Менеджмент в образовании (в условиях реализации ФГОС)
научно-практическая конференция «Регуляция физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций»
Преподавание технологии и организация профориентационной работы со школьниками (в условиях введения ФГОС)
Вход для пользователей
Актуальная тема

Воспитание не может быть без человека: прописная истина или уравнение с множеством неизвестных?

Воспитание не может быть без человека. Оно не может быть без ребенка. Не состоится воспитание и без взрослых: родителей и педагогов. В деле воспитания нужна наука и практика, которые воплощаются благодаря человеку. Для повышения качества воспитания необходима поддержка общества, государства. Это общеизвестные истины. И в то же время современное воспитание - это уравнение с множеством неизвестных. Указом Президента в Российской Федерации объявлено «Десятилетие детства». В настоящее время разработан проект плана мероприятий по реализации Указа. Фестиваль образовательных практик, учрежденный кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, призван выявить эффективный педагогический опыт образовательных организаций Нижегородского региона в деле воспитания и социализации детей и молодежи.

Цель Фестиваля - объединить усилия всех субъектов образовательной системы – педагогов, руководителей, родителей и обучающихся – в области воспитания детей и подростков. Номинации Фестиваля ориентируют на решение следующих вопросов:

1. О поддержке общества и государства. 29 мая 2017 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». В настоящее время разработан проект плана мероприятий по реализации Указа. Среди мероприятий, направленных на повышение доступности качественного образования детей, весомое место занимает воспитание подрастающего поколения и расширение перечня бесплатных дополнительных общеобразовательных программ; особое внимание уделяется культурному и физическому развитию детей. Для реализации государственной политики необходимо совместное усилие всего общества. Вопросы в связи с этим. Как консолидировать усилия общества и каждого человека в деле воспитания? Как в муниципальных территориях стремятся к ценностно-ориентационному единству в воспитании человека? В какой степени осмыслена практика воспитания в каждой конкретной школе, организации дополнительного или профессионального образования; каждым конкретным учителем, преподавателем, педагогом дополнительного образования?

2. О науке и практике в деле воспитания. В нашем обществе накопилось немало проблем, связанных с упадком качества воспитания, излишним упованием только на социализацию. Изменились сами дети. Новое поколение качественно отличается от детей прошлого века. Дети и подростки все больше ориентированы на маркетинг, потребление услуг; оторваны от культурных традиций; нередко подвержены нервно-психическим заболеваниям, асоциальным проявлениям; возрастает нежелание взрослеть. И в то же время мы видим и иных детей и подростков, проявляющих выдающиеся способности, богатых на таланты и дарования. В современной психолого-педагогической науке и педагогической практике недостаточно осмыслено, какова среда современных детей и подростков, в каком мире, пространстве и времени они пребывают, какие требования к нам взрослым предъявляет ситуация их развития. Как возможно это осмысление? Возможно ли оно вообще? Какие знания в области психологии, педагогики и иных наук о человеке и обществе удалось получить в процессе воспитания «на местах»? Какие «открытия» сделал педагог в работе с конкретным учеником, конкретным классом или группой детей (подростков, молодежи)? Насколько осмыслены возрастные особенности детей и социальная ситуация развития при проведении тех или иных мероприятий?

3. О необходимости обращения практиков к научной традиции. Многие читали сказку Р. Киплинга «Маугли», где человеческий детеныш благополучно вырастает среди животных. Но все прекрасно понимают, что участь реальных «маугли» печальна. Безрадостна и участь «Иванов – родства непомнящих» в духовной традиции, к которым относится и научное знание. Прежде, чем была создана педагогическая система А.С. Макаренко, автором ее было прочитано и изучено множество научных и практических трудов того времени. Да, многое отвергнуто, но и многое взято и вложено в основу деятельности великого педагога. До сих пор к его трудам обращаются практики во всем мире. И грустно бывает оттого, что многие современные педагоги не только не читали произведений Антона Семеновича, ссылаясь на него, но даже на фотографии уже не узнают известного педагога. К слову, В.А. Сухомлинский тоже был практиком, а не только автором трудов по педагогике.

Этот год также знаковый для тех, кто занимается воспитанием, осмысленно и системно. В 1918 году родилась Людмила Ивановна Новикова – академик Российской академии образования, автор теории коллектива и теории воспитательных систем. Среди ее учеников много выдающихся ученых-практиков. Людмиле Ивановне принадлежат слова «Воспитание успешно, если оно системно». Насколько системна деятельность в вопросах воспитания в современных образовательных организациях? Есть ли в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области актуальный опыт построения воспитательной системы, которым вы готовы поделиться со своими коллегами? Возможно, вам есть, что сказать об укладе жизни в своей образовательной организации, ученическом самоуправлении или добровольческой деятельности при поддержке старшего друга?

4. О семье и родителях. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует образовательные организации на помощь семье в воспитании детей. Но и самим образовательным организациям без участия семьи очень трудно что-либо менять в жизни и настрое детей, которых родители в разной степени доверили педагогам. В семьях разный уклад, разная система воспитания. К сожалению, этот опыт малоизвестен, почти не осмыслен, за редким исключением. Какая практика воспитания в семьях, воспитывающих одного ребенка (одаренного, обычного, особенного)? Какой системы воспитания придерживаются многодетные семьи вашей образовательной организации? Какой опыт у родителей приемных детей? Какие традиции есть в вашей учительской семье? Какая система воспитания родителей продумана в вашем муниципальном образовании?

5.О многообразии педагогических практик в воспитании. У каждого педагогического работника есть свои взгляды на процесс воспитания, свое видение результата, своя методика и технология. На кафедре теории и практики воспитания обучаются педагоги и руководители образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования (представители районных методических центров и кабинетов, специалисты по молодежной политике, директора и заместители директоров, учителя-предметники и классные руководители, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования, методисты и руководители структурных подразделений, социальные педагоги и воспитатели групп продленного дня, воспитатели общежитий, социальные работники и другие категории педагогических работников). Какой опыт воспитания, организации деятельности детей, подростков, молодежи вы хотели бы представить для участия в фестивале воспитательных практик? Что в вашем опыте помогает улучшить качество воспитания и образования? Какие подходы у вас к детям, к организации образовательного процесса? Какие технологии используете в своей работе?

Для того чтобы Фестиваль состоялся важно участие каждого из вас, дорогие руководители разного уровня, педагогические работники и родители! Воспитание не может быть без человека.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph