Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
9
Подразделения

Межрегиональная научно-практическая конференция к 100-летию дополнительного образования

 

 

Итоги межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление»

Сертификаты участников конференции

 

Ссылки на материалы творческих площадок

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Нижегородский институт развития образования 56 апреля 2018 года в рамках празднования 100-летия дополнительного образования провели межрегиональную научно-практическую конференцию «Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление»

В рамках конференции состоялась дискуссия о современных направлениях развития системы дополнительного образования, о тенденциях в ее модернизации, о наиболее актуальных сферах реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Нижегородской области и других субъектах Российской Федерации.

Ключевой идеей мероприятия явилась актуализация важности дополнительного образования и вклада педагогов системы дополнительного образования в становление гражданина России.

Формат научно-практической конференции предполагал работу участников в рамках пленарного заседания и секций. Модератором панельной дискуссии выступил ректор Нижегородского института развития образования, доктор социологических наук Николай Юрьевич Бармин; он подчеркнул необходимость инновационных преобразований в системе дополнительного образования детей.

В ходе пленарного заседания состоялись:

– дискуссионное обсуждение наиболее актуальных и проблемных вопросов развития системы дополнительного образования;

– представление опыта регионов (Москва, Нижний Новгород, Иваново, Пермь и др.). В заочном формате (статьи и тезисы) отражен опыт представителей образовательных организаций Марий Эл, Курска, Пскова, Тюмени и других городов.

В пленарной части конференции принял участие министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Васильевич Злобин, он сделал акцент на том, что дополнительное образование давно выходит за рамки дополнительности, так как перед ним стоит важная задача инновационного развития общества. Также в панельной дискуссии приняли участие: заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заместитель главного редактора журнала «Внешкольник», кандидат педагогических наук Ирина Николаевна Попова; гл. специалист Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» г. Москва, кандидат политических наук Антон Валентинович Дождиков; зав. отделом инновационной работы МБУ МЦ г. Иваново Елена Александрова Афанасьева; директор ГАУДО «Краевой центр художественного образования «Росток», заслуженный работник культуры РФ, председатель Президиума межведомственного Совета директоров учреждений дополнительного образования Пермского края Елена Геннадьевна Семакина; а также главные специалисты органов управления образованием и руководители образовательных организаций Нижегородской области. В качестве слушателей первого дня работы конференции было зарегистрировано свыше 190 специалистов организаций общего и дополнительного образования.

По итогам первого дня работы был представлен проект резолюции конференции, основная идея которого может быть сформулирована как необходимость инновационного развития системы дополнительного образования детей в качестве важнейшей составляющей современного образования, обеспечивающей условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития разносторонних способностей у подрастающего поколения.

Секционные заседания прошли при участии ведущих центров дополнительного образования Нижегородской области и организаций общего образования с успешным опытом реализации дополнительных образовательных услуг. В работе девяти творческих и дискуссионных площадок приняли участие свыше 360 человек. Тематика площадок ориентировала участников к инновационному формату работы в сфере дополнительного образования:

  • Тематический завтрак для руководителей МОО ДО «16 лайфхаков от экспертов независимой оценки качества дополнительного образования»
  • ИННОПАРК «Поколение Z в системе дополнительного образования: невозможное - возможно»
  • ТЕХНОПАРК «Детское техническое творчество: маршруты в будущее»
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАРК «Дворец детского творчества как методический центр в образовательном пространстве города: традиции и инновации»
  • ФОРСАЙТ-ПАРК «Равный старт – равные возможности для развития»
  • АРТ – ИНТЕГРАЦИЯ «Дополнительное образование и общее образование: точки пересечения»
  • SPORT- парк «Как вырастить чемпионов!»
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК «Россия – моя история»

В ходе конференции было акцентировано следующее:

  • система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования и обеспечивает условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития разносторонних способностей у подрастающего поколения;
  • сетевое взаимодействие различных организаций, использование механизмов государственно-частного партнёрства способствуют повышению привлекательности и результативности, качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности, запросами рынка труда, общества, государства, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • необходимо учитывать вызовы времени и потребности региона при формировании социального заказа на услуги дополнительного образования детей;
  • использование профориентационных возможностей дополнительных общеразвивающих программ является важнейшим направлением для их развития в условиях современной социально-экономической ситуации в стране;
  • требуется создание образовательных программ, нацеленных на подготовку обучающихся к жизни в быстро меняющемся мире, способных к профессиональному самоопределениюи профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники.

 

По итогам межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление» рекомендовано:

  • актуализировать деятельность субъектов дополнительного образования в соответствии с запросами семьи и общества в процессе изучения потребностей обучающихся и родителей, в ходе независимой оценки качества образования;
  • усилить работу учреждений дополнительного образования с подростками старшего школьного возраста; с детьми и подростками с инвалидностью и ОВЗ; с детьми, имеющими выдающиеся способности и детьми и подростками, склонными к асоциальному поведению;
  • при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учитывать концептуальные запросы государственной политики, региональную специфику и потребности субъектов образовательного процесса; при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ летнего отдыха учитывать их краткосрочность и запросы субъектов реализации данных программ;
  • сохраняя традиции дополнительного образования в спортивно-техническом, научно-техническом творчестве, эколого-биологической деятельности продолжить усилия по развитию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленности нового поколения;
  • продолжить практику обобщения и распространения передового педагогического и управленческого опыта в сфере дополнительного образования детей и молодежи через создание банков материалов передового педагогического опыта, через представление материалов и опыта работы на Фестивалях, конференциях и иных формах сохранения и демонстрации лучших практик;
  • усилить внимание всех субъектов образовательного процесса в системе дополнительного образования детей к повышению педагогической, методической, организационно-управленческой культуры;
  • мотивировать общественные, производственные и некоммерческие организации, а также общественность к софинасированию деятельности объединений дополнительного образования и развитию сетевых форм организации образовательной деятельности;
  • обеспечить качественное методическое сопровождение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; усилить внимание к современных формам, методам и технологиям педагогической работы;
  • ввести в практику обмена опытом конференции по дополнительному образованию межрегионального формата на регулярной основе с проведением мастер-классов и иных форм с участием детей и подростков;
  • популяризировать опыт реализации задач доступности дополнительного образования в малых городах, сельской местности; актуализировать в деятельности организаций дополнительного образования тематику гражданско-патриотического воспитания;
  • усилить внимание к новым формам обмена опытом и взаимодействия образовательных и иных организаций; при организации образовательной деятельности использовать механизмы государственно-частного партнерства, привлекать высококвалифицированные кадры из других сфер (инновационное производства, наука, искусство, спорт и др.) в организацию дополнительного образования детей;
  • особое внимание уделить независимой оценке качества образования, содействовать развитию методологии оценки качества образования, повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций по проблематике оценки качества;
  • издать сборник материалов конференции; рекомендовать участникам более активно представлять свои материалы для публикации в специализированных изданиях по дополнительному образованию детей и в региональные издания.

 

Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Доступное и качественное дополнительное образование – это главная цель приоритетного проекта РФ. Главное - решение нелегкой задачу осмысления нового содержания дополнительного образования детей в новых социокультурных условиях и происходящих законодательных изменений.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph