НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
С 2006 г. ГОУ ДПО НИРО
возглавляет Н.Ю. Бармин, кандидат
экономических наук, отличник народного просвещения.
Значительные изменения
произошли в структуре института - открыты новые кафедры, центры: Центр дистанционного
обучения, Центр организационно-методического сопровождения ПНПО, Региональный
центр обработки информации (сопровождение ЕГЭ), издательский центр. Разработана
и принята к реализации Программа развития института.
В 2008 г. Нижегородский
институт развития образования становится ресурсным центром по реализации многовекторной системы непрерывного образования.
Значительно возросло техническое оснащение учебных кабинетов и лабораторий.
В ГОУ ДПО НИРО сегодня
образовательную деятельность по 55 программам повышения квалификации
и профессиональной переподготовки осуществляют 135 преподавателей.
Среди них 17 докторов наук и 71 кандидат наук. Образовательные программы, такие
как: «Современный образовательный менеджмент» - межкафедральная
программа подготовки администраторов системы образования, «Проектирование
учебных программ по образовательным дисциплинам учебного плана в соответствии с
новыми образовательными стандартами», дают управленцам и педагогам, помимо
учебно-методических и диагностических материалов измерения профессиональных
затруднений и профессиональных возможностей, и умения эффективно управлять
образовательным процессом. Главная задача организации образовательной
деятельности – создание условий для практикоориентированного
и индивидуализированного обучения: внедряется накопительная система повышения
квалификации, развивается дистанционное обучение педагогов.
Ежегодно в НИРО повышают
квалификацию свыше 8 тысяч педагогических работников Нижегородской области.
В Институте сформированы и
функционируют 4 научно-педагогические школы:
- Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии (научный руководитель - Сековец
Л. С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
коррекционной педагогики и специальной психологии) По основным
направлениям научных исследований кафедра сотрудничает с Институтом
коррекционной педагогики Российской Академии образования, с Академией
повышения квалификации.
- Средовой подход как теоретическая основа стратегии опосредованного
управления в образовании (научный руководитель – Ю. С. Мануйлов, доктор
педагогических наук, заведующий лабораторией среды и средовых исследований
в образовании).
Научно- педагогическая школа
распространяет результаты исследований на международных и российских
конференциях, симпозиумах в Москве, С-Петербурге, Екатеринбурге, Сургуте,
сотрудничает с Институтом теории образования и педагогики РАО, с
редколлегиями журналов «Педагогика», «Завуч», «Вестник высшей школы».
Лаборатория среды и средовых исследований активно сотрудничает с Елецким
государственным университетом им. И. А.Бунина, Екатеринбургским государственным
педагогическим университетом, Сургутским
государственным педагогическим университетом, Российским государственным
педагогическим университетом им. А.И.Герцена и др.
- Функциональные закономерности взаимодействия образного и
логического мышления (руководитель – Л. В. Шамрей,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой словесности и культурологии).Исследования проводятся в
русле одной из важнейших проблем гуманитарного образования совместно с
кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Санкт-
Петербургского государственного педагогического университета Л. В. Шамрей и её ученики развивают традиции
методической школы В. Г. Маранцмана, в создании
его учебников по литературе для общеобразовательной школы
принимают участие и преподаватели кафедры.
- Регуляция физкультурно- оздоровительной
деятельности в образовательном учреждении (руководитель – В. Т. Чичикин, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и ОБЖ). Сфера
научных исследований - здоровьесберегающие
ресурсы при обучении школьников. Совместно с Российской государственной
академией физической культуры и Санкт- Петербургской академией
физической культуры проводятся разработки адресных рекомендаций по
оптимизации учебного процесса. По проблеме «Регуляция
физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении»
и по результатам исследований проведено 4 Всероссийских научно-
практических конференции.
В 2007 году в институте открыта
аспирантура, где обучение идет по следующим направлениям:
- 13.00.02 – теория и методика преподавания русского языка,
литературы (руководитель – профессор, доктор педагогических наук Л.В. Шамрей)
- 13.00.03 - коррекционная педагогика (руководитель - профессор,
доктор педагогических наук Л.С. Сековец)
- 13.00.08 – профессиональное образование (руководители - профессор,
доктор педагогических наук В.Т. Чичикин, доктор
педагогических наук, доцент Г.А. Игнатьева).
Институт ведет ряд сетевых
научно-исследовательских проектов, востребованных современной системой
образования:
- Нижегородская инновационная школа
- Создание информационной образовательной среды ОУ
- Оптимизация содержания деятельности системы НиСПО
Миссия сетевого
проекта «Нижегородская инновационная школа» - осознанное и целенаправленное
проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых впервые
становится возможным и подлинно личностное самоопределение человека, и
обретение им своей субъектности, и авторство
собственных осмысленных действий.
В этой связи, современный
педагог становится профессионалом-антропопрактиком,
для которого учебный предмет выступает средством и площадкой развития
самобытных индивидуальных способностей учащихся.
Сегодня институт вправе
говорить о своей уникальности: уникален проект дистанционного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные
учреждения по состоянию здоровья, внедряемый кафедрой коррекционной педагогики
и специальной психологии; НИРО активно осуществляет дистанционное обучение
педагогов по лицензированным программам повышения квалификации – сегодня их
более 17.
В институте разработан УМК
«Религии России», отвечающий требованиям времени.
Важное направление в
деятельности института – организационно-методическое и
организационно-техническое сопровождение национального приоритетного проекта
«Образование», итоговой аттестации выпускников ОУ в форме ЕГЭ , аттестации
педагогических кадров.
Среди социальных партнеров
института – Интел, Майкрософт, Венский экономический университет, Нижегородская
епархия православной церкви, ДУМНО, НФПК, МО РФ, АПКиПРО
и др. Для обучающихся читают лекции ведущие ученые страны: Ш. Амонашвили, А. Сахаров, В. Слободчиков,
А. Асмолов и др.
В 2007 институты
дополнительного образования педагогических работников ПФО по инициативе НИРО
объединились в Ассоциацию. Председателем Ассоциации единодушно был избран
ректор ГОУ ДПО НИРО Николай Юрьевич Бармин, кандидат
экономических наук, доцент.
Издания ГОУ ДПО НИРО – это
журналы «Нижегородское образование», «Проблемы школьного воспитания», газеты
Школа» и «Сюжет» (Содружество Юных Журналистов).
Все проекты и программы НИРО
направлены на дальнейшее развитие образования. И хотя институту уже 80,
творческий потенциал сотрудников позволит достичь новых вершин и сохранить
позиции лучших в едином образовательном пространстве Приволжского федерального
округа.