4
8
9
Актуальная тема

Стратегии развития начального образования

Образовательная стратегия - концепция, являющаяся основой образовательной политики. Стратегия развития образования формируется исходя из доминирующих в обществе социальных и культурных ценностей, представлений о целях социально-экономического, научно-технологического, культурного развития и понимания роли образования в их достижении.

Сегодня смыслом образовательной стратегии становится не построение последовательности действий педагога, а создание мощной, духовно насыщенной и разнообразной образовательной среды, а также формирование стиля педагогического взаимодействия. В свойствах этой среды и в стиле взаимодействия воплощаются ценности педагогов, их представления о нормах и идеалах образовательной деятельности.

Перспективы развития стратегии начального образования специалисты кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО видят в диверсификации, индивидуализации и дифференциации образования, в инклюзивном образовании и дуальном обучении.

В основе стратегии образования должны лежать некоторые рекомендации, ориентиры, принципы, направляющие педагогическую деятельность. Это могут быть методологические принципы, принципы развития, воспитания и обучения. Говоря о стратегии образования, будем вкладывать в это понятие следующие смыслы:

  • Достаточно однозначное, понятное и реалистически ориентированное определение целей
  • Указание на наличие ресурсов, необходимых для достижения этих целей
  • Точное указание на нехватку тех ресурсов, которые необходимо создать в дополнение к уже существующим
  • Указание на наличие кадрового потенциала, способного использовать существующие и вновь создаваемые ресурсы для достижения стратегических целей
  • Наличие организационных структур, адекватных данной стратегии.

Основными критериями образовательного процесса сегодня становятся эффективность, экономичность, оперативность и практикосообразность образовательного процесса.

Наиболее значимые в современном образовании стратегии: глобализация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация образовательного пространства.

Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования. Вследствие развития интегративных механизмов в современном информационном обществе, образовательное пространство расширяется до пределов социального пространства. Под образованием понимаются все процессы, которые способствуют развитию личности.

Информатизация образования понимается как процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование и строится на принципах открытого информационного пространства. Информатизация образовательного процесса приводит к изменению внешнего облика образования, развитию новых образовательных технологий, опосредованных педагогических коммуникаций, позволяет адаптировать систему образования к непрерывно меняющимся реалиям информационного общества.

Гуманитаризация и гуманизация современного образования призвана решить две основные задачи: собственно образовательные как образование субъекта и социальные, т.е. образование как социальный институт призвано обеспечить современное общество квалифицированными специалистами. Цели образования остаются неизменными, однако технологии изменяются. В современном образовании преподавание дисциплин в области информатизации должно проводиться как непрерывная многоцелевая программа с учетом как индивидуальных, так и социальных требований. Все этапы образовательного механизма должны функционировать как единый механизм образования субъекта.

Ключевым, центральным условием любых инновационных процессов в образовании является компетентность педагога, его способность к личностному принятию позитивных изменений в профессиональной деятельности, к переходу от задачи «наполнения ученика определенной суммой знаний» к созданию условий для саморазвития учащегося, формирования у него умения учиться. Основными компетентностями педагога на современном этапе кафедра начального образования ГБОУ ДПО НИРО считает следующие: аксиологическая, квалитологическая; коммуникативная и информационная. В целях эффективного развития таких компетенций специалисты кафедры разработали следующие виды сопровождения: информационное, научно-методическое, дидактическое, организационное, проектировочно-исследовательское, диагностическое и консультационное. Формами осуществления данных направлений в процессе реализации ФГОС НОО стали следующие: многоуровневая вариативная система повышения квалификации педагогов начальной школы, опытно-экспериментальная (инновационная) деятельность, научно-практические конференции, консультации, проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, изменения в содержании аттестационных материалов и др.

Важнейшей формой сопровождения в условиях реализации ФГОС является соответствующий новым задачам подход к повышению квалификации специалистов начального образования, а именно — диверсификационная модель постдипломного образования педагогов, что предполагает персонификацию и вариативность повышения квалификации, а также введение каскадной модели, которая реализуется не только с помощью преподавателей кафедры, но и специально подготовленных тьюторов, предполагает объединение их деятельности, сочетание различных форм обучения, в том числе очной и дистанционной.

Четырехлетний опыт использования этой модели повышения квалификации показал, что вариативность, многоуровневость, персонифицированность подготовки позволяют создавать условия для позитивного саморазвития педагогов, для переноса акцента с процесса приобретения информации к освоению способов ее получения, на анализ и планирование собственных действий и стратегий в процессе реализации системно-деятельностного подхода к образованию детей.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph