3
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Актуальная тема

Вариативные формы дошкольного образования

Основные векторы развития дошкольного образования (ДО) на современном этапе - модернизация региональных систем образования и введение ФГОС ДО, которые особое внимание уделяют учету индивидуальных потребностей ребенка, состоянию его здоровья. Сегодня в Нижегородской области активно развиваются новые формы дошкольного воспитания, позволяющие реализовать идею доступности образования для детей, не посещающих детский сад, для дошкольников, имеющих особые образовательные потребности. Растет стремление родителей к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Педагогические работники дошкольных образовательных организаций (ДОО), в свою очередь, запрашивают специальные программы организации деятельности детсада и по работе с детьми-инофонами (не говорящими на русском языке). Кафедра управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО осуществляет руководство экспериментальной и инновационной деятельностью ДОО, оказывает консультационную поддержку руководителям и педагогам ДОО по вопросам разработки образовательных программ, организации системы методической работы в ДОО в контексте ФГОС ДО.

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка раннего и дошкольного возраста. В связи с этим разрабатываются и совершенствуются примерные основные образовательные программы дошкольного образования, методики и технологии. Проектируются в соответствии с ФГОС образовательные программы дошкольного образования. Накапливается управленческий и педагогический опыт сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в условиях региональных и муниципальных образовательных систем, на уровне дошкольной образовательной организации. Получают развитие вариативные формы дошкольного образования и модели организации образовательной деятельности. Детские сады, реализующие вариативные формы дошкольного образования, помогают родителям в развитии детей. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых – родителей (законных представителей), педагогических работников – способствует организации адресной помощи каждому ребенку и их родителям.

Кафедра управления дошкольным образованием на протяжении многих лет осуществляет руководство экспериментальной и инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций, в том числе по проблемам развития вариативных форм дошкольного образования, оказывает консультационную поддержку руководителям и педагогам ДОО по вопросам разработки образовательных программ дошкольного образования, созданию консультационных центров для родителей, организации системы методической работы в ДОО в контексте ФГОС ДО, обобщению передового педагогического опыта.

24-25 ноября 2015 года в ГБОУ ДПО НИРО состоялся межрегиональный научно-практический семинар «Реализации ФГОС ДО: актуальная управленческая практика». В семинаре приняли участие 249 административных и педагогических работников из городов и районов Нижегородской области, гости из Москвы, Чебоксар.

Социальным партнером кафедры управления дошкольным образованием по организации семинара стало издательство «Творческий центр Сфера» (г.Москва).

В рамках семинара состоялось обсуждение актуальных проблем развития дошкольного образования в России на современном этапе, вопросов управления реализацией ФГОС ДО в условиях дополнительного профессионального образования, была предложена профессиональная (нормативно-компетентностная) модель руководителя дошкольной образовательной организации, рассмотрены проблемы реализации ФГОС ДО в условиях управления инновационной деятельностью, представлены опыт управления развитием вариативных форм дошкольного образования в контексте социального запроса семьи. Руководящие и педагогические работники детских садов – инновационных площадок кафедры. – вопросы реализации ФГОС ДО рассматривали в контексте актуальных управленческих практик. В процессе обсуждения участники семинара отметили, что обеспечение современного качества образования в условиях введения ФГОС ДО возможно при условии комплексного сопровождения данного процесса на всех уровнях управления образовательными системами. Актуальными направлениями деятельности ДОО были названы учебно-методическое, научно-методическое, организационное и информационно-аналитическое сопровождение реализации ФГОС ДО.

На основании запросов руководящих и педагогических работников ДОО перспективным направлением исследований кафедры может стать разработка специальной программы организации деятельности ДОО по работе с детьми-инофонами.

В связи с процессами глобализации и интеграции бывших союзных республик в экономическое пространство Российской Федерации происходит приток населения из бывших союзных республик. Эти граждане, получившие образование после распада СССР, не изучали русский язык. Поскольку, как правило, они прибывают вместе с семьями, то возникает проблема социализации в российском обществе не только самих мигрантов, но и их детей. Первой ступенью такой социализации является прием детей в детский сад. Проблемой становится отсутствие знаний языка, невозможность коммуникации для детей и их родителей с русскоязычным персоналом и детьми ДОО.

В рамках исследования кафедра проводит мониторинг востребованности специальной организации деятельности ДОО с детьми-инофонами.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph