Сотрудники Министерства образования Нижегородской области и ГБОУ ДПО НИРО на Первомайской демонстрации
Сотрудники ГБОУ ДПО НИРО на Первомайской демонстрации
Вход для пользователей
Актуальная тема

Вариативные формы дошкольного образования

Основные векторы развития дошкольного образования (ДО) на современном этапе - модернизация региональных систем образования и введение ФГОС ДО, которые особое внимание уделяют учету индивидуальных потребностей ребенка, состоянию его здоровья. Сегодня в Нижегородской области активно развиваются новые формы дошкольного воспитания, позволяющие реализовать идею доступности образования для детей, не посещающих детский сад, для дошкольников, имеющих особые образовательные потребности. Растет стремление родителей к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Педагогические работники дошкольных образовательных организаций (ДОО), в свою очередь, запрашивают специальные программы организации деятельности детсада и по работе с детьми-инофонами (не говорящими на русском языке). Кафедра управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО осуществляет руководство экспериментальной и инновационной деятельностью ДОО, оказывает консультационную поддержку руководителям и педагогам ДОО по вопросам разработки образовательных программ, организации системы методической работы в ДОО в контексте ФГОС ДО.

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка раннего и дошкольного возраста. В связи с этим разрабатываются и совершенствуются примерные основные образовательные программы дошкольного образования, методики и технологии. Проектируются в соответствии с ФГОС образовательные программы дошкольного образования. Накапливается управленческий и педагогический опыт сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в условиях региональных и муниципальных образовательных систем, на уровне дошкольной образовательной организации. Получают развитие вариативные формы дошкольного образования и модели организации образовательной деятельности. Детские сады, реализующие вариативные формы дошкольного образования, помогают родителям в развитии детей. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых – родителей (законных представителей), педагогических работников – способствует организации адресной помощи каждому ребенку и их родителям.

Кафедра управления дошкольным образованием на протяжении многих лет осуществляет руководство экспериментальной и инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций, в том числе по проблемам развития вариативных форм дошкольного образования, оказывает консультационную поддержку руководителям и педагогам ДОО по вопросам разработки образовательных программ дошкольного образования, созданию консультационных центров для родителей, организации системы методической работы в ДОО в контексте ФГОС ДО, обобщению передового педагогического опыта.

24-25 ноября 2015 года в ГБОУ ДПО НИРО состоялся межрегиональный научно-практический семинар «Реализации ФГОС ДО: актуальная управленческая практика». В семинаре приняли участие 249 административных и педагогических работников из городов и районов Нижегородской области, гости из Москвы, Чебоксар.

Социальным партнером кафедры управления дошкольным образованием по организации семинара стало издательство «Творческий центр Сфера» (г.Москва).

В рамках семинара состоялось обсуждение актуальных проблем развития дошкольного образования в России на современном этапе, вопросов управления реализацией ФГОС ДО в условиях дополнительного профессионального образования, была предложена профессиональная (нормативно-компетентностная) модель руководителя дошкольной образовательной организации, рассмотрены проблемы реализации ФГОС ДО в условиях управления инновационной деятельностью, представлены опыт управления развитием вариативных форм дошкольного образования в контексте социального запроса семьи. Руководящие и педагогические работники детских садов – инновационных площадок кафедры. – вопросы реализации ФГОС ДО рассматривали в контексте актуальных управленческих практик. В процессе обсуждения участники семинара отметили, что обеспечение современного качества образования в условиях введения ФГОС ДО возможно при условии комплексного сопровождения данного процесса на всех уровнях управления образовательными системами. Актуальными направлениями деятельности ДОО были названы учебно-методическое, научно-методическое, организационное и информационно-аналитическое сопровождение реализации ФГОС ДО.

На основании запросов руководящих и педагогических работников ДОО перспективным направлением исследований кафедры может стать разработка специальной программы организации деятельности ДОО по работе с детьми-инофонами.

В связи с процессами глобализации и интеграции бывших союзных республик в экономическое пространство Российской Федерации происходит приток населения из бывших союзных республик. Эти граждане, получившие образование после распада СССР, не изучали русский язык. Поскольку, как правило, они прибывают вместе с семьями, то возникает проблема социализации в российском обществе не только самих мигрантов, но и их детей. Первой ступенью такой социализации является прием детей в детский сад. Проблемой становится отсутствие знаний языка, невозможность коммуникации для детей и их родителей с русскоязычным персоналом и детьми ДОО.

В рамках исследования кафедра проводит мониторинг востребованности специальной организации деятельности ДОО с детьми-инофонами.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph