Здание НИРО
Межрегиональная научно-практическая конференция к 100-летию дополнительного образования Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление
Митрополит Георгий провел встречу с ректорами вузов Нижнего Новгорода (источник фото: Нижегородская Митрополия))
Вход для пользователей
Актуальная тема

Основные проблемы и направления реализации ФГОС дошкольного образования на современном этапе

С момента утверждения ФГОС дошкольного образования (ДО) прошло три года. Сотрудничество кафедры управления дошкольным образованием и кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО позволило организовать работу инновационных площадок по внедрению ФГОС ДО. Разработаны и апробированы образовательные программы корпоративного обучения всей педагогической команды дошкольной образовательной организации (ДОО) «Системное сопровождение развития ДОО в соответствии с ФГОС ДО» и «Образовательная среда ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Сегодня уже можно определить основные проблемы и направления дальнейшей реализации ФГОС ДО, а также содержания дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников детских садов. Актуальные вопросы, требующие решения в контексте законодательства, ФГОС ДО, мероприятий целевых программ РФ и Нижегородской области, будут в центре внимания участников межрегиональной научно-практической конференции «Результаты внедрения ФГОС дошкольного образования: управленческие и содержательные аспекты», которая пройдет в ГБОУ ДПО НИРО.

Реалии современного общества ставят перед руководителем ДОО при реализации основной образовательной программы (ООП ДО) проблемы нормативно-правового, финансового, методического, организационного и кадрового обеспечения деятельности детского сада. Ему необходимо отслеживать изменения в законодательстве, обеспечивать коллегиальность в управлении при разработке локальных актов, обращать внимание на соответствие содержания локальных актов работе конкретной организации, реальным фактам образовательной деятельности, уходить от общих шаблонов. Локальная документация должна не мешать управлению организацией, а помогать администрации ДОО осуществлять управление в соответствии с законодательством.

Образовательная программа корпоративного обучения «Системное сопровождение развития ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (108 часов) направлена на обеспечение всей педагогической команды ДОО технологией решения означенных проблемы в условиях конкретного детского сада.

Главное условие реализации ФГОС ДО - развитие образовательной среды ДОО. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная среда должна быть, прежде всего, безопасной для всех участников.

В ФГОС ДО понятие «среда» представлено многозначно. Кафедрой управления дошкольным образованием разработана модель образовательной среды ДОО. Ее основные компоненты:

· среда взаимодействия участников образовательных отношений,

· развивающая предметно-пространственная среда,

· социокультурная среда

· информационная среда, на развитии которой делается акцент в одном из региональных приоритетных проектов.

Для изучения содержания всех компонентов образовательной среды руководителям и педагогам ДОО предлагается образовательная программа курсов «Образовательная среда ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (108 часов).

Формирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования, освоение ВСОКО и участие в процедуре независимой оценки качества образования – важный аспект работы ДОО.

Существует административный регламент государственного контроля качества образования на предмет соответствия законодательству и ФГОС.

Основными средствами определения качества являются мониторинг и контроль. Необходимо предусмотреть разработку и актуализацию локальных актов, регламентирующих данные процедуры в процессе реализации ООП ДОО. Сегодня у каждой образовательной организации есть возможность поучаствовать в процедуре независимой оценки качества образования, которая помогает определить соответствие образования стандарту, просчитать риски организации.

На современном этапе научно обосновываются и формируются рискоориентированные модели дополнительного профессионального образования, позволяющие повысить качество работы в организациях со стабильно низкими результатами деятельности.

В ГБОУ ДПО НИРО кафедрой управления дошкольным образованием, кафедрой теории и методики дошкольного образования и кафедрой начального образования проводится научное исследование профессиональных дефицитов педагогов ДОО (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и педагогов начального образования.

ФГОС ДО регламентирует и инклюзивное (включающее) образование детей. Дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, дети с признаками одаренности, дети-инофоны) получают возможность обучаться по индивидуальной адаптированной образовательной программе. Заведующей детским садом необходимо заранее создать локальную нормативную базу инклюзивного образования детей. Кафедра управления дошкольным образованием предлагает курсы по внедрению инклюзивного образования в ДОО.

Анализ ООП ДО и общеобразовательных школ показывает, что существуют разрывы в преемственном содержании при подготовке детей к школе, в процессе духовно-нравственного воспитания. Для администраций общеобразовательных организаций и педагогических коллективов детских садов, являющихся структурным подразделением школы, особенно актуально изучение методов преодоления этих несоответствий.

19 декабря 2017 года кафедра управления дошкольным образованием и кафедра теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» организуют межрегиональную научно-практическую конференцию «Результаты внедрения ФГОС дошкольного образования: управленческие и содержательные аспекты».

На конференции состоится презентация и обсуждение опыта решения проблем процесса управления реализацией ФГОС ДО, будут определены основные векторы в управлении развитием ДОО и вопросы, требующие сегодня решения в контексте законодательства, ФГОС ДО, мероприятий целевых программ РФ и Нижегородской области, новых приоритетных проектов. По каждому из них кафедра управления дошкольным образованием предлагает повысить квалификацию руководящим и педагогическим работникам ДОО, что позволит им успешно реализовывать государственную политику в области дошкольного образования.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph