научно-практический семинар «Реализация ФГОС ДО: актуальная управленческая практика»
Демонстрация учебно-лабораторного оборудования
международная научно-практическая конференция Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности по предмету Иностранный язык
Вход для пользователей
Актуальная тема

Инновационная деятельность в профессиональном развитии педагога

Инновационная деятельность в педагогике - это не только создание и распространение новшеств, но и преобразования, изменения в образе деятельности педагога, стиле его мышления, который с этими новшествами связан. Учитель, который умеет видеть противоречия в собственной профессиональной деятельности, определять их причины и способы преодоления, способен активно участвовать в инновационной деятельности. Кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО разработан фасилитационный подход (от лат. facilitate — помогать) по сопровождению профессионального развития таких педагогов, когда коллектив образовательной организации или учитель самостоятельно определяют алгоритм введения инновации, а кафедра является консультантом, выступает в качестве партнера, облегчающего взаимодействие различных участников образовательных отношений.

В последнее время инновационная деятельность кафедры начального образования связана с исследованием проблемы профессиональной компетентности педагогов. С целью создания условий для повышения профессионального развития педагогов осуществляет научно-методическое руководство инновационной деятельностью образовательных организаций Нижегородской области по ряду направлений.

С 2013 года реализуется инновационной деятельность по темам «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования в процессе реализации ФГОС» и «Внедрение модели коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования в процессе реализации ФГОС». Инновационная деятельность образовательных организаций осуществляется с учётом различных аспектов:

- психологического - связанного с развитием у педагогов потребности в профессиональном самосовершенствовании и личностном росте;

- социального - заключающегося во влиянии уровня развития коммуникативной компетентности педагога с коллегами, с обучающимися и их родителями;

- педагогического- предполагающего систематизацию и реализацию на практике педагогических условий (форм, методов, технологий и др.) развития коммуникативной компетентности у педагогов.

Оптимальным условием для профессионального взаимодействия в инновационной деятельности является командный подход, когда вокруг одной темы, идеи, цели объединяются учителя начальных классов, педагоги-предметники, практический психолог, представитель администрации образовательной организации. Сущность профессионального взаимодействия в школьной команде состоит в обмене профессиональными компетенциями.

По данным темам инновационной деятельности издана монография «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования» (авторы: Тивикова С.К., Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю.). В содержании монографии освещены разработки педагогов-экспериментаторов (школьных команд) МБОУ Шахунской СОШ № 14 г. Шахуньи, МБОУ СОШ № 4 г. Семенова, МБОУ Сицкой СОШ Чкаловского района и других образовательных организаций Нижегородской области.

Актуальной на сегодняшний день является проблема «Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в процессе реализации сетевых проектов в начальной школе», которая реализуется кафедрой.

Инновационная деятельность по данной теме обусловлена следующими факторами:

- потребностями современного образования в выпускниках, способных получать, анализировать, перерабатывать, представлять информацию, ориентироваться в изменяющихся и усложняющихся информационных потоках;

- недостаточным уровнем теоретической и методической подготовки педагогов начальной школы в направлении формирования и развития информационной культуры всех участников образовательных отношений;

- отсутствием теоретических и практических материалов, устанавливающих взаимосвязь развития информационной культуры всех участников образовательных отношений при использовании проектной деятельности, в частности Интернет-проектов;

- необходимостью расширения практических возможностей педагогов при использовании и создании собственных электронных продуктов.

Образовательные организации, участники данного направления инновационной деятельности, знакомятся с диагностическими методиками оценки уровня развития информационной культуры, направлениями и способами формирования информационной культуры на этапе начального образования, учатся активно использовать различные программы и сервисы в образовательных целях, знакомятся со спецификой работы с информацией в сети Интернет, создают и реализуют собственные Интернет-проекты, направленные на формирование информационной культуры как детей, так и взрослых участников образовательных отношений.

Овладение навыками организации и использования сетевого проекта в педагогической деятельности позволяет всем участникам образовательных отношений овладевать новым предметным содержанием, повысить уровень информационной грамотности, укрепить межличностные отношения в направлениях (учитель-родитель-ребенок).

На современном этапе значимо взаимодействие двух ведущих педагогических систем: семьи и школы, что позволит эффективно решать задачи образования и воспитания. Решение данной проблемы кафедра реализует через инновационную деятельность по теме «Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи».

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут партнёрами. Педагоги, участники данного направления инновационной деятельности, осваивают приёмы работы со взрослыми, разрабатывают программы по становлению компетентного родителя.

С 2016-2017 учебного года под руководством кафедры осуществляется инновационная деятельность, связанная с проблемами преемственности.

Участники инновационной деятельности по теме «Разработка и апробация программно-методического обеспечения подготовки детей к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО» разрабатывают комплекс диагностических и методических материалов для осуществления подготовки детей к школе на базе образовательных организаций в условиях взаимодействия различных субъектов образовательных отношений, основанных на гуманистических позициях в условиях реализации ФГОС.

Формирование и развитие метапредметных результатов учащихся начальной и основной школы в процессе письменно-речевой деятельности при профессиональном взаимодействия учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы осуществляется в ходе инновационной деятельности «Преемственность в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы в процессе письменно-речевой деятельности». Акцент делается на оптимальный отбор учебного содержания, технологий и форм организации деятельности учащихся в процессе восприятия и продуцирования письменной речи. Планируется создание диагностического материала, позволяющего качественно оценивать уровень сформированности метапредметных УУД у обучающихся на разных этапах обучения.

Инновационная деятельность учителя в современном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса. Формирование устойчивой потребности педагога в постоянном саморазвитии и повышении уровня профессиональной компетентности позволяет обеспечить качество образования и развития личности младшего школьника.

11 апреля 2017 года кафедра начального образования организует региональную научно-практическую конференцию «Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагогов начальной школы». На конференции будут рассмотрены актуальные вопросы современного начального образования: «Новые направления инновационной деятельности педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО», «Формирование УУД средствами современных образовательных технологий», «Формирование исследовательских умений педагога в процессе инновационной деятельности», «Возможности персонального сайта педагога в организации дистанционного обучения школьников в условиях реализации ФГОС НОО», «Развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника в условиях малокомплектной школы» и другие. Вопросы, обсуждаемые в рамках конференции, смогут придать новый импульс развитию педагогического сообщества Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph