ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования лауреат регионального этапа федеральной акции Надёжный партнёр
Научно-практическая конференция «Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации ФГОС»
Демонстрация учебно-лабораторного оборудования
Вход для пользователей
Научно-методическая деятельность

Научная школа Николиной В.В.

№ п/п

Структурные компоненты, раскрывающие содержание научной школы

Краткая характеристика научной школы

1.

Название научной школы

Современные социокультурные стратегии профессионального развития педагога

2.

Отрасль науки, в рамках которой работает научная школа

Направление 44.06.01 - «Образование и педагогические науки», профиль 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» и профиль 13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования.

3.

Руководитель научной школы

Николина Вера Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики ГБОУ ДПО НИРО, Заслуженный работник высшей школы РФ

4.

Статус научной школы

4.1. Социокультурный смысл научной школы.

Разработка социокультурных стратегий, условий и механизмов профессионального развития педагогов в соответствии с духовно-нравственными и профессиональными ценностными ориентирами динамично изменяющегося постиндустриального мира.

4.2. Базовые концептуальные идеи.

- Идея социокультурной обусловленности образования определяющей направления инновационных изменений в образовании и подготовки педагога.

- Идея непрерывного развития и саморазвития внутреннего потенциала педагога и его компетенций.

- Идея компетенстностно ориентированной организации подготовки педагогов.

- Идея педагогической аксиосферы как области ценностного отношения педагога к себе, обучающимся, к миру и воплощения в ней гуманитарно-антропологической парадигмы.

- Идея ценностного самоопределения педагога в профессии.

- Идея гражданской идентичности педагога.

4.3. Ведущие направления научных исследований:

- Изменения современного образования под влиянием социокультурных факторов.

- Инновационные модели и стратегии профессиональной подготовки педагога.

- Непрерывное профессиональное педагогическое образование педагога.

- Ценностное самоопределение педагога.

- Современные компетентностно ориентированные образовательные технологии.

- Духовно-нравственное развитие педагога.

- Социальноориентированная дидактика в контексте непрерывного образования взрослых.

5.

Ведущие научные

труды школы

Всего руководителем опубликовано – свыше 200 научных работ, из них:

1. Николина, В.В. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно – экологической среды региона. Учебное пособие. /под редакцией Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: ООО «Исток», 2013, 148 с.

2. Николина, В.В. Компетентностно – ориентированное обучение в педагогическом вузе. Монография. / под редакцией В.В. Николиной, Н. Новгород.: НГПУ им. К. Минина, 2014, 354 с.

3. Николина, В.В. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников. Монография. / под ред. О. С. Гладышевой. – Н. Новгород: НИРО, 2014, 169 с.

4. Николина, В.В. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. Учебное пособие для учителей. / В.В. Николина, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2012, 176 с.

5. Николина, В.В. Педагогическое проектирование компетентностной модели высшего профессионально – экологического образования. / В.В. Николина, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых // «Стандарты и мониторинг в образовании».- 2011. № 7. с. 46-52

6. Николина, В.В. Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. / А.А. Федоров, Л.Е. Шапошников, В.В. Николина // «Аккредитация в образовании», 2012. - № 6., с. 51-53

7. Николина, В.В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компетентностной модели подготовки учителя географии. // «География в школе», 2012. № 4. с. 45-56

8. Николина, В.В. Модели реформирования педагогического образования в странах Европы, Америки и Азии. / А. А. Федоров, Е. Ю. Илалтдинова, В.В. Николина // «Нижегородское образование». – 2013. - № 2. с. 39-44.

9. Николина, В.В. Философско – антропологические основания выбора стратегий и конструирование образовательных деятельностей. / В. А. Глуздов, В.В. Николина // «Приволжский научный журнал», 2013. - № 4, с. 248-251.

10. Николина, В.В. Формирование экологических ценностей у будущих инженеров – строителей на основе методов эмоционально – ценностного стимулирования / О. Н. Корнева// «Приволжский научный журнал», 2013. - № 1 (25). – с. 146-149

11. Николина, В.В. Географическое образование школьников в изменяющемся мире. // «География в школе». – 2014, № 9. – с. 34-39

12. Николина, В.В. Культурологический подход в контексте инновационных процессов в образовании. /Е. Л. Родионова // «Нижегородское образование». – 2014. - № 2. - с. 104 - 111.

13. Николина, В.В. Построение гуманитарных антропопрактик инновационного образования в сельской школе. / Г.А. Игнатьева // «Инициативы XXI». - 2015.-1-2.с.54-57.

6.

Сотрудничество с ведущими научными организациями, другими ведущими образовательными учреждениями, международными академиями и международными образовательными учреждениями.

Сотрудничество с образовательными учреждениями, научными учреждениями и академиями:

Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию (Научно-методический совет по географии) Москва МПГУ;

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (С. – Петербург);

Кафедра методики обучения географии МПГУ;

Российская академия образования (г. Москва д. пед наук проф. Акад. РАО М.В. Рыжаков);

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

7.

Распространение идей научной школы через участие в конференциях, семинарах, УМО по ППО, региональном инновационном образовательном проекте «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы».

1. В работе научно-методического совета по географии учебно-методического объединения по педагогическому образованию Москва МПГУ.

2.В работе. Учебно-методического объединения по педагогическому образованию С. – Петербург РГПУ им. А.И. Герцена.

3. Организация научно-исследовательской деятельности, прове.денияе научно-методического семинара для учителей географии

8.

Информация о подготовке и защите диссертационных исследований в рамках основных направлений научной школы.

Подготовлено и защищено 25 кандидатских диссертационных исследований, среди них:

1. Прохорова О.Н. Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей технологии (2010 г.)

2. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни (2010 г.)

3. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков – лидеров в условиях учреждений дополнительного образования детей (2011 г.)

4. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественно научных дисциплин (2010 г.)

5. Корнева О.Н. Формирование экологических ценностей у будущих инженеров-строителей (2013 г.)

6. Трубина И.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся старших профильных медицинских классов (2013 г.)

7. Фролова С.В. Формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (2015 г.)

9.

Создание научной среды

(участие в грантах, работа Научного семинара и др.)

Тема НИР в рамках гос. задания:

6.43.44. 2013. Исследование компетентностно-ориентированной технологии профессиональной подготовки педагога (2013 г.)

Гранты:

Грант Российского Государственного научного фонда № 12-06-0004-80а «Теоретические и методические основы духовно-нравственного воспитания школьников во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности» (2012 г.)

Грант Российского Государственного научного фонда № 09-06-002-74а «Изменения качества образовательной среды средней общеобразовательной школы в результате формирования индивидуальных образовательных маршрутов (2009 г.)

Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе». серия «Академический школьный учебник» (2007 г.)

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph