Одной из особенностей образовательных стандартов второго поколения является их экологическая направленность. Впервые в качестве одного из важнейших результатов образования определяется такая составляющая как экологическая культура, среди личностных результатов освоения образовательной программы заявлено формирование основ экологического мышления. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание. Это нашло свое отражение в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. В области экологического воспитания программа направлена на формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся.
Ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа.
На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики. Это стало необходимым в связи с достижением ряда предметных результатов, заявленных в образовательном стандарте:
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ
- сформированность умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности
- сформированность собственной позиции по отношению к глобальным экологическим проблемам и путям их решения,
- сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований
В качестве регионального компонента в учебные планы школ Нижегородского региона включены учебные предметы «Биологическое краеведение» и «Географическое краеведение». Кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО реализует программы постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации педагогических работников.
Творческо-деятельностный и поведенческий компоненты экологической культуры, которые включают в себя опыт созидательной, проективной, эколого-оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой в основном реализуются во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители должны самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать эколого-развивающую среду и условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.
В этом направлении ведется продуктивная работа по созданию и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования образовательных организаций региона за последнее время разработаны: программа экологического объединения «Синяя птица» (Родионова Л.А.), программа эколого-биологической направленности «На лесной тропе» (Соколова Д.В., Соколова О.С.), «Юный эколог». Все они получили экспертные заключения НМЭС ГБОУ ДПО НИРО и реализуются в образовательном пространстве региона.
Важную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют различные организации, которые оказывают содействие образовательным организациям и центрам дополнительного образования в проведении экологических акций и мероприятий.
Это Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», Экологический центр «Дронт» и др.
Конкурсы педагогического мастерства - одна из форм экологического образования. Примером такого конкурса является областной конкурс учительских работ «Экология для будущего». Целью проводимого мероприятия является обобщение и распространение опыта работы педагогов в области экологического образования и просвещения на территории Нижегородского региона. Круг учителей-предметников, участвующих каждый год в экологическом конкурсе, заметно расширяется. Это не только учителя, ведущие предметы естественнонаучного цикла, но и преподаватели ОБЖ, физической культуры, гуманитарных дисциплин, начальной школы. На конкурс представлены совместные работы учителей-предметников разных образовательных областей. Пример совместного творчества учителей - экологический проект «Перспективы устойчивого развития природы и общества» (учитель биологии Себельдина Н.Н. и учитель литературы Воротникова О.Г., МОУ СОШ №7 г/о г. Нижний Новгород).
Одной их современных форм экологического образования, в которой реализуются все направления формирования экологической культуры, является областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников. Этот опыт имеет уже шестилетнюю историю. С каждым годом расширяется возрастной диапазон участников и увеличивается их количество. За последние два года число участников достигло более тысячи человек. Организаторами олимпиады выступили кафедра естественнонаучного образования «Нижегородского института развития образования» и группа учителей биологии в рамках работы инновационной площадки «Достижение метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС».
В этой форме экологического образования школьников органично сочетаются инновационные модели организации олимпиадного движения в виде дистанционного обучения и традиционная модель проведения предметной олимпиады. Олимпиады такого уровня имеют большую педагогическую, методическую и содержательную ценность как для участников, так и для организаторов.
Для реализации дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования нужны квалифицированные педагогические кадры, обладающие экологической компетентностью. Необходимость включения экологического материала в общий цикл лекций курсов повышения квалификации педагогических кадров различного уровня обусловлена актуальностью формирования у педагогов, а через них и у учащихся, всех компонентов экологической культуры.
В рамках квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно присутствует экологический блок, в котором представлена общая система минимальных экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естественные науки». Для этих учителей экологические знания широко представлены и наиболее значимы для насыщения краеведческой и экологической информацией не только основных предметных курсов, но и курсов по выбору и спецкурсов в рамках профильного обучения.
Особое место в этой системе занимают метапредметные модули. Примером такого модуля является дистанционный курс «Современные тенденции развития школьного экологического образования», адресованный учителям-предметникам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, занимающимся экспериментальной работой в области экологического образования, педагогам дополнительного образования.
Все эти мероприятия являются частью постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации работников образовательных учреждений. Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области.
Экологическое образование школьников должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Требования, прописанные в ФГОС по данным вопросам, позволят обеспечить реализацию и выполнение этих положений в образовательном процессе.