Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
10
Актуальная тема

Лето - 2020


Учебный год в Нижегородской области успешно завершился. И вопрос детского отдыха всё острее встаёт на повестке дня. Тема волнительная: дети уже продолжительное время находятся в домашних условиях, обучались с использованием дистанционных технологий. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», отдых детей и их оздоровление — это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

Крайне важно, чтобы как можно больше ребят были заняты делом, охвачены организованными формами летнего отдыха. Сейчас же на фоне повышенного риска распространения коронавирусной инфекции традиционные загородные или пришкольные лагеря, где дети находятся длительное время и в довольно тесном взаимодействии, не могут работать в прежнем формате. Происходят изменения в требованиях к организации летнего отдыха детей, меняются формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, обновляется их содержание, совершенствуются технологии медицинской и педагогической деятельности. И тем не менее открытие детских лагерей в Нижегородской области в 2020 году состоится.

Ожидается, что их будут открывать поэтапно с 1 июля. Кроме того, 1 июня дан официальный старт регионального проекта «Каникулы онлайн».

Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО предлагает основные вопросы содержания и методики работы виртуальных онлайн-лагерей.

Каникулярный отдых — социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Первый шаг на пути обновления системы летнего отдыха уже сделан — появилось множество новых форм организации летнего отдыха, на этой основе разработаны и внедрены различные федеральные программы.

Оздоровление в формате онлайн возможно через зарядки, разминки, игры-настройки.

Не менее важным является творческое развитие. И здесь есть возможность предложить детям интересную и полезную деятельность – широкий спектр мастер-классов, челленджей, «Огонек», «Свечка», вечер историй, брейн-шторм.

Можно проводить онлайн квесты в своей квартире. Например, можно организовать поиск сокровищ у себя дома (но нужна будет предварительная помощь родителей) или квест по сайтам – нужно перейти по ссылкам и собрать какую-то информацию.

Интересной формой может стать театральная постановка – заранее распределить роли, выучить слова и заснять постановку как фильм. Можно отрабатывать навыки актерского мастерства. Можно организовать плейбек-театр («театр воспроизведения») — это форма театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актёры превращают их в художественное произведение на сцене, рисовать или использовать онлайн хосты, фотошоп с демонстрацией экрана, вечера поэзии, готовить стихи и читать.

Естественно, мы не можем обойти шоу талантов, или формат «вожатского концерта». Можно демонстрировать друг другу разные умения и способности.

Духовный (внутренний) мир человека – это социальная деятельность людей, которая определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Внутреннее богатство человека и степень его развитости характеризует духовную культуру. Обогащение духовного мира ребенка происходит через образование, знакомство с искусством, философией, моралью, наукой, религией. Духовная культура формирует личность – ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Большую помощь в данной работе могут оказать онлайн-ресурсы: виртуальные театры, музеи, экскурсии, встречи с интересными людьми, презентации научных открытий, изобретений, проведение конкурсов, фестивалей, выставок, акций, презентаций, можно приглашать экспертов, интересных спикеров и преподавателей со всей страны, организовать ток – шоу и пригласить разных гостей и др.

Для проведения онлайн-экскурсии сейчас доступно множество бесплатных экскурсий в музеи, также можно посетить спектакли в лучших театрах мира или отправиться на онлайн экскурсию в компанию (на телевидение, радио, инновационное предприятие или университет).

Естественно, любимый многими детьми киноклуб. Можно смотреть вместе фильмы и обсуждать по какой-то тематике.

В работе виртуального лагеря можно использовать разные форматы из YouTube, адаптировав их предварительно для детей. Новый формат – путешествия по Google Maps – смотреть на какие-то объекты и отвечать на вопросы или выполнять задания.

Развитие интеллекта также является важным, т.к. лето – это не отдых от знаний, а смена формата приобретения знаний. И будут актуальны квизы, настольные (например, «Крокодил») и интеллектуальные игры («Своя игра» или «Самый умный»), в которые можно играть онлайн через соответствующие приложения или сайты, форматы ТВ шоу.

Интересны детям и активности, связанные с вопросами, которые можно обсуждать. Например, игра на 30 вопросов, которые нужно обсудить друг с другом.

Можно предложить детям самим составлять квизы – каждый день новый формат. Показать, как делать квиз, затем сделать вместе с ними и потом дать задание сделать самостоятельно.

Вместе с преподавателями ребята онлайн смогут устраивать челленджи, флешмобы, выявлять и развивать свои таланты, участвовать в мастер-классах на любой вкус в прямом эфире в интернете. Челленджи – формат заданий, в которых участник выполняет задание на видеокамеру, а затем предлагает повторить это задание остальным участникам смены.

Для взаимодействия детей можно оцифровать «Лагерные заборы». В конце каждому участнику сделать «забор», используя, например, www.mentimeter.com. На нем пишется имя участника смены, и все остальные ребята могут написать ему свое пожелание или обратную связь по итогам смены. Потом можно сделать скриншот и каждому участнику в конце смены выслать их виртуальный забор с пожеланиями от друзей.

Можно найти или адаптировать игры, где у каждого будут свои задания. Например, если тема занятия - эмоции, эмпатия, эмоциональный интеллект, - то игра может состоять в том, что дети выбирают из списка эмоцию или чувство, и потом каждый описывает ее со своей стороны - какой у нее вкус, тактильность, звук, запах, визуальный образ.

Отлично заходят игры, где нужно угадывать персонажа по описанию или по части фото. Интересны задания в стиле «на что похоже», дудлы, ассоциации, «придумай ситуацию» (мы разбирали фразу для объяснения своих эмоций другим, и дети придумывали ситуацию сами).

Для организации онлайн работы виртуального лагеря можно использовать приложения, сайты: Zoom – основное приложение где общаются участники в онлайн лагере; Discord – позволяет объединять участников смены в мини группы; Just Dance – сайт для танцев вместе с участниками; 365done.ru - трекеры и чек листы, где участники смены могут отмечать посещенные уроки или сделанные упражнения; 16personalities.com - тесты на самопознание и тематические, например, на профориентацию, и множество других; Kahoot.com – для создания квизов, онлайн викторин, тестов и опросов. Ребята заходят в приложение, отвечают на вопросы и зарабатывают очки. Здесь можно проводить викторины, игру "правда или ложь" на подтверждение полученных знаний, которая будет полезна в конце занятий, а также множество других интерактивных игр, которые сделают занятие более интересным для детей; Myquiz.ru - платформа для создания викторин и розыгрышей; Еxplaineverything.com - онлайн хост; Actionbound (en.actionbound.com) - приложение на телефоне для создания квестов в реальности; Mentimeter (mentimeter.com) - для опросов, аналитики и сбора информации с участников; Badgecraft (badgecraft.eu) - веб-платформа для управления достижениями с помощью цифровых открытых значков; Виртуальные доски: ru.padlet.com, miro.com, bitpaper.io, en.linoit.com, Jamboard; Choice-helper.com – колесо удачи: тут можно развлечься, бросая монету или игральные кости, вращая колесо удачи, вытаскивая наугад спички или задавая вопросы; Wordwall.net - простой способ создать свои собственные учебные ресурсы. Можно сделать индивидуальные занятия, викторины, совпадения, словесные игры и многое другое; Classroomscreen.com – разные интересные и красивые таймеры (по материалам https://vc.ru/life/129205-kak-provesti-detskiy-lager-onlayn).

Полезную информацию о том, что может помочь в организации летнего отдыха детей можно найти на сайте ГБОУ ДПО НИРО, на сайте Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области, сайтах областных центров (ГБУДО НО ЦППМСП, ГБУДО ЦРТДиЮ НО, ГБУДО ЦЭВДНО, ГБУДО «ЦМИНК «КВАНТОРИУМ», ГБУ ДО ДЮЦ "Олимпиец", ГБУ ДО РЦ «Вега», «Центр Вега»).

Независимо от того, в каком формате проходят каникулы - в традиционном или онлайн, - главная задача заключается в том, чтобы на каникулах детям было интересно, чтобы каждый из ребят смог найти для себя занятие по интересам.

Организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонию души и тела, а также совместное проживание в группе сверстников выполнение определенных задач помогает детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности, и, в объединенном варианте - помогают раскрыть ребенку потенциал своей личности.

Лето – время перезагрузки, когда происходит обновление мыслей, знаний, чувств.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph