Приоритетное направление деятельности Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации - повышения общей культуры речи населения, в том числе молодежи. В течение года при поддержке Минобрнауки РФ проходит 30-40 мероприятий, программа которых обязательным пунктом включает тему продвижения и развития русского языка. Среди них – запуск в пилотном режиме программы «Институт Пушкина» и открытие нового образовательного ресурса «Русская школа без границ» при МГУ. Особое внимание члены Совета уделяют вопросам обучения русскому языку в школе. В настоящее время актуальной является задача проработки трехуровневого плана преподавания русского языка в средней школе: базового, необходимого для поступления в вуз, профильного. «Культура русского языка – это не только правописание, но и богатство словарного запаса, – считают члены Совета. – Важно знать, каким словарным запасом обладают дети в результате изучения школьной программы». В этом учебном году уровень владения языком, свое понимание русской литературы выпускники будут показывать при написании сочинения на заданную тему, которое является обязательным для допуска к ЕГЭ. Возвращение в школу сочинения – знак учителям, которые работают не только и не столько в выпускных классах, сколько в среднем звене. Навык письменного выражения мысли должен формироваться у ребенка с самого детства. Эту задачу можно решать при условии наличия в школе развивающей речевой среды. Социокультурный аспект этой темы обсудят на конференции, которую проводит кафедра словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО 14 ноября.
На повестке дня следующие вопросы:
- Культурная среда как фактор влияния на речь современного человека
- Современные СМИ и речевое развитие учащихся
- Культура речи учителя и учащихся
- Методическая работа со словарями разного типа
- Развитие устной и письменной речи учащихся 5-11 классов.
«Основная наша цель состоит в том, чтобы люди прочитали классику, входящую в курс литературы, – подчеркивают члены Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах В. Толстой и С. Волков, – без этого мы получаем косноязычных, не умеющих выражать свои мысли детей. Нужно читать и обсуждать прочитанное, учить излагать услышанное уже в начальных классах, затем продолжать это в средней и старшей школе, усложняя задания». В школе развивающая речевая среда включает всех субъектов образовательного процесса, выступает основой формирования компетентной личности. Развивающая речевая среда – необходимое условие полноценного формирования мышления учащихся и становления их личности. Язык и речь являются не только способом хранения информации, но инструментом мышления человека. Поэтому одной из важнейших целей формирования развивающей речевой среды становится расширение доступного учащимся понятийного аппарата, а значит, формирование «образа мира, в слове явленного». Процесс создания развивающей речевой среды можно рассматривать как социально-педагогический, направленный на качественное изменение роли и места хорошей речи в образовательном процессе, повышение уровня её значимости. Ближайшими результатами работы в рамках такой инновационной деятельности должны стать стабильные позитивные изменения в состоянии речи субъектов образовательного процесса, повышение уровня общешкольной культуры, разработка новых образовательных технологий; формирование у учащихся и педагогов интереса и потребности в совершенствовании речевых умений (слушании, говорении, чтении, письме, в понимании обращённой речи, в умении через речь предъявлять себя, свою картину мира).