Особое внимание к личности педагога дошкольного образования продиктовано спецификой всего дошкольного детства на каждом его возрастном этапе. Как показывают результаты независимой оценки качества (НОК) дошкольного образования, в которой принимают участие сотрудники кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО, родители уверены в преимуществах, которые дает их детям дошкольное образование. При этом большинство семей при выборе детского сада ориентируются не только на его статус, материальную базу, реализуемые программы, но и на конкретного педагога, который будет создавать условия для развития малышей. Потому и предъявляются к современному педагогу дошкольного образования особые требования, закрепленные в законодательных актах, где помимо общей профессиональной компетентности от него требуется наличие высокой культуры и духовно-нравственной составляющей.
Педагог является ключевой фигурой, флагманом, от которого зависит насколько успешно пройдет формирование ребенка как личности, как активного субъекта, как гражданина своей страны.
Какой он - современный воспитатель ДОО, какими личностными и профессиональными качествами должен он обладать, для того чтобы создать каждому обучающемуся необходимые условия для получения дошкольного образования?
Решению задачи укрепления престижа профессии педагога и повышения качества педагогического образования во многом будет способствовать внедрение профессионального стандарта педагога, который диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.
Данный стандарт вступил в силу в 2017 году, и сегодня кафедра теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» соотносит всю свою образовательную, научную и научно-методическую деятельность по развитию профессиональной компетентности педагога ДОО с положениями данного документа.
В процессе внедрения профстандарта педагога кафедрой апробируются:
- персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
- новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта.
Преподавателями кафедры проведено исследование профессиональных дефицитов педагогов ДОО. Исследование проводилось в двух направлениях:
I. Анализ практики реализации ФГОС ДО педагогами ДОО:
- НОК дошкольного образования
- аттестация педагогических работников ДОО
- конкурсный отбор ДОО Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы
- обобщение педагогического опыта
- анализ деятельности инновационных площадок ГБОУ ДПО НИРО
- анализ деятельности стажерских площадок ГБОУ ДПО НИРО
II. Оценка профессиональной компетентности педагогов ДОО:
- апробация компетентностной модели педагога
- диагностические процедуры и самооценка педагогов в процессе разных форм повышения квалификации
Кафедрой был выявлен ряд проблем, не позволяющих педагогам успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в русле современных требований к дошкольному образованию. Значительная часть воспитателей ДОО не склонны к обновлению содержания дошкольного образования, не понимают роли ребенка как субъекта образовательного процесса, испытывают затруднения в освоении технологии проектирования развивающей предметно-пространственной среды в контексте требований ФГОС ДО. Педагоги с большим стажем работы реализуют авторитарную педагогику в ущерб психолого-педагогическим требованиям ФГОС ДО, направленным на личностное развитие детей, не владеют средствами и способами индивидуализации образовательной деятельности, современными педагогическими технологиями и методиками. Вызывает тревогу и то, что педагоги не осознают своих проблем и не видят точек профессионального роста.
Сегодня, с учетом результатов исследования кафедрой профессиональных дефицитов воспитателей ДОО Нижегородской области, нами разработаны новые программы дополнительного профессионального образования с применением современных активных и интерактивных форм взаимодействия со слушателями. Преподаватели кафедры используют в процессе обучения такие формы как тренинги, педагогические этюды, эвристические диалоги, решение учебных кейсов, разработка и защита проектов, методики «Аквариум», «Шесть шляп», «Погружение» и пр. Насыщенный контент очно-дистанционных курсов, курсов профессиональной переподготовки «Дошкольное образование» позволяет повысить эффективность реализации дополнительных профессиональных программ.
Учет профессиональных интересов, опыта педагогической деятельности, уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в процессе дополнительного профессионального образования требует индивидуально-дифференцированного подхода к реализации дополнительных профессиональных программ, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. С этой целью разрабатывается и внедряется новая система повышения квалификации педагогических работников. Разработан и апробирован в практике образовательной деятельности кафедры индивидуальный образовательный маршрут «Практика реализации ФГОС ДО» (от72 до 96 часов по выбору слушателя).
Отправной точкой всех маршрутов служит проблемно-тематический семинар, который обозначает основные направления развития дошкольного образования, изменения нормативной базы профессионально-педагогической деятельности, расставляет акценты в обновлении образовательного процесса, средств и методов дошкольного образования, условий реализации программ дошкольного образования.
Совместный с педагогами анализ проблем реализации ФГОС ДО, позволяет воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций осознать как свои профессиональные достижения, так и дефициты в педагогической и методической деятельности. Взаимодействие преподавателей со слушателями курса помогает педагогическим работникам осуществить грамотный и осознанный выбор индивидуального маршрута – проблемно-тематических семинаров, вебинаров и программ индивидуальной и групповой стажировки.
Особое место в системе развития профессиональной компетентности педагогов занимают индивидуальные стажировки.
Стажировка как интерактивная форма основывается на взаимодействии субъектов. Причем акцент переносится с отработки способов действий на активное взаимодействие авторов практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются новые знания. Стажер не только знакомится активно с представленным инновационным опытом, но и самостоятельно осуществляет образовательную деятельность с детьми на практике под наблюдением носителя и транслятора этого нового опыта – воспитателя-тьютора.
Кафедрой разработаны и успешно реализуются такие программы индивидуальных стажировок как «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО», «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Разработка и реализация образовательных проектов в ДОО» и др., объемом 36 часов. Непосредственное включение в образовательную деятельность детского сада – стажерской площадки ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», участие во всех педагогических и методических мероприятиях, проводимых в ДОО, возможность поработать в команде профессионалов способствует формированию активной профессиональной и личностной позиции воспитателей-стажеров, создает основу для саморазвития и самосовершенствования.
Активное обсуждение проблем профессионального роста и развития педагогов системы дошкольного образования, потребности в самообразовании и саморазвитии в процессе инновационной педагогической деятельности, создания управленческих, методических и психолого-педагогических условий процесса формирования профессионализма педагога в развивающемся регионально-муниципальном образовательном пространстве – вопросы, которые будут обсуждаться в ходе межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием «Я - воспитатель».
Конференция проводится в со-учредительстве со II Межрегиональной интернет-конференцией «Образование, Инновации и технологии», проводимой государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования».
Участники будут иметь возможность познакомиться с современными моделями профессиональной компетентности педагога, новым содержанием, формами и методами дополнительного профессионального образования, опытом деятельности администрации и методических служб ДОО по созданию условий профессионального и личностного развития педагога.