4
5
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

X Нижегородские Рождественские образовательные чтения «От основ христианской добродетели – к социальному служению в современном мире: личностное и культурное измерения»

Социальная ответственность каждого члена общества всегда определялась его вкладом в развитие общественного блага. Осознание же своей ответственности, своего общественного долга обусловлено нравственной силой личности. Между тем современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, патриотическая позиция не является безусловной ценностью, все более явным становится разрыв между требованиями, предъявляемыми обществом к личности, и низким уровнем ее гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит институту образования; воспитание социально ответственного гражданина является ключевой миссией современной школы.

Этим определена актуальность тематики X Нижегородских Рождественских образовательных чтений – «От основ христианской добродетели – к социальному служению в современном мире: личностное и культурное измерения», которые проводят 23 декабря 2015 года министерство образования Нижегородской области, ГБОУ ДПО НИРО совместно с отделом образования и катехизации Нижегородской митрополии РПЦ.

В рамках Нижегородских Рождественских образовательных чтений традиционно разворачивается дискуссия вокруг основных подходов, содержания и методов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Ключевая идея мероприятия - актуализация историко-культурных аспектов проблемы социального служения: от реализации идеи христианского подвижничества через образы святых Нижегородской земли - до обсуждения вопросов благотворительной деятельности в современной России.

Социальное служение, характеризуемое О.В. Решетниковым как «добровольная бескорыстная деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки нуждающимся, на решение острых социальных проблем», предполагает следующие вектора реализации: благотворительная деятельность, добровольчество, миротворчество, правозащитная деятельность.

Проекция данных направлений на образовательную почву актуализирует проблему формирования духовно-нравственных ценностей гражданина России в воспитательном процессе образовательной организации. Разрешение этой проблемы предполагает работу школы в таких важных направлениях, как:

  • создание благоприятных организационно-управленческих условий для обеспечения а) системности и непрерывности процесса патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся (в т.ч. – посредством организации поисковой, волонтерской, туристско-краеведческой деятельности, сотрудничества с ветеранскими и конфессиональными организациями и т.д.); б) социальной адаптации детей-мигрантов и их интеграции в российское многонациональное общество.
  • разработка новых и актуализация содержания реализуемых дополнительных общеобразовательных программ духовно-нравственной и патриотической направленностей;
  • разработка и реализация современных технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения (прежде всего – проектных технологий).

Формат X Нижегородских Рождественских образовательных чтений предполагает работу участников в рамках пленарного заседания, секций, посвященных актуальным вопросам социального служения, волонтерской и миротворческой деятельности, а также мастер-класса по проблеме социального служения.

Программа X Нижегородских рождественских образовательных чтений

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

10.00 – 11.00 – Регистрация участников (фойе 1-го этажа)

Работа выставок и продажа литературы (фойе 1-го этажа)

11.00 – 13.00 – Пленарное заседание (актовый зал, 1-й этаж; видеотрансляция
в фойе 1-го этажа, конференц-зале 4-го этажа)

13.00 – 13.40 – Обед

Работа пресс-центра

13.40 – 15.30 – Секционные заседания (проходят параллельно)

ПРОГРАММА

11.00 – 13.00 – Пленарное заседание (актовый зал, 1-й этаж; видеотрансляция в фойе 1-го этажа, конференц-зале 4-го этажа)

– Праздничное открытие чтений

Николай Юрьевич Бармин, ректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (ведущий)

– Приветственное слово митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия

– Приветственное слово министра образования Нижегородской области Сергея Васильевича Наумова

– Приветственное слово руководителя отдела образования и катехизации Нижегородской епархии РПЦ протоиерея Евгения Худина

Презентация фильма «Духовные чтения на Нижегородской земле»

Культурно-образовательная композиция «Собор Нижегородских святых»

Модератор: Даниил Викторович Семикопов, секретарь Ученого Совета Нижегородской духовной семинарии, заведующий кафедрой церковной истории, доцент, кандидат философских наук

Культурно-образовательная композиция «Социальное служение в современном мире: духовно-просветительская и благотворительная деятельность»

Модераторы: Решетников Олег Викторович, директор Института общест-венного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский», кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва);

Глинина Валентина Васильевна, старший редактор, ведущая прямых эфиров радио «Образ»

13.40 – 15.30 – Секционные заседания (проходят параллельно)

Секция 1 (ауд. 408)

Мастер-класс «Ресурсный центр социального служения: проблемы создания и перспективы развития»

Автор: Решетников Олег Викторович, директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский», кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва)

Секция 2 (актовый зал, 1-й этаж)

Творческая презентация Людмилы Кононовой – поэта, музыканта, автора-исполнителя, члена Союза писателей России

Секция 3 (ауд. 402)

Добровольчество как социокультурное явление: от теории – к осмыслению педагогических практик

Руководитель: Фадеева Светлана Александровна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО

1. Потенциал современного добровольчества: социально-педагогический контекст (докладчик – Неверова Лариса Валерьевна, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород)

2. Управление развитием воспитательной деятельности на основе реализации добровольческих проектов (докладчик – Миронова Елена Геннадьевна, замес-титель директора по воспитательной работе МБОУ Гимназия № 80, г. Нижний Новгород)

3. Реализация социально ориентированных проектов в рамках просветительского проекта «Балахнинский благовест» (докладчик – Жидкова Елена Александровна, директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий,
г. Балахна)

4. Развитие добровольчества в образовательной организации (докладчик – Корчагина Анна Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Школа № 6», г. Богородск)

5. Роль педагога в социализации студентов в процессе добровольческой деятельности (докладчик – Журавлева Ольга Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Дзержинский технический колледж»,
г. Дзержинск)

6. Профилактика детского неблагополучия средствами добровольческой деятельности (докладчик – Торопова Любовь Анатольевна, директор МБОУ ДОД Центр внешкольной работы "Перспектива" г/о г. Шахунья)

7. Создание оптимальных условий для активизации участия подростков в социально значимых акциях и проектах (докладчик – Пыхова Елена Альбертовна, директор МБУ ДО «Дом детского творчества Нижегородского района»,
г. Нижний Новгород)

Секция 4 (ауд. 401)

Формирование духовно-нравственных ценностей гражданина России в воспитательно-образовательном процессе

Руководители: Султанова Альбина Владимировна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО;

Иткин Эдуард Самуилович, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО;

Яшина Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО

1. Православные аспекты программ дополнительного образования по военно-патриотическому воспитанию школьников (докладчик – Иткин Эдуард Самуилович, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород)

2. Наследники победы под Андреевским флагом: опыт реализации программы профильного отряда городского лагеря «Экос» (докладчик – Михайлов Михаил Михайлович, учитель истории МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород)

3. Специфика духовно-патриотической работы со школьниками при организации памятных мероприятий в рамках социальной деятельности храма-часовни Всех святых (докладчик – Угрюмов Дмитрий Сергеевич, член Союза журналистов России, прихожанин храма-часовни Всех святых)

4. Реализация идеи духовного подвига служения в программе внеурочной деятельности младших школьников «Уроки для души» (докладчики – Яшина Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород; Тимошина Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород)

5. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в проектно-исследовательской деятельности (докладчик – Морозова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа», Дивеевский район)

6. Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания (докладчик – Ларюшкина Светлана Николаевна, учитель истории МБОУ «Курихинская ООШ», Вознесенский район)

7. Роль образовательной организации в социокультурной адаптации мигрантов: из опыта педагогического и социального сопровождения адаптации детей-мигрантов в образовательном процессе (докладчик – Ершова Наталья Юрьевна, директор МБОУ СОШ № 96, г. Нижний Новгород)

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph