Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

Экология в школе

Эксперты выделяют пять фундаментальных вызовов человечеству - и все они связаны с экологией. Поэтому, по словам Президента РФ В. Путина, Россия уделяет этому вопросу особое внимание: "Мы взяли на себя достаточно большие обязательства по сохранению окружающей среды, по ограничению выбросов и так далее. У нас разворачивается очень большая работа в практическом плане и в теоретическом. Любовь к природе и бережное отношение к природе в широком смысле слова, к пониманию экологических процессов крайне важно прививать".

С 2019 года в Нижегородской области реализуется национальный проект «Экология». Образовательные организации Нижегородского региона принимают участие в реализации национального проекта, формируя на всех ступенях обучения природосообразное экологическое мышление, экологическую компетентность. По данным мониторинга «О состоянии преподавания предмета "Экология", более чем в 400 общеобразовательных организациях Нижегородской области в рамках факультативов и внеурочной деятельности изучается экология, почти 200 школ включили экологию в основную образовательную программу как отдельный учебный предмет. Координирует работу по организации экологического образования кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО. Сотрудниками кафедры разработаны и успешно реализуются на протяжении ряда лет такие формы экологического образования, как областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников и очно-заочная областная научно-практическая конференция по экологии для обучающихся общеобразовательных организаций.

ГБОУ ДПО НИРО системно ведет работу по четырем основным направлениям:

Под руководством заведующей кафедрой доцента Е.В.Алексеевой на базе кафедры работают инновационные площадки по экологическому образованию, среди которых Лицей №8 г.о.г. Н.Новгород, Зарубинская средняя школа и средняя школа №4 Городецкого района. Учителя-предметники в рамках работы инновационных площадок обобщили свой опыт в области экологического образования и издали пособия для учащихся - «Биологическое краеведение», «Географическое краеведение». Сегодня педагоги решают задачи обновления содержания данных пособий согласно ФГОС.

Преподаватели кафедры представили свой опыт на I, II и III Всероссийских конференциях по экологическому образованию. На страницах журналов «Химия в школе», «Биология в школе» опубликованы следующие статьи:

Алексеева Е.В., Горбенко Н.В.Реализация школьного экологического образования в Нижегородском регионе.
Горбенко Н.В. Об экологизации школьного образования.
Горбенко Н.В. Наш подход к формированию химико-экологической компетентности.

Для педагогов региона изданы «Методические рекомендации для учителей химии «Элективные курсы химико-экологической направленности». Автор – доцент кафедры Горбенко Н.В. В издательстве «Русское слово-учебник» вышел УМК для профильной школы авторского коллектива - Н.В.Горбенко, С.Б.Шустова и Л.В.Шустова «Химические аспекты экологии» для учащихся 11 класса общеобразовательных организаций. Он включает в себя программу курса по выбору, учебное пособие, рабочую тетрадь и методические рекомендации для учителя.

Кафедра в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников проводит лекционные и практические занятия по экологизации образовательной области «Естествознание». Разработаны отдельные курсы экологической направленности для учителей, ведущих различные предметы. Примером такого курса является дистанционный курс «Современные тенденции развития школьного экологического образования» (куратор Н.В.Горбенко).

Экологическое мышление является неотъемлемой частью экологической культуры каждого человека, под которой подразумевается способность пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. И школьному образованию отводится особая роль в развитии экологического сознания подрастающего поколения. Национальный проект «Экология» нацелен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах; повышение качества питьевой воды; экологическое оздоровление водных объектов.

По словам губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, Нижегородская область является одним из лидеров в стране по объёму привлечённого финансирования в рамках нацпроекта. Регион принимает участие в федеральных проектах "Сохранение лесов", "Оздоровление Волги", "Комплексная система обращения с ТКО", "Чистая Вода", "Чистая страна", "Сохранение уникальных водных объектов Нижегородской области".

Проект предусматривает, что экологическое образование школьников станет непрерывным и целенаправленным процессом, реализующимся в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Только совместная деятельность всех педагогов-предметников, интегративный подход в изложении предметного содержания позволит достичь личностных результатов в области формирования экологического сознания каждого выпускника школы.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph