1
8
9
Актуальная тема

Как воспитывать гармоничную личность – проблемы и возможности.

Цель Национального проекта "Образование", реализуемого в России с 2019 года, - "воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций". Для достижения этой цели необходимо найти ответы на ряд значимых вопросов, и прежде всего - кто и как может воспитать людей творческих, конструктивно и самобытно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач, умеющих адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия социума. По словам министра просвещения РФ, воспитание не менее важно, чем простое освоение школьной программы по предметам: «Сначала — воспитание, а потом — образование... Лучшие практики воспитания должны быть обнародованы». С целью обобщения, распространения и популяризации педагогического опыта, который может показать новые формы, техники организации воспитательной работы кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО проводит межрегиональную интернет-панораму "Культурный марафон".

Кто ответственен за воспитание детей? В процессе воспитания ответственность за процесс и результат распределяется между всеми, кто оказывает воздействие на ребенка: родители (семья), образовательная организация (педагогические работники), дополнительное образование, общество, улица, средства массовой информации, интернет и т.д. Каждый должен участвовать в процессе воспитания ребенка. А.С. Макаренко утверждал: "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги".

Как правило, в работе образовательных организаций есть программы и планы воспитательной работы, в которых представлено большое количество дел.

В настоящее время в работе образовательных организаций необходимо делать акцент не на количество дел, в которые вовлекаем детей, а на отношение к ним самих участников - детей.

Главным носителем ценностей в образовательной организации является педагог, в воспитании - классный руководитель.

С целью обобщения и распространения интересного педагогического опыта состоится первая региональная "Творческая мастерская классного руководителя". В рамках работы творческой мастерской будут представлены презентации опыта классных руководителей из образовательных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области, мастер-классы, выставки. Творческая мастерская классного руководителя пройдет 30 октября 2019 года на базе МАОУ "Школа №49" г.о.г.Н.Новгорода.

В Нижегородской области реализуется региональный проект "Успех каждого ребенка". Цель регионального проекта: повышение уровня вариативности, качества и доступности дополнительного образования детей, их профессионального самоопределения за счет разработки и внедрения новых дополнительных общеобразовательных программ.

С целью организации системы работы по выявлению, развитию и поддержке творчески одаренных детей, поиска научно обоснованных методов выявления и сопровождения одаренных детей, определения межведомственной и внутриотраслевой интеграции и координации усилий в работе с одаренными детьми проводится конкурс методических материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми "Каждый ребенок успешен".

К участию в конкурсе приглашаются специалисты системы общего, профессионального и дополнительного образования детей и молодежи Нижегородской области (педагоги-психологи, социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, методисты; учителя-предметники, классные руководители; воспитатели групп продленного дня, воспитатели общежитий, воспитатели кадетских школ и др.)

Для участия в конкурсе необходимо отправить организаторам методические материалы по работе с одаренными детьми (как индивидуальные, так и коллектива авторов). По итогам конкурса победители награждаются дипломами, участники – сертификатами.

В чем особенности гармонично развитой личности?

Гармоничное и разностороннее развитие личности - это процесс формирования различных интересов и способностей, которые соответствуют различным сферам жизнедеятельности человека, с выделением наиболее значимых личностных сфер жизнедеятельности.

При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких-либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть, соответственно, как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Социальный заказ общества определяет необходимость воспитания людей творческих, конструктивно и самобытно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач, умеющих адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия социума.

Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.

Одной из характеристик гармонии является культура. Культура - это "оболочка", в которой происходит воспитание личности ребенка. От того, насколько представлены элементы культуры, зависит воспитанность ребенка.

Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Понятие культуры можно представить сочетанием трех составляющих: жизненные ценности, нормы поведения, артефакты (материальные произведения).

С целью обобщения, распространения и популяризации педагогического опыта по формированию культуры поведения участников образовательного процесса, кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования проводится межрегиональная интернет-панорама "Культурный марафон". К участию в интернет-панораме приглашаются обучающиеся и педагогические работники образовательных организаций.

Интернет-панорама проводится в двух возрастных группах: «Обучающиеся 7 – 20 лет» и «Педагогические работники» (учителя-предметники, классные руководители, старшие вожатые, социальные педагоги, кураторы групп, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, библиотекари и т.д.). Работы обучающихся могут быть представлены следующими материалами:

  • плакат «Культура+правила» (выполняется в любой технике);
  • литературное творчество (сказки, стихотворения, эссе и др.) на тему Интернет-панорамы;
  • видеоролик;
  • презентация на тему Интернет-панорамы;
  • учебно-исследовательская работа; фотовыставка.

Материалы педагогических работников могут быть представлены как: программа; сценарий праздника (мероприятия); конспект урока (занятия); методические рекомендации; презентация; видеоролик; фотовыставка; проект; научно-исследовательская работа.

Все участники Интернет-панорамы поощряются сертификатами участника.

2019 год - Год театра. Многим знакомы названия знаменитых театров мира, России, Нижегородской области. Театр - это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других - и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия.

Во многих образовательных организациях Нижегородской области работают яркие, творческие, интересные детские и молодежные театры. Однако не обо всех театрах мы информированы, знаем, где они есть, в чем их специфика деятельности, как можно их посетить.

С целью знакомства с театральными коллективами образовательных организаций, создания площадки эффективного взаимодействия профессионалов, экспертов, активистов в сфере эстетического воспитания населения пройдет региональный интернет-форум "Визитная карточка театров образовательных организаций Нижегородской области". Интернет-форум призван содействовать всестороннему развитию и пропаганде театрального искусства. В рамках проведения форума предполагается общение в форумах, презентация театральных коллективов образовательных организаций. К участию в Интернет-форуме приглашаются педагоги, руководители образовательных организаций и их заместители, школьные библиотекари, методисты, специалисты сферы воспитания, родители, учащиеся, воспитанники образовательных организаций. Все участники интернет-форума будут отмечены сертификатами участников.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph