Федеральные государственные образовательные
стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного
освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных
предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная
программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех
без исключения школ.
Учитель, работающий по новым стандартам,
должен прежде всего сам обладать проектной и исследовательской культурой, а
также общей эрудицией. Новое в образовательной деятельности, зафиксированное в
Фундаментальном ядре содержания общего образования, требует от учителя
владения теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени
способствуют формированию ключевых проектных и исследовательских компетенций у
учеников: исследовательское обучение, проектное обучение, методы организации
самостоятельной работы и т.п.
Данные требования ФГОС определяют необходимость специальной
программы подготовки педагогов к организации проектной и исследовательской
деятельности школьников.
Технология
разработки программ подготовки учителей к решению задач ФГОС ООО, принятая в
ГБОУ ДПО НИРО, включает обязательную диагностику затруднений педагогов в
организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Диагностика педагогических затруднений
осуществляется на основе сравнения имеющейся компетентности педагога с идеальной
моделью (образцом, стандартом). Содержание требований к учителю в данной модели
соответствует параметрам модели ключевых проектных и исследовательских
компетенций ученика, основанных на требованиях к результатам образования,
заявленных в ФГОС ООО. Выявленные по результатам диагностики затруднения становятся
базой для формулировки целей и формирования содержания программ повышения
квалификации педагогов.
Специалистами
лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения
ГБОУ ДПО НИРО (заведующая лабораторией О.В. Плетенева, к.соц.н.) разработаны модули программы подготовки
учителей к организации проектной деятельности учеников:
–
ценностно-ориентировочный – направлен на формирование в рамках установочных
лекций ценностного отношения к проектному и исследовательскому обучению, к
применению навыков проектной деятельности в повседневной жизни.
– содержательный – связан с формированием
системы научных знаний по данной проблематике.
– проектировочный – направлен на освоение
способов и навыков применения проектной деятельности в решении конкретных
образовательных проблем.
Формы занятий по данной программе - интерактивная
лекция, полилоговая форма работы
проектных команд с целью применения на практике полученной теоретической
информации и презентация результатов проектной деятельности, индивидуальные
консультации, - в наибольшей степени удовлетворяют андрагогическим принципам
Итогом как внешней подготовки, осуществляемой на
различных уровнях системы непрерывного образования, так и внутренней работы
личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через индивидуальность
личности, перерабатывается и осваивается ею, является умение учителя в
конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему,
связанную с организацией проектной и исследовательской деятельности обучающихся.