Одним из направлений национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России,
является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной
школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и
вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране. Что при этом изменится в
школьном образовательном процессе для учителей, учащихся и их родителей?
Новый подход предлагает
рассматривать стандарты как общественный
договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы
общего образования. Тем самым закладывается
иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений,
основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования.
Это положение влечет за собой ряд
следствий для системы педагогического образования:
- ориентация на субъект-субъектные отношения,
подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор (в
том числе – содержания своего образования и уровень его освоения) и наделение
их ответственностью за сделанный выбор;
- вариативность образования, в том числе
дифференциация и индивидуализация обучения);
- реализация педагогики сотрудничества на основе
четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов, учащихся и их
родителей, доступной и посильной для всех сторон системы требований.
Важнейшей отличительной
особенностью является ориентация стандарта второго
поколения на результат образования, поскольку именно ожидаемые
результаты наилучшим образом выражают как государственные, так и общественные и
индивидуально-личностные запросы в адрес системы общего образования.
Это положение, в совокупности с
предыдущим, имеет определяющее значение для отбора педагогических технологий,
дидактических и методических средств, всей идеологии планирования, организации
и реализации образовательного процесса. Оно означает, что одним из ведущих
элементов всего образовательного процесса становится система оценивания в целом
и, в частности, система текущего оценивания, используемая учителем.
Практика
убедительно показала, что для получения ожидаемых результатов учитель должен
иметь возможность в достаточно широких пределах варьировать используемые им
педагогические средства (в том числе – и содержание учебных пособий) с целью
адаптации образовательного процесса к особенностям и потребностям контингента
учащихся, к специфике местных условий и требований, владеть системой и
критериальной базой оценки планируемых результатов.
Еще одной важнейшей особенностью
стандартов второго поколения является их опора на деятельностную парадигму
образования, постулирующую в качестве цели и основного результата образования
развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
В стандартах отражен принципиально новый
взгляд на систему начального образования, на изменения в его методологической
основе, целях и задачах, содержании, методах и приемах, формах организации
учебной деятельности, планируемых результатах начального образования. Это
влечет за собой изменение требований к подготовке и повышению квалификации
учителя начальной школы.
Внедрение стандартов второго
поколения требует серьезного
сопровождения в различных направлениях.
- Нормативное
сопровождение.
- Инструментальное
сопровождение (учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ,
представление и анализ учебников и ЦОР, учебное оборудование и пр.)
- Технологическое и информационно-методическое
сопровождение (педагогические технологии, учебные модули, порталы, рекомендации
по проектированию учебного процесса).
Главным результатом повышения квалификации педагога следует считать изменения, предполагающие:
- динамику личностного развития педагогов
(сформированность их самостоятельности, ответственности,
креативности и т.п.);
- сформированность базовых компетентностей и
функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их
способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах.
Кафедра начального образования
ГОУ ДПО НИРО обеспечивает через различные формы образовательных услуг повышение
квалификации и педагогического мастерства учителей начальных классов,
осваивающих стандарты второго поколения.
Новые ФГОС определяют следующие цели, задачи,
направления оптимизации начального образования:
- Формирование
предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе;
- Воспитание
умения учиться – способности к самоорганизации
с целью решения учебных задач;
- Индивидуальный
прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,
познавательной, саморегуляции.
В
результате начального общего образования у обучающихся должны быть
сформированы:
-
осознанное принятие ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
-
желание и умение учиться, готовность к
образованию в основном звене школы и самообразованию;
-
инициативность, самостоятельность, навыки
сотрудничества
в разных видах деятельности;
-
математическая грамотность и грамотность в
области чтения как основа всего последующего обучения.
Образовательная программа должна
быть ориентирована на формирование
- умений организовывать свою учебную деятельность,
практически определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих
целей; практически оценивать достигнутые результаты, дифференцировать процесс
решения и его результат;
-
ключевых компетентностей, имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности, включающих обобщенные способы
решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация
данных, их первичная интерпретация, презентация результатов); умения работать с
разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной,
справочной литературой;
-
нравственных норм поведения в природе,
общественных учреждениях, умений действовать, не подвергая риску себя и
окружающих.
Достижение указанных результатов
обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы
непрерывного образования.
Достижение требований к
результатам начального общего образования выявляется:
- в области оценки индивидуальных образовательных
результатов – путем проведения проверочных работ в области математики, русского
и родного языков, а также в форме презентации результатов индивидуальной или
групповой творческой, проектной деятельности обучающихся;
- в области
оценки деятельности образовательного учреждения и деятельности системы
образования – путем проведения
специальных диагностических, социально-психологических и социологических
исследований, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения
экспертизы достижений учащихся.
К результатам, которые подлежат
итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных
учебных предметов, относится
функциональная грамотность в области математики, русского и родного языков,
т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и
универсальных способов.
К результатам, которые не подлежат персонифицированной
итоговой оценке, относятся:
- ценностные
ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные
позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и
др.);
- характеристика
социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики
личности.
Кафедра начального образования ГОУ ДПО НИРО приглашает принять участие в интерактивном опросе.