семинар «Формирование открытого информационно – образовательного пространства профессиональной образовательной организации в условиях модернизации профессионального образования»
научно-практическая конференция «Регуляция физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций»
Проект Tempus
Вход для пользователей
Актуальная тема

Год литературы в России

Указом Президента РФ 2015 г. объявлен Годом литературы. По мнению Путина, это станет " ярким, объединяющим общество проектом".

Каковы основные задачи Года литературы? К ним прежде всего относится повышение интереса к чтению у подрастающего поколения, возвращение России многочисленных и образованных читателей. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем 10 минут в сутки, причем отмечается тенденция к сокращению этого времени. Гигантскую часть медиапотребления занимают телевидение и Интернет. Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК)

М. Сеславинский обращает внимание педагогов на то, что снижение интереса к чтению у детей, как правило, происходит в подростковом возрасте: «В начальной школе российские дети в возрасте 9–10 лет дружат с книгой, и навыки чтения, способности воспринимать прочитанный материал являются одними из лучших в мире. Россия по этим показателям находится на 2-м месте. Но уже в среде подросткового чтения, в 14–15 лет, мы уступаем более чем 30-ти зарубежным странам, то есть ребенка мы теряем в возрасте от 10 до 15 лет. Рецепта, как быстро решить эту проблему, у нас нет, но тем не менее база для этого безусловно существует». Руководитель ФАПМК справедливо считает: «Важно создать в стране условия для интенсификации процессов чтения, повысить качество и разнообразие прочитанной литературы, престиж или, если хотите, моду к чтению как культурной ценности, инструменту познания. Проведение в 2015 г. Года литературы – это хорошая возможность сдвинуть с мёртвой точки многие накопившиеся проблемы».

Председатель Оргкомитета Года литературы С. Е. Нарышкин обозначил как главную проблему качества преподавания литературы в школах и в высших учебных заведениях, «что, конечно же, влияет и на интерес к чтению». Он также предложил разработать концепцию преподавания литературы в школе, по аналогии с уже разработанной концепцией преподавания истории: «Работа над созданием и внедрением концепции преподавания истории может стать модельной для обновления всего школьного гуманитарного образования. И я предложил бы подумать над тем, чтобы такую же концепцию разработать для преподавания литературы в школах». У Минобрнауки России есть программы, связанные с повышением квалификации, научно-практическими конференциями преподавателей литературы вузов и школ. Всё, что связано с литературой, охватывает и тему продвижения русского языка, образования на русском языке.

М.А. Веденяпина, генеральный директор Российской государственной детской библиотеки, считает, что детским программам и мероприятиям по литературе должно уделяться больше внимания. Мария Александровна верно подметила, что мы любим говорить о чтении в повелительном наклонении, но глагол «читать» не терпит повелительного наклонения: мы не сможем заставить детей полюбить книгу. Потому в программе Года литературы необходимо уделить внимание авторским методикам и программам по поддержке детского чтения и привлечению к нему.

В Нижегородской области такие методики есть, и в Год литературы нижегородские педагоги смогут многое сделать для повышения культуры чтения в среде подростков.

В планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», проекты «Книги в больницы» и «”Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях», творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

Эти планы разработаны совместно с Министерством культуры и Министерством образования, Российским книжным союзом (РКС), ассоциациями издателей и книгораспространителей, представителями библиотечного сообщества и творческих союзов. Все это позволит существенно повысить интерес российских граждан к классической и современной литературе и чтению, надеются организаторы.

В качестве первого шага РКС вместе с Роспечатью начинает подготовку «Литературной карты России», в которой по всем регионам будет представлена инфраструктура чтения: библиотеки, книжные магазины, книжные клубы. Минобрнауки РФ предлагает провести литературный марафон среди образовательных учреждений субъектов федерации, когда регион выбирает одного из писателей, и весь год проходит под эгидой изучения его творчества, презентаций его книг. Предусмотрена система поощрения детей–победителей различных творческих конкурсов - это более 6 тыс. премий. В 2015 г. квота в этом направлении будет увеличена, система охватит более широкую аудиторию школьников и студентов.

Д.Бак, директор Государственного литературного музея, уверен, что на площадке литературных музеев можно реализовать ряд интересных проектов, и они должны быть включены в Литературную карту России.

2015 богат многими юбилейными датами. Это, прежде всего, 70-летие Великой победы, 100-летие со дня рождения Константина Симонова, 110-летие со дня рождения Михаила Шолохова, 200-летие со дня рождения Александра Грибоедова, 145-летие со дня рождения Ивана Бунина, 75-летие со дня рождения Иосифа Бродского, 125-летие со дня рождения Бориса Пастернака.

В.И. Толстой, советник Президента РФ по культуре, в связи с этим заявил:

«Нужно добиться того, чтобы литература в полный рост появилась на центральных федеральных телевизионных каналах, а не только эпизодически на канале “Культура”. И чтобы эти передачи шли в прайм-тайм. Необходимо очень внимательно приглядеться к региональным предложениям, выделить среди них те, которые можно поднять на федеральный уровень».

В Год литературы планируется запустить проект Национальной электронной библиотеки, к которому подключено уже более 25 библиотек. В некоторых регионах на этот проект переведены практически стопроцентно детские библиотеки. Также будет запущен новый «Модельный стандарт деятельности библиотек», который предусматривает создание литературных студий для детей и взрослых, работу с писателями и поэтами.

В Нижегородской области уже составлен план мероприятий - для нижегородцев приготовили яркие проекты и выставки, фестивали, встречи с поэтами, писателями. Так, одним из долгожданных станет фестиваль "Пушкинские дни". Разработана и система грантов - для тех, кто серьезно занимается изучением русского языка и литературы. Среди самых интересных проектов - конкурс на самый читающий населенный пункт Нижегородской области, а также экспозиция Ленинской областной библиотеки, где будут представлены прижизненные издания классиков русской литературы. По словам С. Горина, министра культуры Нижегородской области, "к печатному слову надо приучать. Для того чтобы люди, научившись говорить на родном языке, научились воспринимать то, что приходит в язык нового, нужно начинать с русской классики - язык Толстого, Пушкина, Чехова, Тургенева богат и многообразен".


В Государственном литературно-мемориальном музее Н.А. Добролюбова работает выставка «Сказка ложь, да в ней намек…», посвященная 215-летию со дня рождения А.С. Пушкина и приуроченная к Году литературы в России в 2015 году.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph