научно-практическая конференция «Регуляция физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций»
Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогические и социальные эффекты инновационной деятельности педагогов начальной школы»
Ректор института на областной педагогической конференции
Вход для пользователей
Актуальная тема

Миссия дополнительного профессионального образования как института образования взрослых

Необходимость развития дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях не вызывает сомнений. Реалии постиндустриального общества актуализируют преобразование практики непрерывного образования в направлении ее подчинения логике развития человека и его интересов на различных стадиях жизненного цикла. В этом смысле ДПО, в рамках которого уникальным образом сочетается образовательная деятельность взрослого обучающегося с различными видами его практической деятельности, безусловно, может рассматриваться как «лидер изменений». ДПО - значимый социокультурный феномен: в центре его внимания человек как субъект саморазвития с желанием к всестороннему совершенствованию своих профессиональных и личностных способностей, т.к. изначальное образование его имеет объективное качество устаревать. Роль ДПО в непрерывности образования человека - дать каждому на этапе его профессиональной жизни реальную возможность удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, успешно продвигаться по своей «образовательной лестнице», что обеспечивает и устойчивый рост его социально-профессионального статуса.

Специалисты кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО считают принципиально важным в понимании нового контекста и целей ДПО определение его миссии именно как института образования взрослых.

Дополнительное профессиональное образование является значимым социокультурным феноменом общественного развития, поскольку в центре его внимания человек как субъект саморазвития с имеющимся изначальным, но имеющим объективное качество устаревать, уровнем образования и желанием по всестороннему совершенствованию своих профессиональных и личностных способностей. Осознание этого противоречия и готовность с ним работать как раз и составляют суть понятия «взрослость», которую
И.А. Колесникова обозначает как особое качество жизнедеятельности человека, способность к воспроизводству всей полноты бытия при обязательной ответственности за совершенные деяния.
Рассмотрение тенденций развития дополнительного профессионального образования обнаруживает его роль в непрерывности образования человека, как института, дающему каждому на этапе его не только взрослой (старше 18 лет), но и профессиональной жизни реальную возможность удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, строить и успешно продвигаться по своей «образовательной лестнице», что ведет за собой и устойчивый рост его социально-профессионального статуса.
Принципиально важным в понимании нового контекста и целей дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, является определение его миссии как института образования взрослых. При этом мы ориентируемся на выделенные В.И. Слободчиковым три основных миссии образования в обществе:
- Социокультурную - образование представляет собой самостоятельную форму общественной практики.
- Культурно – историческую - образование является универсальным способом трансляции культурно-исторического опыта человечества.
- Антропологическую – образование выступает в качестве всеобщей культурно-исторической формы становления и развития сущностных сил человека.
Социокультурная миссия дополнительного профессионального образования определяется тем, что оно является особой социальной инфраструктурой, объединяющей систему деятельностей, организационные структуры и механизмы управления, и обеспечивающей устойчивое развитие той или иной сферы профессиональной деятельности человека. В этом отношении серьезные нормативные изменения в положении дополнительного профессионального образования в структуре непрерывного образования внес Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В частности, однозначно утверждена принадлежность ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ); определен нормативный статус ДПО как самостоятельного подвида дополнительного образования (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ), направленного на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ), а также на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).
Культурно-историческая миссия ДПО проявляется в его вкладе в развитие ценностно-смысловых аспектов жизнедеятельности взрослого человека: стремление к преодолению трудностей, повышению профессионального мастерства, овладению новыми теоретическими и методологическими идеями, совершенствованию практических навыков; личная ответственность за результаты своей деятельности, понимание значимости самообразования, готовность к восприятию и использованию нового, мобильному реагированию на изменения в профессиональной сфере и вызовы времени.
Антропологическую миссию ДПО мы связываем с его влиянием на процесс антропологического самоопределения взрослого человека, характеризуемого как развитие его способности управлять собственным развитием, «определять себя» через смену внутренней позиции, выработку новой идентичности в изменяющихся обстоятельствах своей жизни.
Таким образом, можно со всей уверенностью утверждать, что дополнительное профессиональное образование находится в авангарде трансформации образования взрослых в соответствии с новой идеологией перехода и формирования особого отношения человека к практической организации мира, переосмыслением традиционных ориентиров и возникновением новых ценностей, связанных с главным целевым ориентиром – создание условий для развития деятельностных способностей взрослого обучающегося и его готовности самореализовываться в этом мире.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph