международная научно-практическая конференция Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности по предмету Иностранный язык
Проект Tempus
Проект Tempus
Вход для пользователей
Актуальная тема

Назовите ключевую на Ваш взгляд проблему, которую необходимо решать через обновление содержания общего образования

Ориентация на усвоение информации в ущерб задаче освоения способов получения новых знаний и способов их применения
Многопредметное содержание школьного образования и отсутствие межпредметных связей и единой методологической основы построения предметных областей
Недостаточное раскрытие в содержании образования ценностно-смысловых аспектов, способствующих самоопределению обучающихся относительно изучаемых сторон действительности, процессов познания и собственной деятельности
Сохранение взгляда на содержание как на систему основ наук, изучение которых имеет целью подготовку в вуз
Отсутствие методологии учета в содержании образования особенностей конкретных регионов, муниципалитетов, школ
Отсутствие методологии построения содержания для различных когорт учащихся (дети с проблемами здоровья, группы социального риска, одаренные дети и т.д.)

Необходимость изменения содержания образования в школе определяется изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук, тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности, требующих включения новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение.

Разработка нового содержания образования и форм его освоения входит в зону ответственности Федеральных инновационных площадок (ФИП) Минобрнауки РФ. Основной формой инновационной деятельности
ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» и является создание участниками ФИП основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, ориентированных на развитие субъектности обучающихся в условиях реализации такой образовательной антропопрактики, которая представляет собой комплекс новых средств и нового содержания образовательной деятельности.

Кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО приглашает принять участие в обсуждении ключевых проблем, которые необходимо решать через обновление содержания общего образования.

Обновление содержания общего образования – эволюционный процесс, неизбежно длительный, многоэтапный, требующий привлечения значительных интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов в масштабах, пропорциональных масштабам преобразований.

Необходимость изменения содержания образования в школе определяется, во-первых, изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук, тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности, требующих включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение. А во-вторых, на фоне резкого расширения среды обитания человека до планетарных масштабов существенно расширились привычные представления о том, что необходимо каждому человеку для свободной ориентации в мире. Отсюда наряду с системой представлений о норме отношений с окружающим миром неотъемлемым элементом теории содержания становятся представления об уровне развития, способностях, свойствах и чертах характера, наконец, о деятельности, способствующей развитию ожидаемых качеств личности.

Стратегическая задача, связанная с обновлением содержания общего образования обозначена в поручениях Президента Правительству Российской Федерации: разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях (Пр-15ГС, п.1а).

Приоритетные области обновления содержания общего образования определены в Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р: направленной на «формирование и реализацию механизма опережающего обновления содержания и технологий образования (прежде всего, в областях, нуждающихся в модернизации: иностранный язык, социальные науки, технологии); совершенствование содержания и технологий образования в областях потенциального международного лидерства (обучение математике и чтению)».

В качестве основного механизма обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения в Государственной программе обозначено внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того в программе определено, что механизмом опережающего обновления содержания и технологий образования станет поддержка инновационных образовательных организаций и их сетевых объединений.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает государственные требования к содержанию общего образования: «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Согласно закону содержание образования в РФ определяют образовательные программы (N 273-ФЗ | ст 12. | п.1).

На современном этапе особая роль в обеспечении качества и развития содержания общего образования отводится учебно-методическим объединениям (УМО), которые создаются в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных основных общеобразовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

Региональные УМО обладают достаточно широким кругом полномочий: они могут вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам деятельности системы общего образования, в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам образования; проводить олимпиады и конкурсы; участвовать в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся, программ повышения квалификации педагогических работников; обеспечивать методическое сопровождение примерных программ общего образования через оказание информационных, консультационных и экспертных услуг.

В то же время стремительность всех социально-экономических процессов, неожиданность изменений, рост сложности, динамизма и новизны разноплановых проблем заставляют систему образования жить в опережающем общественные изменения формате, связанном с умением прогнозировать требования незнакомой, качественно новой реальности и трансформировать под них свои структуры, ключевой из которых является содержание образования.

Соответственно разработки нового содержания образования и форм его освоения обозначены в качестве приоритета государственной политики в области образования и входят в зону ответственности Федеральных инновационных площадок Министерства образования и науки РФ и в частности ФИП «Проектно – сетевой институт инновационного образования», научное руководство которым осуществляет кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО. Основной формой инновационной деятельности в данном направлении является создание образовательными организациями - участниками ФИП - основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, ориентированных на развитие субъектности обучающихся в условиях реализации определенной образовательной антропопрактики, представляющей собой комплекс новых средств и нового содержания образовательной деятельности в пространстве субъективной реальности человека, образованной: пространством со-бытийной общности, пространством совместно-распределенной деятельности, пространством рефлексивного сознания.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в обсуждении данной темы на нашем форуме

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph