VIII региональная научно-практическая конференция «Развивающая речевая среда современной школы: социокультурный аспект»
Региональная научно-практическая конференция «Воспитываем здоровое поколение».
Проект Tempus
Вход для пользователей
Проекты

Концепция проекта

docСкачать документ «Концепция проекта»in_sk1.doc73 Kb

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА»

Слободчиков В.И., доктор психологических наук,

член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

Игнатьева Г.А., доктор педагогических наук,

заведующая кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

Тулупова О.В., кандидат педагогических наук

доцент кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

Доронин Д.Ю., старший преподаватель

кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

1. Необходимость проектирования Нижегородской инновационной школы

С 1997 года экспериментально, а с 2000 года уже рефлексивно и теоретически, кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО совместно с образовательными учреждениями г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области выстраивает антропрактики позиционного самоопределения. В данном случае речь идет о поиске новых средств и нового содержания образовательной деятельности, ориентированной на построение практики развивающего и развивающегося образования.

Конкретным способом построения антропопрактики является новая форма инновационной деятельности в системе образования – сетевой проект «Нижегородская инновационная школа». В образовательных системах сетевые проекты представляют собой: 1) способ реализации шага развития в образовании; 2) особую форму программирования деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита любого типа ресурсов; 3) особый способ перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательного учреждения.

Методологическими основаниями сетевого проекта Нижегородская инновационная школа» выступают:

- во-первых, исследования феномена саморазвития и рефлексивного сознания в русле антропологического подхода и теории развивающего образования В.В.Давыдова, В.И.Слободчикова и др. которые в соответствии с разработанной интеграционной периодизацией развития субъектной реальности позволили ввести новое представление о культурном возрасте человека и нормах развития.

- во-вторых, построение антропрактик основывается на новом представлении о деятельности как антропологической категории, полная нормативная структура которой выстраивается по формуле «ресурс – потенциал – действие – условие – цель», и на признании возможности построения позиции как способа становления человека в качестве подлинного субъекта (хозяина, автора, распорядителя) собственной деятельности.

- в-третьих, создание новой модели повышения квалификации педагога как самообучающейся организации (дидактической модели пространственной соорганизации сообщества педагогов-профессионалов), базируется на концепции проектирования деятельностного содержания профессионального развития педагога, в которой раскрывается комплекс условий и механизмов его становления как субъекта собственной педагогической деятельности в профессиогенезе (Г.А. Игнатьева).

Построение и реализация многообразных антропопрактик в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» может стать существенным вкладом, как в становление новой региональной образовательной политики, так и в развитие антропологической проектно-преобразующей парадигмы в отечественном образовании.

Таким образом, проектирование инновационной школы в Нижегородской области является не просто локальным действием по совершенствованию инфраструктуры образовательной системы региона в соответствии с ведомственно-отраслевым принципом, а выступает своеобразным механизмом социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования в соответствии с принципом позиционного самоопределения субъектов ответственного социокультурного действия.

2. Миссия сетевого проекта

Одним из безусловных вызовов отечественному образованию в настоящее время является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства собственно человеческого в человеке, а не только его отдельных компетенций, способностей или – психических функций.

Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего, – подлинным субъектом культуры и исторического действия, субъектом собственной жизни. Поэтому миссия сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» - осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых впервые становится возможным, и подлинно личностное самоопределение человека, и обретение им своей субъектности, и авторство собственных осмысленных действий.

В этой связи, современный педагог становится профессионалом-антропопрактиком, для которого учебный предмет выступает средством и площадкой развития самобытных индивидуальных способностей учащихся.

Смысл образуемого сетевого взаимодействия науки и практики: ГОУ ДПО НИРО - школы состоит в практическом построении новой педагогики – антропопедагогики.

Построение антропопедагогики как новой педагогики есть проявление позиции образовательной системы региона - лидера, «чувствующего» вызовы современного мира» и «отвечающего» на эти вызовы производством новых технологий (антропотехнологий) работы с человеком в рамках новой педагогики. Реализация обозначенной миссии позволит осуществить следующие принципиальные изменения в региональной системе общего среднего образования и дополнительного профессионального образования:

в общенациональном и региональном аспекте:

  • содействовать становлению духовно-нравственных ценностей, достойного уровня образовательного потенциала.

в социокультурном аспекте:

  • привести школьное образование в соответствие с вызовами времени и задачами развития, как региона, так и общества в целом, ориентировать систему образования на социальные эффекты:
  • равенство доступа к качественному образованию,
  • поддержка детей с особыми потребностями в обучении,
  • смягчение социального отчуждения и повышение социальной мобильности,
  • сохранение и развитие этнокультурной идентичности,
  • увеличение инвестиционной привлекательности учреждений образования в регионе.

в профессиональном педагогическом аспекте:

  • решать задачу профессионального развития современного педагога на основе создания новой педагогики – антропопедагогики,
  • поддерживать педагогические инновации, укреплять профессиональные педагогические объединения и сетевые взаимодействия для расширения возможностей обмена идеями и передовыми практическими методами.

3. Цель сетевого проекта: создание инновационной модели образовательной мета-организации, в рамках которой каждый участник сети (ОУ) занимает определённую профессионально-деятельностную позицию, воплощенную в инновационном профиле школы.

Институциональной основой является создание инновационного комплекса, включающего как отдельные образовательные учреждения, так и образовательные округа.

Интегративная основа объединения – проектная деятельность по формированию содержания и организации образования в универсуме инновационной культуры: образовательная программа, исследовательская, управленческая, проектная программа, программа развития и др.

4. Принципиальное задание на создание сетевого проекта

Сетевой проект «Нижегородская инновационная школа» выступает как эффективное средство формирования и развития человеческого потенциала, прироста и концентрации научного капитала за счет коллективного создания, развития и использования в образовательном процессе интеллектуальных и информационно-образовательных ресурсов.

В проекте предполагается:

  • сетевая соорганизация ресурсов для построения инновационного образования в регионе;
  • проектирование особого «пространства», в котором строятся антропопрактики как средства социокультурного прорыва;
  • разработка инструментария выращивания педагога-профессионала - антропопрактика;
  • создание новых институциональных форм образования, обеспечивающих эффективное сочетание фундаментальных и практико-ориентированных исследований, проектных работ;
  • организация инновационных площадок, - полигонов становления новой образовательной практики (новой системы образования, нового качества образования, новых моделей непрерывного образования педагога).

К основным результатам реализации сетевого образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» в первую очередь следует отнести:

1. Разработка и внедрение модели образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги современного качества в соответствии с принципами реализации приоритетного национального проекта «Образование».

2. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности в региональной системе образования на основе сетевого объединения образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, активно реализующих инновационные образовательные программы.

3. Разработка и внедрение региональной модели содержания образования в соответствии с концепцией «Государственной образовательный стандарт общего образования второго поколения».

4. Определение статуса образовательного учреждения в качестве региональной инновационной площадки как новой формы инновационного развития образовательного комплекса региона.

5. Конкурентные преимущества участников сетевого взаимодействия

Конкурентные преимущества школ-партнёров по сравнению со школами-одиночками в динамично меняющейся, жёстко-конкурентной среде, требующей инновационных преобразований, постоянного поиска концептуального, материального и других ресурсов, состоят в следующем:

  • Обоюдная выгода различных образовательных учреждений, участвующих в сети: образовательные учреждения дополняют свою инновационную деятельность за счёт инновационных моделей, разработанных и апробированных другими школами-участниками сети.
  • Соотнесение различных конкретных стратегий инновационной деятельности и адаптивных типов поведения организации в меняющейся среде.
  • Совместное формирование и издание тематических комплексных изданий по различным аспектам инновационной деятельности – «интеллектуальный товар», значимый для практиков и учёных в других регионах. Вместе с тем, создать серьёзный сборник одной школе сложно.
  • Совместная организация семинаров, консультационных услуг по стратегиям инновационного развития образовательных учреждений в рамках распространения передового педагогического опыта.

Одним из базовых стратегических преимуществ как средства эффективного совместного инновационного развития является общий Интернет-сайт сети – www.«Мета-модель «Нижегородская инновационная школа». Сайт (портал) является электронной оболочкой инструментального образовательного мета-знания (стратегии, технологии, нормы, ресурсы и пр.) Нижегородской инновационной школы. Сайт (портал) разрабатывается на базе школы-коммуникатора.

6. Элементарная единица сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа»

Элементарной единицей сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» является образовательное учреждение, которое:

1) реализует инновационные образовательные программы;

2) имеет опыт исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности педагогов и учащихся;

3) выстраивает на основе антропологической проектно-преобразующей парадигмы собственную концептуальную модель инновационного поведения (инновационный профиль) школы;

4) имеет позитивный статус в окружающем социуме и обладает инвестиционной привлекательностью;

5) ориентируется на передовые подходы и технологии становления и инструментального сопровождения нового типа содержания образования.

7. Структура сети «Нижегородская инновационная школа»

Конкретной формой организации сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений (элементарных единиц сети) является инновационная площадка.

Инновационная площадка – это форма осуществления и диссеминации системных инноваций в региональной системе образования.

Статус инновационной площадки определяется в двух аспектах:

1) содержательный аспект: лаборатория инновационного образования, локальная образовательная сеть по территориальной общности, локальная образовательная сеть по общности предмета или проблемы

2) структурный аспект инновационной площадки предполагает наличие нескольких уровней инновационных площадок:

Первый уровень сети - инновационные площадки, занимающиеся разработкой концептуальных моделей инновационных школ;

Второй уровень сетиинновационные площадки, занимающиеся трансляцией концептуальных моделей и их перепроектированием под специфику конкретного образовательного учреждения.

По сути, инновационные площадки первого и второго уровня образуют локальные образовательные сети по принципу территориальной общности или по общности предмета или проблемы. В этих локальных сетях инновационные площадки второго уровня выполняют функцию координационных или тьюторских центров.

Инновационные площадки третьего уровня представляют собой лаборатории инновационного образования, которые реализуют программы исследования содержания и форм инновационной образовательной деятельности. Общая структура сети представлена на схеме 1.

Схема 1. Структура образовательной сети «Нижегородская инновационная школа»

8. Стратегические направления развития образовательной сети

«Нижегородская инновационная школа»

Проектирование нижегородской инновационной школы – это продолжительный, последовательный, эволюционный процесс, требующий объединения усилий всех сторон, заинтересованных в инновационном развитии, накопления необходимого опыта, знаний и ресурсов для достижения поставленных целей.

Институционально реализация проектных направлений сети будет обеспечиваться за счет научно-методического сопровождения со стороны кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО при участии научных партнеров: лаборатории профессионального развития субъектов образования РАО, НИИ инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования г. Москвы, и общем научном руководстве член-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора В.И. Слободчикова.

Основными стратегическими направлениями региональной образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» являются:

  • Формирование нового направления перспективных научных исследований в области инновационного образования – антропопедагогики.
  • Научно-образовательное консультационное и экспертное сопровождение инновационных разработок в системе общего среднего образования.
  • Разработка новых моделей диссеминации инновационного опыта в форме сетевой кооперации.
  • Создание новых моделей подготовки педагогов-инноваторов, адекватных требованиям инновационного сектора общего образования.
  • Создание нормативной базы инновационной деятельности;
  • Повышение профессионализма и социального статуса работников образования через включение их в разработку и реализацию инновационных образовательных проектов.
  • Консолидация профессиональной деятельности различных образовательных учреждений в единое инновационное пространство «Нижегородская инновационная школа».

Главным ожидаемым результатом сетевого проекта должно стать создание сетевого института инноваций в образовании, который отвечает за создание антропопрактик и координацию работ по их диссеминации в региональном образовательном пространстве.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph