Необходимость оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача при возникновении существенного разрыва между новой системой требований к результатам обучения и воспитания и имеющимися для этого условиями. Ключевым, центральным условием любых инновационных процессов в образовании является компетентность педагога, его способность к личностному принятию позитивных изменений в профессиональной деятельности.
Мониторинговые исследования, проведенные кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО, позволили выделить ряд проблем, связанных с инновационными изменениями в начальной школе, структурировать и конкретизировать их в процессе деятельности кафедры по данному направлению, создать для их решения модели повышения квалификации педагогов начального образования и системы сопровождения инновационных процессов для разноуровневого контингента педагогических кадров.
Первая группа проблем связана с новым уровнем требований к профессиональной компетентности педагога начальной школы:
готовность педагогов к необходимости изменения собственной профессиональной деятельности;
знание учителем нормативных документов и правильное их понимание;
необходимость в освоении системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников;
потребность педагога в саморазвитии, направленном, в частности, на установление соответствия личностных качеств и ценностных установок учителя требованиям профессионального стандарта педагога;
способность к рефлексии, потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями.
Вторая группа проблем связана с реализацией базовых функций кафедры начального образования:
развитие системы персонифицированного заказа на образовательные услуги;
создание инновационной модели повышения квалификации учителей начальных классов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию профессиональной компетентности в современных условиях;
организация научно-исследовательской работы по актуальным проблемам начального образования и дополнительного профессионального образования;
выстраивание системы сопровождения педагогов в процессе инновационных изменений в начальной школе в Нижегородской области.
Третья группа — это организационно-управленческие проблемы, связанные с недостаточной разработанностью организационных механизмов и условий инновационных изменений в начальной школе, координацией разноуровневой деятельности различных структур и выстраиванием партнерства различных участников образовательных отношений.
Для определения реальной ситуации в Нижегородской области и возможных путей решения данных проблем появилась необходимость в проведении мониторинговых исследований и в создании на их основе модели повышения квалификации педагогов начального образования и системы сопровождения инновационных процессов, в осуществлении постоянной обратной связи с разноуровневым контингентом педагогических кадров.
В то же время необходимо учитывать, что сопровождение будет эффективным только в том случае, если сам педагог имеет собственные образовательные и профессиональные потребности и запросы, обладает достаточным уровнем профессиональной компетентности. В результате грамотно выстроенной системы сопровождения педагог готов осознанновыстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Кафедра начального образования выделяет следующие виды сопровождения: информационное, научно-методическое, дидактическое, организационное, проектировочно-исследовательское, диагностическое и консультационное. Формами их осуществления становятся многоуровневая вариативная система повышения квалификации педагогов начальной школы, опытно-экспериментальная (инновационная) деятельность, научно-практические конференции, консультации, проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, изменения в содержании аттестационных материалов и др.
Важнейшей формой сопровождения развития профессиональной компетентности педагога начальной школы является диверсификационная модель постдипломного образования педагогов, введение каскадной модели, которая реализуется не только с помощью преподавателей кафедры, но и специально подготовленных тьюторов, сочетание различных форм обучения, в том числе очной и дистанционной.
Опыт использования модели сопровождения инновационных процессов в начальном образовании показал, что ее реализация позволяет создавать условия для развития профессиональной компетентности педагогов, переноса акцента с процесса приобретения информации к освоению способов ее получения, на анализ и планирование собственных действий и стратегий в процессе реализации системно-деятельностного подхода к образованию детей.