Инновационная деятельность является одним из ключевых направлений развития современной образовательной организации, важнейшим фактором совершенствования компетентностной сферы руководителей и педагогов, обогащения содержания и технологий организации образовательного процесса.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инновационная деятельность нацелена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Вместе с тем, инновационная деятельность, на наш взгляд, может быть описана и проанализирована через ряд важных характеристик, отличающих ее в том числе от реализуемой на федеральном уровне и регламентируемой соответствующей нормативно-правовой базой экспериментальной работы. Именно эти внутренне присущие инновационной деятельности черты должны быть положены в основу разработки системы критериев и показателей ее эффективности.
Во-первых, инновационная деятельность рассчитана на системные изменения, а следовательно, те преобразования, которые произведены в рамках инновационной деятельности, касаются не отдельных технологий, целевых групп, содержательных блоков, а их комплекса.
Во-вторых, инновация – это всегда внедренное в образовательный процесс новшество. В отличие, к примеру, от экспериментальной деятельности, которая нацелена на апробацию той или иной разработки, проверки гипотезы в конкретных образовательных условиях.
Наконец, в-третьих, в отличие от экспериментальной деятельности, инновационная деятельность не мыслима без участия различных групп, различных сегментов образовательного пространства в ее реализации. Иными словами, инновационная деятельность предполагает определенную инфраструктуру.
Одним из механизмов анализа эффективности инновационной деятельности является изучение и оценка запроса ее непосредственных участников – тех, кто организует и осуществляет данную работу на инновационных площадках. В презентации представлены результаты анкетирования участников инновационной деятельности, предпринятого в июне – августе текущего года. В анкетировании приняли участие 124 респондента из 79 образовательных организаций 20 муниципальных районов Нижегородской области.
Инновационную деятельность на федеральном, региональном и институциональном уровнях регламентирует ряд нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 г. № 611);
- Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками (утв. Приказом МОНО от 12.11.2013 № 2473);
- Порядок организации инновационной деятельности в ГБОУ ДПО НИРО (утв. (в новой редакции) Приказом НИРО от 24.02.2015 № 53).
Организации, реализующие инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.
Оценка эффективности инновационной деятельности как любого рода деятельности может быть осуществлена исходя из соотношения категорий «результат / ресурс». При определении результативности инновационной деятельности в расчет могут быть приняты как количественные (количество инновационных тем, инновационных площадок, сравнительные показатели количества инновационных тем и площадок с организациями дополнительного профессионального образования Приволжского федерального округа ПФО), так и качественные (соответствие инновационных тем ключевым содержательным направлениям образовательной политики; показатели соответствия инновационных тем направлениям инновационной деятельности в Российской Федерации и Приволжского Федерального округа) показатели.