Основная цель профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» – «создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ» (письмо министерства образования Нижегородской области «О профессиональных стандартах в системе дополнительного образования»). Кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО разработана программа повышения квалификации педагогов, методистов и руководителей системы дополнительного образования, ориентированная на этот профессиональный стандарт. Вопросы развития нового профессионализма специалистов дополнительного образования обсуждались на V Областных педагогических чтениях «Актуальные проблемы реализации профессионального стандарта педагога дополнительного образования»
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования подробно раскрывает трудовые функции и те действия, умения и знания, которыми должен владеть педагог.
Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не требования к личности педагога, не предъявляет требования к одному конкретному педагогу. Это своего рода целостная картина того, что необходимо делать в образовательной организации системы дополнительного образования, а должностные обязанности педагога выбираются из этого перечня в самой организации.
Профессиональный стандарт - это перспектива профессионального развития педагога, инструмент для его аттестации. Профессиональный стандарт создает перспективу для корпоративного обучения педагогов и возможность для повышения квалификации с учетом тех знаний, умений и действий, которые необходимы для профессиональной квалификации.
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам в процессе их реализации предполагает:
- организацию деятельности учащихся
- организацию досуговой деятельности учащихся
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся
- педагогический контроль и оценку
- разработку программно-методического обеспечения
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ включает:
- организацию и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
- организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
- мониторинг и оценку качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ содержит:
- организацию и проведение массовых досуговых мероприятий
- организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
- организацию дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности
В настоящее время на кафедре теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО разработана система повышения квалификации педагогов, методистов и руководителей системы дополнительного образования, учитывающая опыт, стаж, образование педагогических работников и ориентированная на профессиональный стандарт.
В рамках Педагогических чтений, финал которых состоялся 22 ноября, планируется обсуждение следующих вопросов:
- Актуальные проблемы преподавания по дополнительным общеобразовательным программам (по направленностям ДООП)
- Методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ: новый формат
- Социальное партнерство и сетевое взаимодействие в реализации дополнительных общеобразовательных программ
- Развитие нового профессионализма педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества: проблемы и пути решения
- Дополнительное образование взрослых как ресурс развития организаций дополнительного образования