСТЬ

Анатолий Гладилин. Тигрушка
Автобиографическая повесть – по краю которой проходят «три знаменитых русских писателя», свершается путь русского эмигранта, сбываются неполиткорректные сценарии развития европейского общества, уходят близкие и лучшие люди – намеренно концентрируется вокруг орнаментальных фигур домашних любимцев, «хвостатых и пушистых», оказывающихся не только свидетелями, но и одной из главных опор в жизни, отучающей опираться и доверять.

РАССКАЗЫ

Евгений Попов. Молитва писателя Гдова
Рассказ о счастливых случайностях, направляющих судьбу, демонстрирует высокое писательское искусство «болтать» – как называет это сам Евгений Попов, виртуозно выстраивающий долгую и связную биографию из абсурдных и мгновенных впечатлений жизни.

Дарья Зарубина. Тишина под половицами
Фантастическая притча о развале семьи – и еще одна убедительная художественная гипотеза о происхождении домовых.

Евгений Бабушкин. Песня про грязный дождь
Новая сказка с социальным бэкграундом – о больших утратах малого предпринимателя.

СТИХИ

Дмитрий Полищук. Этим летом
«Этим летом наша яблоня вся в яблоках, / груша в грушах».

Игорь Иртеньев. Народ Народович Народов
«А то еще, помню, был случай – / Под тяжестью дружеских уз / Распался единый, могучий, / Великий Советский Союз».

ВОСПОМИНАНИЯ, ДОКУМЕНТЫ

Надежда Мандельштам и Фрида Вигдорова. Публикация Павла Нерлера и Александры Раскиной. Вступление Павла Нерлера. Подготовка текстов, примечания и послесловие Елены Вигдоровой и Александры Раскиной
Цикл материалов, посвященных судьбе и общественной миссии журналистки и писательницы Фриды Вигдоровой, наделенной даром отстаивать права людей в условиях отсутствия гражданского общества.

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА

Андрей Балдин. Карамзин и океан. К 250-летию Н.М. Карамзина
«Незримая география чувств» в странствиях и замыслах Карамзина, Чехова и Толстого, застигнутых в их устремленности к «идее языка-океана».

Татьяна Ратькина. Много шума из ничего?
О религиозных вопросах в современном театре и кино – и художественных условиях настоящего разговора о вере.

КНИГИ НОМЕРА

Ольга Балла. Искусство непринадлежности:
Кирилл Кобрин «Modernité в избранных сюжетах» и историческая антропология.

Сергей Оробий. Индиана Джойс:
Александр Иличевский «Справа налево» и интеллектуальный сюжет.

Мария Нестеренко. Рыцарь поэзии:
Игорь Меламед «О поэзии и поэтах» и бескомпромиссность неоклассика.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Дарья Кожанова. Книжный агент
Тематическое обозрение книжных новинок. В этом выпуске: портрет поэта, интеллектуалы нашего времени, судьба на историческом фоне, границы реальности.

Борис Минаев. Литчасть: Опереточные герои
О спектакле Михаила Левитина «Прооперетту», раскрывающем образ «одряхления огромной, могучей, нереальной гигантской культуры» и потенциал нашей жалости к ней и ее «замерзающему времени».

Октябрь" № 2. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая

Анонс «Октябрь» № 2 – 2016

Валерия Пустовая

СЮЖЕТ НОМЕРА

Игорь Сахновский. Свобода по умолчанию. Роман
Едкая антиутопия, в ближайшем будущем реализующая все программы по оптимизации российского государства, вплоть до «суверенного управляемого» конца света. Особенность фантастического сценария от Игоря Сахновского – пересечение истории любви и властной вертикали, создающее в романе невозможную систему координат: «Как не могут, предположим, составить реальный крест опустившийся перед тобой шлагбаум и случайно влетевшая в кадр нитка, туго натянутая вверх детским воздушным шариком». В рамках этого «умозрительного» пересечения случаются и совпадения точек из параллельных социальных плоскостей, и искривления судеб, пущенных было по прямой, к цели, и другие вероятности, обеспечивающие приток в роман раскрепощающей, распирающей реальность изнутри, свободы.

ПОВЕСТЬ

Моше Шанин. Правоплоссковские
Продолжение цикла малой прозы, посвященного образам деревень Архангельской области (первую часть – «Лепоплоссковские» – «Октябрь» публиковал в 2014 году, № 5). Экспериментальная повесть Моше Шанина – вариант ответа на вопрос о существовании русской деревни сегодня, когда и сельский быт, и деревенская проза воспринимаются скорее как артефакты, нежели как живые, органично развивающиеся явления. Цикл о «плоссковских» намеренно построен на таких артефактах и устремлен сразу во все культурные измерения русской деревни, чтобы силами новой литературы создать на запустевшем месте новый фольклор, новых праведников и новую, пунктирную, привязанность к родной земле.

СТИХИ

Владимир Салимон. Мертвые писатели гуляют
«Что мы видели в глазах / у пришельцев, с неба пришлых / инородцев? / Смертный страх / перед мощью сил Всевышних»

Владимир Гандельсман. Два стихотворения
«Тебя писал слепой. Но не Гомер, а крот. / Ты не был на пиру. Ты видел пьянку».

РАССКАЗ

Юрий Буйда. Сторублевый поворот
Сказка о Золушке, как водится, начинается с волшебной тыквы, обернувшейся, однако, не порталом на бал, а мертвым грузом, придавившим детство и прежний семейный лад. Рассказ об ангельски холодной и бесстрашной девушке – притча о том, что, сколько ни побеждай судьбу, настоящий мир в сердце приносит последнее поражение.

Олег Хафизов. Чудо отца Сергия
Название недвусмысленно и, как выяснится, иронично отсылает к повести Л. Толстого: где тут чудо, а где игра случая или манипуляция, героям предстоит разобраться. История соблазна и преображения раскалывается на две судьбы – и кто из героев растет, кто падает, такая же загадка, как истоки чуда.

Ирина Богатырёва. Прибой
Рассказ подобен музыкальной пьесе, рождающейся в голове главного героя: автор сводит в одно звуковое движение контрапунктные темы – угасания жизни и надежды на новый прорыв, припадания к корням и стремления прочь от них, в мир творчества, разрывающий с другими связями.

ПРОЗА ГРУЗИИ

Тамри Пхакадзе. Прометеев огонь
Ладо Киласония. Бронкская история по-окросубански
Рассказы. Переводы Анны Григ

Новеллы, находящие повод для острых переворотов в судьбе и отношениях не сразу заметных героев – охранников, получивших выговор за похищенный из сада цветок, и школьников, обсуждающих кино на задворках школы.

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА

Юлия Щербинина. Литература как аптека. Заметки о библиотерапии
Юрий Корнейчук. Унция чтения

Книголечение как история литературы, модный жанр и манипулятивный прием – в то время как доктор наук Юлия Щербинина исследует механизмы и последствия чтения как терапии, критик Юрий Корнейчук испытывает на себе действие одного из ярких образцов в этой области, недавно переведенного на русский язык, – «Книгу как лекарство» Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин.

КНИГИ НОМЕРА

Александр Марков. Смотритель: черты чистилища:
Виктор Пелевин «Смотритель» и актуализация платонизма.

Наталья Мелёхина. Тихий ужас:
Дарья Бобылёва «Забытый человек» и истоки смеха в кошмаре.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕУМ

«Всё произошло иначе, чем я располагал». Публикация, вступительная статья, подготовка текста и комментарии Моники Орловой
Рубрику ведет Дмитрий Бак

Публикуем последние письма В.Я. Брюсова к жене – И.М. Брюсовой, написанные в августе – сентябре 1924 года.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Борис Минаев. Литчасть: Саша вынес мусор
Спектакль «Саша, вынеси мусор», поставленный в Центре имени Мейерхольда Виктором Рыжаковым по пьесе Натальи Ворожбит, как «окончательный приговор классическому, или “академическому”, театру».

"Октябрь" № 3. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая

«Октябрь» №3 2016 Валерия Пустовая

СЮЖЕТ НОМЕРА

Дмитрий Гаричев. Река Лажа. Повесть.
Вступительное слово Ольги Славниковой Повесть стала одним из самых ярких открытий последнего сезона премии «Дебют». Представляя новое имя в литературе, координатор премии Ольга Славникова отмечает особенности повести, предназначенные для медленного чтения: «Здесь не сюжет, но язык порождает многочисленных персонажей, каждый – со своей странной кривизной, видимой только при помощи особой авторской оптики». Интересно, что проза Дмитрия Гаричева встраивается в контекст, связывающий напряжение оптики с подкрученной интригой. «Река Лажа» – изысканный триллер, вызывающий ассоциации с прозой Лены Элтанг или Ульяны Гамаюн. Есть, однако, отличие: у Гаричева медленное повествование с пружинящей интригой не приобретает всемирной отзывчивости с набоковским оттенком, когда на русском языке пишется проза человека без родины. Эмиграция Гаричева – внутренняя, и его медленное письмо оказывается путем в глубину родины, в быт людей, живущих понятиями куда более простыми и скорыми, чем язык автора. Тайны и битвы городка Млынска, описанные на языке эстетских нюансов и далеких образных ассоциаций, позволяют пережить русский быт как вид русского искусства. А завязавшееся расследование жестокого преступления становится поводом к испытанию веры, и эмигрантское щегольство повести окончательно растворяется в среднерусском глубинном томлении духа.

РАССКАЗЫ

Вячеслав Пьецух. Тема и вариации. Сказки Гофмана. Патриотический карась Два рассказа, вмещающие цикл историй и случаев, и маленький рассказ-постскриптум посвящены принципиальным закономерностям жизни и выживания в России, выковывающим в русской душе навыки борца и мечтателя, дельца и странника, мигранта и почвенника, которые живут в непрестанном внутреннем диспуте, монтирующем идеи мировой революции с прославлением тамбовских окороков.

Ильдар Абузяров. Блюз пяти углов

Рассказ, искусно сводящий разбежавшиеся было линии повествования: герой никак не может решить, относиться ли к постигшему его любовному разочарованию как к «полному крушению» или кукольной драме.

Дарья Бобылёва. Тараканий человек. Пикет Мистические истории, разыгранные без участия потусторонних сил и показывающие, как многое может переменить в реальности цепная инерция страха или решимости.

СТИХИ

Иван Волков. Книга Ломоносова «Всё, чем Господь пугал Иова, / Доступно, даже и не ново / Для дальнобойного ума, / Когда он смел и бескорыстен – / Но где же Истина сама / Средь тьмы и тьмы научных истин?»

Вадим Месяц. Сердце снеговика «Брага горькая, броди, / пиво, стынь в парящем льду. / Или ты ко мне приди. / Или я к тебе приду». Светлана Васильева. Так быть или не быть «Вопрос не быть или не быть, / А кто мы будем?»

ГОД МАНДЕЛЬШТАМА

Павел Нерлер. Воронежская Беатриче Ирина Сурат. О поэтах и верблюдах. Осип Мандельштам в глазах Арсения Тарковского Федор Ермошин. Монтажный Мандельштам Поэт в отражениях – биографиях, поэтических интерпретациях и современном прочтении. Павел Нерлер исследует «самый изгойский» и «самый трудный» период воронежской ссылки Осипа Мандельштама, подаривший, однако, поэту небывалый творческий взлет и «настоящее чудо» дружбы с Натальей Штемпель. Ирина Сурат выстраивает предполагаемую историю двух стихотворений Арсения Тарковского, написанных на пересечении предания о Мандельштаме, мифологии русской поэзии и реальных творческих встреч. Федор Ермошин раскрывает монтаж приемов массового искусства и литературоведческой интерпретации в фильме Романа Либерова «Сохрани мою речь навсегда» о жизни Осипа Мандельштама.

КНИГИ НОМЕРА

Татьяна Ратькина. «Быта у нас не было, надежды не было, а жизнь – была»: Анна Артемьева, Елена Рачева «58-я. Неизъятое» и Архипелаг.doc Юрий Корнейчук. После перестройки: Алексей Иванов «Ненастье» и сверхреализм девяностых. Наталья Мелёхина. Трудности бытия: Михаил Найман «Плохо быть мной» и русское странничество в Нью-Йорке. Константин Комаров. «Мой герой ускользает во тьму…»: Илья Фаликов «Борис Рыжий. Дивий камень» и биографический сплав как жанр.

"Октябрь" № 4. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая

Анонс «Октябрь» №4 2016
Валерия Пустовая

СЮЖЕТ НОМЕРА

Валерий Попов. Через Лету обратно. Запоздалый шестидесятник. Повесть
Фейерверк блистательных флешбэков – автогероя повести возвращают к жизни, рекомендуя сохранить самые дорогие вспышки памяти на ноутбуке. Фантастическое допущение – биографию стремительно прокручивают перед глазами, как список файлов, – позволяет заострить конфликт между тем, каким герою хочется казаться, и тем, кем он выглядит в итоге даже в своих глазах. Самоиронию углубляет взгляд возлюбленной, во всем – от жизненного опыта до приемов общения – противоположной герою. Несмотря на это серьезное испытание, высшие ценности художественного мира Валерия Попова не поколеблены: лучи удачи и благословения проникают даже в самые темные воспоминания, поскольку автогерой умеет изо всех сил верить в выручающий и спасающий источник света.

СТИХИ

Юрий Арабов. Бремя русского человека. Из новой книги стихов
«Я люблю бесполезное, / но больше всего – котов. / Человеку мешают, скорее всего, дела. / И мир без подводника – всего лишь реестр штанов, / из которых вытащили тела».

Дмитрий Данилов. ВЛ10
«Женщина на высоких каблуках / Летит и снова летит // Паника, ужас / Вроде бы бояться нечего / Скамейка стоит на платформе / А электровоз проезжает мимо / Нечего бояться / Но кажется, что ненависть электровоза ВЛ10 / Сейчас уничтожит наблюдателя».

РАССКАЗЫ

Ксения Драгунская. Другая река
Цикл рассказов со сквозными персонажами – о людях ближнего круга, безвозвратно удаляющихся от рассказчицы и самих себя, какими она их помнит с юности. Авантюрное движение героев к переменам и лучшей доле в рассказах застывает, будто рисунок на замерзшем стекле, и за стекло это страшно заглянуть. В причудливости чужой судьбы проглядывает общий ход вещей – застекольная ясность, последняя правда о человеческом уделе, которую избегаешь узнавать до последнего дня.

Анна Матвеева. Екатеринбург: прекрасные странные люди
Главы из книги «Горожане», готовящейся к публикации в «Редакции Елены Шубиной: АСТ» при участии Ельцин-Центра, – документальные рассказы о лучших людях Екатеринбурга, от его основания до современности. Автор умело наводит мосты между эпохами, создавая эффект блуждания по городу героев ушедших и действующих, творящих пространство силы, распространяющих родившийся в Екатеринбурге импульс эксперимента и обновления по всей России.

В номере – рассказы о Василии Татищеве, Николае Коляде, Евгении Ройзмане, Старике Букашкине и Модесте Клере по прозванию «дедушка Мо».

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА

Андрей Балдин. Новый Буквоскоп
К 250-летию со дня рождения Николая Карамзина писатель, архитектор и график Андрей Балдин подготовил книгу эссе о «словообразующем путешествии» историка и реформатора русского языка в Европу в конце XVIII века. Андрей Балдин следует путем Карамзина, на собственном опыте, в карамзинском тексте и на карте изучая взаимосвязанное движение пространства и литературного языка. Карамзин-писатель и предстает тем «новым Буквоскопом», который творит идеальный чертеж литературного высказывания, определяет «правила умного наблюдения» и охватывает «сумму пространств реальных и ментальных, внутренних и внешних, с которыми встретилась тогда сознающая Россия».

Герман Садулаев. Гибель Александрии
Документальный рассказ о взятии чеченцами станицы Александрийская – на фоне гражданской войны, истории взаимоотношений Чечни и России и рефлексии автора, волей судьбы ощутившего личную причастность к эпизоду большой истории.

Евгений Ермолин. Невыносимость свободы
Роман Мишеля Уэльбека «Покорность» на пересечении ключевых сюжетов художественного мира писателя и общественного умонастроения Европы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕУМ

Павел Крючков. Воздух любви. Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине.
Лидия Чуковская. Устные выступления

Рубрику ведет Дмитрий Бак

Публикуем расшифровки устных выступлений Лидии Чуковской – «живое слово», произнесенное на ежегодных домашних собраниях в переделкинском доме Корнея Чуковского.

КИНОПОВОД

Сергей Оробий. Страшная сказка о главном
Фильм Василия Сигарева «Страна Оз» как радикальное переосмысление жанра новогодней комедийной сказки.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Вадим Муратханов. Тристих
Выпуск рубрики о поэтических книжных новинках посвящен книгам Анатолия Наймана «Подношение Гале», Игоря Волгина «Персональные данные» и Владимира Салимона «На живую нитку».

Дарья Кожанова. Книжный агент
Тематическое обозрение книжных новинок. В этом выпуске: история вокруг нас, жизнь как литература, детский взгляд, трагический голос XX века.

Борис Минаев. Активный театр
О не явной, но существенной для современного театра связи проекта сторителлинга «Запахи детства» и спектакля «Толстого нет», представляющих «ментальную карту» «”тотального человека”», проживающего все времена в одном воспоминании.

Анонс «Октябрь» № 5 2016

Валерия Пустовая

СЮЖЕТ НОМЕРА

Павел Крусанов. Железный пар. Роман
Новый роман Павла Крусанова тянет нити из многих популярных жанров – философской притчи, травелога, мистической повести, – чтобы вдруг закрутить их в узел идеологического боевика. Роман тих и рассудителен, как размышление перед битвой, он весь – угроза, ожидание и сожаление о том, что не сделано и сделать уже не успеть. Потому что великая миссия – полная смена человеческого населения земли – наконец запущена.

Соревнование визионерства и рациональности в романе получает олицетворение в образах двух братьев, каждый из которых по-своему готовится к главному делу своей жизни. Роман Крусанова – о том, как в мире, где не осталось места для общезначимых задач и великих целей, само желание послужить чему-то большему себя наводит на путь героя. Будет ли это «солнечный русский» или лунный безумец, просиять ли миру или совсем пропасть – решится за пределами романа, завершающемся на моменте последней неопределенности, кратком и неотвратимом, как подброшенная и еще крутящаяся в воздухе монета.

СТИХИ

Анатолий Найман. Никоторый час
«Нет потерь, пропаж – щель и в ней жетон. / Спайка троп и гнезд – древо жизни: зал. / Никоторый час. Неземной хитон. / Что-то – чтоб сказать. Кто-то – чтоб сказал».

РАССКАЗЫ

Александр Хургин. Солдатская кашка. Воскресные страдания. Почем венок
Три немногословных и жестких рассказа о празднике жизни, который остается с тобой, когда всё остальное упущено, – о постжизни в маленьком домашнем аду, мучающем ощущением, что поправить ничего нельзя, а можно только продолжать неисправимое.

…И рядом – утопия маленького домашнего рая, писательский эксперимент по перемене судьбы.

Алексей Слаповский. Новая жизнь
Рассказ-лаборатория, исследующий пределы свободы и ответственности частного человека. Герой совершает дауншифтинг в любви: бежит от сложившихся отношений в недопитую холостяцкую вольницу. Рассказ можно прочесть на уровне и философском, и комическом: как притчу о неразличении душевной привязанности и кармической привязки – и как руководство для читательниц по альтернативному уловлению женихов.

ЗАСЕДАНИЕ НИКИТСКОГО КЛУБА

Ответственность гуманитарной науки
Междисциплинарный форум авторитетных представителей профессиональных сообществ, Никитский клуб учрежден в 2000 году с целью осознания общественных интересов и предпочтительных стратегий развития в России. Публикуются выбранные места из круглого стола на тему «Ответственность гуманитарной науки. Роль экспертизы в принятии решений и ответственность экспертов», исследующем связь экспертизы и политики и возможности нового ответственного класса.

Вот лишь одна цитата из этой интереснейшей дискуссии. Она принадлежит социологу и публицисту Леониду Блехеру:

«Русская интеллигенция с самого начала возникла как класс, ответственный не перед государственной властью, а перед идеей – идеей просвещения и улучшения жизни народа и перед самим народом. С властью у нее с самого начала отношения не складывались, это верно. И с какого-то момента для части интеллигенции задача бодания с государством (уже не по поводу просвещения и образования, а как бы сама по себе) стала чуть ли не основной.

Но, подчеркиваю, это был суперответственный класс, со всеми признаками идейной ответственности. И для нас, людей нефизического труда в нынешней России, они являлись и являются просто непревзойденными образцами отношения к стране и к людям.

Парадоксальным образом именно эти положительные качества во многом и привели к взаимоуничтожению как российского государства, так и российской интеллигенции»…

К 130-ЛЕТИЮ ВЛАДИСЛАВА ХОДАСЕВИЧА

Олег Дозморов. Похвала Ходасевичу
Валерий Шубинский. «У меня ни рода, ни племени»

Подступы к разгадке современного восприятия Владислава Ходасевича – ощущаемого одновременно поэтом «центральным» и ускользающим от внимания, – и его национального самосознания, столь же «неодномерного и неудобного» для истолкования, как сам поэт.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МЫСЛЬ

Аркадий Смолин. Рассыпающийся роман
Исследование новаторской формы романа как структуры, которая открывает путь к репрезентации цифрового мышления и синтезу жанров, – на примере «рассыпающихся романов» Александра Снегирева «Вера» и Владимира Данихнова «Колыбельная»: «Привыкший читать не между строк, а между гиперссылок, наш современник научился узнавать романную конструкцию в более сложных формах комбинациях текста. Как стихотворению больше не требуется рифма и размер, чтобы быть узнанным в качестве поэтического текста, так же и рассыпающийся роман остается цельным произведением, а не собранием фрагментов благодаря более сложным композиционным техникам. Новые романы Снегирева и Данихнова служат хорошим поводом, чтобы изучить их действие на практике».

КНИГИ НОМЕРА

Екатерина Иванова. «Правильная позиция по отношению к апокалипсису»:
Григорий Дашевский «Избранные статьи» и «внутренняя честность» литературы.

Сергей Чередниченко. Диагноз русской души:
Михаил Эпштейн «Ирония идеала: парадоксы русской литературы» и обострение парадоксализма в российском обществе.

Ольга Балла. К богословию неявного:
Александр Марков «Историческая поэтика духовности» и устроение мира в слове.

МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Точка входа в литпроцесс. Беседа с Александрой Вахрушевой
Новая рубрика журнала «Октябрь» по следам Московского культурного форума, организованного в марте этого года при поддержке Департамента культуры Москвы. Подобно форуму, ставшему площадкой презентации и обсуждения новых методов культурной работы, наша рубрика исследует развитие и инновации в опыте ведущих культурных учреждений Москвы.

Реформа публичных библиотек началась в столице в 2013 году по инициативе Департамента культуры Москвы. О том, как отражаются изменения в культурной жизни на задачах библиотек, и о направлениях развития библиотечного дела мы поговорили с Александрой Леонидовной Вахрушевой, много лет проработавшей в библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева, на момент беседы – в должности директора.

РАССКАЗ С ЛАДОНЬ

«Рассказ с ладонь» Ксении Драгунской в оформлении Леонида Тишкова.
«– Где-то стоит отчаявшийся одинокий сутулый старый дом…»

4-ая обложка бумажной версии

"Октябрь" № 6. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая
Анонс «Октябрь» №6 – 2016
Валерия Пустовая

ФАНТАСТИКА. PRO ET CONTRA НОВОЙ ВОЛНЫ

Освоение неведомых земель и отдаленных времен считается миссией фантастической литературы. Однако ее порыв к неизвестному, неизведанному сегодня входит в противоречие с накоплением испытанных средств, превращающих визионерство в набор рутинных навыков. Художественный риск, как портал, обнаруживается в точках соединения фантастики с пространствами, которые привыкли считать параллельными, никогда с ней не пересекающимися. То есть для нее – в самом деле неведомыми.

Фантастика заступает на новые территории, раздвигая рамки возрастные и жанровые, политические и конфессиональные, оборачиваясь новым литературным гибридом, о связи которого с классическим прошлым фантастики можно спорить.

Вопрос о новых границах фантастики – это вопрос о способах преодоления инерции жанра. Авторы этого номера демонстрируют и оценивают новое оснащение фантастической миссии.

И угадывают, где обретет она новую землю.

ПРОЗА

Возраст фантастики, как возраст сказки, не определим: говоря о явлениях, отложенных на будущее и даже вечных, она одновременно тянет нас назад, в глубокое бессознательное прошлое, в детское – максималистское и чудесное – восприятие жизни. Крупная проза этого номера – повесть Эдуарда Веркина и романВладимира Аренева – удерживает нас в поре взросления, накануне утраты волшебства, в мире подростков, уже подозревающих, что будущее не справится с ожиданиями, вильнет и обманет, но все еще надеющихся выйти по прямой к лучшей доле, чем у родителей.

«Звездолет с перебитым крылом» Эдуарда Веркина погружает нас в атмосферу ретро-лета восьмидесятых. На фоне цепко описанного, до духоты мелкого мира школьных каникул особенно привлекательны размытые, ускользающие, неопознанные фигуры чужаков – мальчика и девочки, вышедших не то из тайги, не то с другой планеты. С виду как будто «пустые и равнодушные», как голос, которым девочка поет ретро-хит о пачке сигарет и серебристом крыле, незнакомцы вызывают, однако, симпатию – прежде всего потому, что кажутся пришельцами из мира лучшего, чем тот, что возится и пылится вокруг рассказчика. Выяснение тайны пришельцев в повести сознательно откладывается – а когда наконец долго задаваемый и нарочно растянутый в летнем времени вопрос получает ответ, мы понимаем, что попасть в лучший мир – значит сразу заскучать о навсегда утраченном времени школьного лета. Потому что именно прошлое собирает и бережет загадки, тогда как у наступившего будущего тайн нет.

«Порох из драконьих костей» Владимира Аренева переносит нас в мир реализованных сказок и преданий, где приметы современности – напряженной международной политики и тревожной отечественной экономики – соседствуют с традиционными знаками волшебства. Герои Аренева живут во времени между катастрофами, очень точно совпадающем с нашим самоощущением: социальный порядок, удерживаемый ценой умолчаний, очаговый мир накануне большого взрыва, которого жди не то из-за реки, где псоглавцы, не то из прошлого, прорастающего в полях костями драконов. Без пяти минут совершеннолетняя охотница за драконьим прахом нечаянно впутывается во взрослую политическую игру – и обнаруживает, что будущее, к которому ее готовят, сродни сказочному небытию.

Рассказ Анны Игнатовой «Медведь» – зимняя сказка без конца о заблудившемся путнике, вечном возвращающемся к месту встречи с волшебством.

«Как мы спасали Ивори» Аи эН – захватывающее эссе о литературном эксперименте, использовавшем фантастические достижения коммуникации: коллективном романе о «мутангелах», написанном признанной детской писательницей совместно с ее читателями. Главу из романа также публикуем в этом номере.

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА

Фантастический прорыв к новым уровням письма и художественной интуиции – миф или эстетическая реальность нового поколения? Аналитическую часть номера открывает масштабный обзор исследователя фантастики Сергея Шикарева«Высокие волны, тихие заводи», обстоятельно рисующего карту имен, сюжетов и приемов фантастики новой волны.

А вот критик Василий Владимирский приходит к выводу, что «наша фантастика еще не дошла до той точки, после которой обновление неизбежно»: в статье«Российская фантастика и алхимия обновления» он пишет о неадекватном соотношении авторского поиска в фантастике и ее конвейерного производства, приводящем к компромиссной эстетике и нехватке «внутривидового разнообразия».

Вопрос о конвейерном творчестве возникает и в связи со статьей Дмитрия Володихина «Лед и пламень. “Проектные” сборники в современной русской фантастике», где критик анализирует, почему фантастика «быстро теряет интеллектуальный авторитет».

О заступлении писателей-фантастов за привычные рамки говорят критик Екатерина Иванова в статье «Мракобесы в Вавилоне», посвященной христианскому высказыванию посредством «языка фантастических допущений», и писательницаДарья Зарубина в эссе «Две метели. Фантасты пишут для подростков» об обращении успешных авторов-фантастов к новой для них аудитории.

В рубрике «МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» – интервью с создателями столичных фантастических пространств: музыкальным руководителем Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ Дмитрием Курляндским, куратором организованной в Электротеатре Школы современного зрителя и слушателяКристиной Матвиенко и заместителем директора по научной работе московского Музея космонавтики Вячеславом Климентовым. Беседы вела Дарья Бобылёва.

"Октябрь" № 7. О номере рассказывает Валерия Пустовая

Анонс № 7 – 2016
Валерия Пустовая

НОЧИ И ДНИ ОКНОМ НА ПОЛЮС
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО СЕВЕРА

Представляем журнальную антологию современной прозы и поэзии Русского Севера, составленную из произведений ведущих и перспективных авторов из Карелии, Вологодской, Архангельской областей, известных, однако, за пределами родного края. В их сегодняшних произведениях непредсказуемо преломляется память места – оживает концепт Севера, включающий в себя и знания об истоках русской культуры, и народные поиски свободы и правды, и притяжение природной красоты, и предания об испытании веры. Благодаря новой литературе, Север движется в двух временах – вечном и настоящем и располагается как будто разом на краю обжитого мира и в сердце страны. И слово здесь выступает посредником между временами и пространствами, как давно, исстари – между миром земным и небесным.

Номер открывает программная статья критика Евгения Ермолина «Ночи и дни окном на полюс», раскрывающая значение Севера как понятия не географического или исторического – а философского: «Это – укорененный в вечности экстремальный опыт духовной свободы, основанный на стоическом преодолении тягот бытия и на бескомпромиссном влечении к получающей разновыраженные формы гармонии». Среди ключевых сюжетов северной литературы, найденных критиком в произведениях писателей разных эпох, особенно хочется отметить три: «подключенность к общерусской исторической энергетике», «подлинность жизни» и «непростое собеседование писателя с мирозданием», – потому что именно их подхватывает и полемически развивает современная литература.

Центральная публикация номера – новый роман Дмитрия Новикова, одного из наиболее значимых авторов современного Севера, идеолога «новой северной прозы». Исполненный в современной технике, сочетающей документальные свидетельства и поэтическую речь, разбивающей долгое повествование на краткие динамичные эпизоды, каждый из которых мог бы стать самостоятельным рассказом, очерком, эссе, роман Дмитрия Новикова стремится к восстановлению связи с традицией мысли и слова Русского Севера.

«Голомяное пламя» – роман об исцелении личной и родовой памяти, о восстановлении естественного жизненного уклада – экосистемы Севера, в которой природное и духовное нерасторжимо слиты. Его можно читать одновременно как исповедь, травелог и притчу. Герои романа отправляются на берега северных озер и Белого моря за интенсивным переживанием настоящего, которое оказывается порталом в большое историческое время.

А вот в повести Яны Жемойтелите совершается противоход – герои застревают между временами, попав в ловушку искусственного восстановления традиций прошлого. «А еще была осень» – меланхоличная сатира, в которой осень аллегорически выражает безвременье, сон общественного сознания, отрезанного от настоящего. Юная выпускница пединститута, возвратившись в родной городок, наблюдает, как оживают уроки истории, и век смартфонов ворочает оглобли, актуальные в пору крепостной Руси.

В шутливых рассказах Александра Кирова («Корни», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Скамья») решается вопрос о восстановлении совсем близкого – семейного предания. Деяния дедов и бабок здесь выступают потенциальным источником вдохновения – и мерой современных вещей и отношений.

Напротив, драматичные рассказы Натальи Мелёхиной («Трактористка», «Что мы знаем о хлебе») отвергают возможность судить современность с точки зрения исторического или литературного предания. Ее герои оправданы напряженной битвой за выживание и достоинство, битвы не замечаемой и не вознаграждаемой, ставшей частью повседневности. Рассказы легко трактовать как критику социального неравенства – но гораздо важнее в них неравенство цивилизационное, разрыв времен: автору удается убедительно показать, что в России и сейчас часть общества не допущена к современности.

Рассказы Александра Бушковского («Мама», «Земфире») – голос человека, выпавшего из времени в результате экстремального жизненного опыта. Герои Бушковского – потенциальные герои истории, пережидающие пору личного безвременья. Они отличаются почти болезненной самоуглубленностью – именно там, в их внутреннем мире, совершается теперь главное дело их жизни, выясняется последняя правда, обретаются стимулы к выживанию, которых не может предоставить обыденность.

ПОЭЗИЯ современного Севера представлена в номере подборками Анны Матасовой, Леты Югай, Ильи Раскольникова, Антона Чёрного, Анастасии Софроновой, Екатерины Соколовой, Наты Сучковой, Егора Сергеева и Марии Марковой.

Полемика о времени, истории и памяти места в литературе Севера продолжится в следующем номере, где будут опубликованы критические статьи и очерки.

А этот номер завершает новый выпуск рубрики «МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» – интервью с заведующей отделом изучения наследия А.Ф. Лосева и мемориально-выставочной работы Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» доктором филологичесикх наук Еленой Аркадьевной Тахо-Годи и директором Российской государственной детской библиотеки Марией Александровной Веденяпиной. Беседы вела Дарья Бобылёва.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph